План сценария КВН для 9–8 классов «В мире естественных наук»
ПЛАН СЦЕНАРИЯ КВН ДЛЯ 9-8 КЛАССОВ «В МИРЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК»
Савина Ольга Александровна, учитель физики МАОУ «СОШ № 12» ГО «Северодвинск» Архангельской области, borok1321@yandex.ru
ИНСТРУКЦИЯ
КВН — популярен и имеет преимущества перед другими формами игр. В процессе подготовки решается целый комплекс учебных и воспитательных задач. Школьники учатся творчески мыслить, «добывать» знания, быстро ориентироваться в обстановке, давать правильные и остроумные ответы.
Работа команд и болельщиков развивает чувство ответственности, взаимовыручки и творческой коллективной работы.
Команды по 7-10 человек из параллельных классов и болельщики.
Жюри: учитель и два ученика старших классов.
Организатор: учитель физики. Можно привлекать учителей географии, биологии, химии.
Ведущие: обучающиеся 11 класса - 2 человека.
Оборудование: метроном, гонг для отсчета времени, ящик черного цвета для конкурса (содержимое ящика: мячик, мензурка, вода, кепка), психрометр, барометр, динамометр, вольтметр.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущие. Итак, что такое КВН?
Игра-страда, под воздействием которой вся людская масса диссоциирует на болельщиков и игроков.
Игроки выигравшей команды заряжены положительно.
Проигравшей – отрицательно.
Жюри – электронейтрально.
Наш закон – закон сохранения успеха!
Полный запас успеха обеих команд постоянен. Он только может переходить от одной команды к другой и наоборот. напишем главный закон КВН динамики: «Наука + юмор = const».
Чем больше науки, тем меньше юмора и наоборот.
1. Приветствие команд. Название, визитная карточка.
2. Разминка - 30 секунд на обдумывание ответов.
Вопросы для разминки (0-6 баллов):
1) Где карась тяжелее: в родном озере или на сковороде?
2) У какого мальчика молекулы в теле движутся быстрее: у здорового или больного?
3) Где надо построить дом, чтобы все его окна смотрели на юг?
4) В каком состоянии находится брошенный камень?
5) Почему, несмотря на тяготение, поднимается вверх воздушный шар?
6) Зачем подводной лодке придают обтекаемую форму?
3. Кратковременные конкурсы (0-6 баллов).
1. Задание каждой команде. Выдается фотография (Приложение 1). Узнать по фотографии тип электростанции. Соотнести номер иллюстрации и тип электростанции, расшифровать название.
Ответ: В-1, Ж-2, Е-3, Г-4, Д-5, Б-6, А-7.
2. Историческая викторина по физике: «О каком ученом или путешественнике идет речь?» (0-5 баллов).
Чем быстрее отгадали ответ, тем больше баллов.
Вопросы первой команде:
1) Он был одним из первых ученых, работавших на войну, и первой жертвой войны среди людей науки (5 баллов);
2) Его изобретения весьма популярны (4 балла);
3) С его главным открытием мы сталкиваемся, когда принимаем ванну (3 балла);
4) Он говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир» (2 балла);
5) После сделанного им открытия, он закричал «Эврика» (1 балл).
Ответ: Архимед.
Вопросы второй команде:
1) Это уникальный путешественник XX века (5 баллов);
2) Претендентов на это путешествие было почти 3000, но выбрали именно его (4 балла);
3) Своё кругосветное путешествие он проделал в одиночку (3 балла);
4) Его путешествия прославило человеческий разум, его самого и нашу Родину (2 балла);
5) Перед началом путешествия он сказал: «Поехали!» (1 балл).
Ответ: Ю.А. Гагарин.
3. Конкурс портретов. Команде показывают портрет ученого. Требуется назвать фамилию ученого и область его деятельности (Ломоносов, Ньютон, Архимед...). (0-3 балла)
4. Домашние задание: рассказать, показать, инсценировать интересную историю из жизни учёного (Ньютон, Архимед). (0-6 баллов)
5. Конкурс болельщиков (можно команде) «Черный ящик» (Приложение 2). Ящик обязателен. В нем: мячики, мензурка, вода, кепка. Чем быстрее участники находят ответ, тем больше баллов. (0-5 баллов)
6. Конкурс приборов (0-2 балла).
Назвать прибор и его применение (психрометр, барометр, динамометр, вольтметр и т. д.).
7. Конкурс «Найди ошибку» (Приложение 3) (0-4 балла).
Команда должна предоставить список ошибок.
8. Театральный конкурс (Конкурс капитанов) (0-5 баллов).
Капитаны команд выходят за дверь.
Ведущие показывают командам опыты:
а) взаимодействие магнита подковообразного и стрелки;
б) электризация султанов.
После этого приборы убирают, а команда без слов с помощью жестов, пантомимы показывают вошедшему снова в класс капитану суть опыта. Он должен отгадать предложенное явление или показать опыт.
9. Завершающий конкурс. Самый интересный, веселый конкурс готовит учитель. Команде надо объяснить, что лежит в основе этого опыта или показать его. (0-4 баллов)
Примеры опытов:
1) Опыт с яйцом и бутылкой. Яйцо втягивается в бутылку после сожжения в бутылке бумаги.
(Для удачного проведения яйцо чуть-чуть не доварить, бутылка из под молока советского времени)
2) Предлагают мелкую тарелку, монету, шарик из пластилина, спички, банка 0,5 л. Налить в тарелку немного воды и опустить монету.
Задание: достать монетку «не замочив руки».
(Воткнуть в пластилин спички, поджечь, накрыть банкой, вода из тарелки поднимется в банку)
3) Горящая свеча плавает в воде. Как долго она будет гореть?
4) Чаша Архимеда. Как она устроена (если есть в наличии).
Подведение итогов и награждение: «5» по физике победившей команде.
Приложение 1
Приложение 2
Конкурс «Черный ящик»
Участникам предстоит продемонстрировать знания о физических телах, веществе и других предметах физического познания. Условия игры, те же, что и в исторической викторине.
Задание 1. В черном ящике находится всем известное физическое тело.
1) Благодаря этому телу можно доказать упругость газов.
2) Его движение представляет собой неплохой пример механического движения.
3) Он друг некоторых спортсменов.
4) Оно имеет форму круга.
5) Из-за него плакала Таня.
Ответ: мяч
Задание 2. В черном ящике находится физический прибор.
1) По отношению к нему нужно быть очень осторожным.
2) На нем нанесена шкала.
3) Обычно его изготовляют из стекла.
4) С его помощью можно наблюдать диффузию.
5) Благодаря ему можно определить объем жидкости.
Ответ: мензурка
Задание 3. В черном ящике находится вещество.
1) Организм взрослого человека состоит на 65% из этого вещества.
2) Мы постоянно встречаемся со всеми тремя его агрегатными состояниями.
3) Его используют для уменьшения трения.
4) Это вещество хорошо подходит для систем нагревания и охлаждения.
5) Его называют „соком жизни“ на Земле.
Ответ: вода
Задание 4. В черном ящике находится живое существо.
1) Он обладает большой чувствительностью глаз, при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.
2) Всего за 0,05с его мозг способен распознать объект.
3) За всю жизнь оно съедает около 40т пищи.
4) Народная мудрость гласит: его надо бояться.
5) Это существо самое умное на Земле.
Ответ: человек
Приложение 3
Найди ошибку
В яркий солнечный день пионеры отправились в поход. Чтобы было не жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок был сухим и чистым. Идти было легко. Дальше путешественники свернули на луг, и пришлось сбавить шаг.
Далеко впереди ребята увидели человека, который рубил хворост. Его трудно было разглядеть, потому что и человек и окружающие его кусты были видны неясно, контуры их расплывались и, казалось, будто они колышутся и дрожат. Подойдя к дровосеку метров на двести, ребята увидели, как он поднял и опустил топор на толстый сук, однако удар топора они услышали не сразу.
На ночлег расположились на берегу реки. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам сразу стало теплее. На дне реки лежал большой камень. Трое ребят с трудом подняли его в воде, но зато легко выбросили его на берег.
Над костром повесили два чайника: круглый и цилиндрический. В первом вода быстро закипела.