План урока «Упражнения посадки тракториста в кабине, пользование ими рабочими органами и педалями. Изучение показаний рабочих приборов»

0
0
Материал опубликован 15 December 2016 в группе

План урока. Упражнение № 21.

Тема: Упражнения посадки тракториста в кабине, пользование ими рабочими органами и педалями. Изучение показаний рабочих приборов.

Время выполнения: 1 часа.

Цели урока:

Образовательная: сформировать практический опыт пользования органами управления и контрольно-измерительными приборами колесного трактора Т-150К.

Воспитательная: воспитывать интерес к профессии тракториста, добросовестность, ответственность и культуру труда.

Развивающая: развивать техническое мышление, самостоятельность, умение использовать в речи профессиональную терминологию.

Тип урока: изучение трудовых приемов

Метод обучения: наглядный, практический, индивидуальный

Материально техническое оснащение урока:

Трактор Т-150К, трактородром, инструкционно-технологическая карта, учебно-путевой лист, комплект инструментов, комплект заправочного оборудования, ветошь, медицинская аптечка.

Межпредметная связь: ПДД, устройство, эксплуатация трактора.

Ход урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 2 мин.

Рапорт обучающегося о готовности к уроку.

Проверка формы одежды обучающегося, наличия тетради и ручки.

Проверка готовности трактора для проведения данного урока.

II. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 15 мин.

Сообщение темы и цели урока.

Инструктаж по технике безопасности.

Показ проведения ЕТО (проводит мастер п/о, обучающийся следит за проведением ЕТО по инструкционной карте “Порядок проведения ЕТО”)

Показ и демонстрация упражнения:

показ правильного расположения тракториста в кабине и правильного расположения рук на рулевом колесе;

ознакомление с органами управления трактора, педалями и контрольно-измерительными приборами, подробное разъяснение их назначения;

демонстрация приемов пользования рычагами гидросистемы;

демонстрация приемов пользования рычагом переключения передач;

показ расположения заправочных емкостей в тракторе;

знакомство с ИТК выполнения упражнения.

III. ТЕКУЩИТЙ ИНСТРУКТАЖ – 25 мин

Изучение оборудования и инструментов для заправки и для проведения ЕТО за трактором.

Выполнить работы по проведению ЕТО и подготовки колесного трактора к работе с соблюдением правил ТБ и пожарной безопасности.

Проверить правильность и последовательность пользования органами управления и КИП.

Обучающиеся отрабатывают включение и выключение органов управления. Он должен научиться включать и выключать рычаг КПП, рычаг диапазонов не смотря на него.

Проверить правильность посадки на рабочем месте, вход в кабину и выход.

Проверить соблюдений правил по ТБ и пожарной безопасности.

Производительность и экономичность трактора во многом зависит от правильного и умелого управления. Поэтому тракторист должен хорошо знать приемы органов управления и обеспечение безопасности работы.

Закончив отработки упражнения, надо очистить трактор от пыли и грязи и поставить на место стоянки.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 3 мин

Анализ выполнения упражнения обучающегося.

Отметить положительные моменты при выполнении упражнения обучающегося.

Проанализировать ошибки допущенные обучающимся при выполнении упражнения.

Сообщить о достижении цели урока и соблюдение правил по ТБ.

Оценить знание, умение и навыки, оценку поставить в журнале п/о и путевой лист.

Сообщить задачи на следующий урок и дать задание на дом.

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Методические рекомендации к уроку

Перед выполнением упражнения обучающийся должен обязательно пройти инструктаж по технике безопасности.

Перед выполнением упражнения необходимо провести ежесменное техническое обслуживание трактора Т-150К согласно ИТК с соблюдением порядка проведения ЕТО.

Самостоятельно по ИТК повторить название, расположение, назначение органов управления и контрольно-измерительных приборов трактора.

Изучить порядок выполнения упражнения.

Ознакомиться с правильной посадкой и безопасными способами подъема и спуска в кабину трактора.

Органы управления колесным трактором Т-150К, контрольные приборы и сигнализация показаны на рис. 1:

Рис. 1. Органы управления и контрольные приборы трактора Т-150К

1 - блоки предохранителей;

2 - розетка переносной лампы;

3 - блок предохранителей;

4 - рукоятка экстренной остановки двигателя;

5 - включатель стеклоомывателя;

6 - указатель давления масла в гидравлической системе коробки передач. Действует во время работы двигателя. Пределы измерений 0-1,6 МПа (0-16 кгс/см2);

7 - контрольная лампа аварийного давления воздуха. Загорается красным светом при понижении давления в пневматической системе до 0,55-0,45 МПа (5,5-4,5 кгс/см2)

8 - двухстрелочный указатель давления воздуха в пневматиче-ской системе. Прибор имеет две шкалы

9 - контрольная лампа указателей поворота. При включении указателей загорается мигающим зеленым светом;

10 - переключатель указателей поворота. При переводе рукоятки влево включаются мигающим светом указатели левого поворота, при переводе вправо - правого поворота. После окончания поворота рукоятку необходимо перевести в нейтральное положение;

11 - включатель вентилятора-пылеотделителя;

12 - включатель вентилятора-отопителя кабины;

13 - переключатель плафона освещения кабины и рабочих (задних) фар трактора. При перемещении рукоятки вперед - включается плафон, при перемещении на себя - включаются рабочие фары, нейтральное положение - выключено;

14 - тахометр со счетчиком моточасов и контрольной лампой засоренности воздухоочистителя двигателя. Показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя в минуту и количество моточасов, отработанных двигателем. При загорании контрольной лампочки необходимо выполнить техническое обслуживание воздухоочистителя;

15 - включатель стартера. Включается стартер поворотом ключа по часовой стрелке до упора;

16 - кнопка дистанционного включения и отключения включателя "массы";

17 - рычаг переключения передач. Расположен на кронштейне рулевой колонки и связан тягой с рычагом распределителя гидравлической системы коробки передач. Он имеет четыре фиксированных положения (рис. 2), которые соответствуют четырем передачам коробки передач. На кронштейне установлен указатель включенной передачи;

Рис.2. Схема положений рукоятки рычага переключения передач: 1, 2, 3, 4 – передачи.

18 - указатель давления масла в системе смазки, двигателя. Действует во время работы двигателя. Пределы измерения 0-1,0 МПа (0- 10 кгс/см2);

19 - указатель тока. Контролирует зарядно-разрядный режим аккумуляторной батареи;

20 - переключатель электрического стеклоочистителя передних стекол;

21 - указатель температуры охлаждающей жидкости. При включении включателя "массы" показывает температуру жидкости в системе охлаждения двигателя;

22 - указатель уровня топлива;

23 - рулевое колесо;

24 - кнопка звукового сигнала;

25 - переключатель ближнего и дальнего света транспортных фар. При переключении рукоятки из нейтрального положения вниз загорается ближний свет. При перемещении рукоятки вверх - загорается дальний свет и лампа контроля дальнего света транспортных фар.

26 - включатель транспортные фонарей и фар. При перемещении рукоятки вверх загораются лампы передних фонарей в секциях белого света и задних в секциях красного света;

27 - рычаг ручного управления топливным насосом двигателя. При перемещении рычага "на себя" подача топлива увеличивается. Крайнее положение рычага "от себя" соответствует минимальным оборотам коленчатого вала;

28 - контрольная лампа включения дальнего света;

29 - рычаг переключения диапазонов коробки передач. Рычагом включают тот или иной диапазон во время трогания трактора с места при выжатой муфте сцепления. Положение рукоятки рычага переключения диапазонов показано на рис. 3;

Рис.3. Схема положений рукоятки рычага переключения диапазонов КП.

Н - нейтральное положение; IД - первый диапазон, IIД - второй диапазон, IIIД - третий диапазон, З.Х - задний ход; Пуск двиг. - пуск двигателя.

30 - кнопка включателя контроля исправности ламп фонарей аварийной сигнализаций в системах смазки и охлаждения двигателя;

31 - контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости. Загорается красным светом при температуре жидкости в системе охлаждения двигателя-98-104 °С;

32 - контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя. Загорается красным светом при понижении давления масла до 0,10±0,03 МПа (1,0±0,3 кгс/см2);

33 - цепочка управления шторкой радиатора двигателя. Может быть зафиксирована в любом положении в пазах направляющей втулки;

34 - педаль управления муфтой сцепления. Сблокирована с механизмом блокировки переключения передач, что не позволяет переключать скорости при включенной муфте сцепления;

35 - педаль управления топливным насосом двигателя. Сблокирована с рычагом 27;

36 - педаль управления тормозным краном;

37 - рычаг стояночного тормоза;

38 - рычаг включения привода редуктора ВОМ и привода насосов гидравлических систем коробки передач и рулевого управления от колес трактора. Схема положений рычага показана на рис.4. Включайте привод ВОМ при неработающем двигателе. При буксировании трактора на мягкой сцепке с неисправным двигателем для управления поворотом включайте привод управления от колес.

Рис.4 Схема положений рычага насоса включения привода редуктора ВОМ и привода насосов гидросистем коробки передач и рулевого управления от колес.

При буксировании на жесткой сцепке для обеспечения смазки деталей коробки передач привод насосов включайте также от колес. Для этого снимите крышку люка в полу кабины и вдавите до отказа стопор на верхней крышке механизма включения (рис. 5). Одновременно передвиньте рычаг включения ВОМ в переднее крайнее положение и отпустите стопор. В таком положении рычаг заблокирован. Чтобы разблокировать его, нужно снова нажать на стопор и перевести рычаг в нейтральное положение.

,

Рис.5 Включение привода от колес.

При буксировке трактора с работающим двигателем нельзя включать привод насосов от колес.

Буксирование задним ходом категорически запрещается;

39 --рычаг включения привода насоса гидравлической системы навесного устройства. При перемещении рычага вперед насос включается;

40 - рычаг включения привода переднего моста. При перемещении рычага вперед передний мост включается;

41 - рычаг управления гидроподжимной муфтой редуктора ВОМ. При перемещении рычага вверх муфта включается;

42 - рычаги управления распределителем гидравлической системы навесного устройства. Схема положений рычагов показана на таблице, прикрепленной к задней панели кабины;

43 - рычаг управления автосцепкой.

44 - блок предохранителей (трактор ХТЗ-150К-12).

На рис.6 изображены информационные таблицы символов, помещенных в кабине трактора.

Органы управления дизелем показаны в инструкции по эксплуатации

Рис.6 Информационные таблички символов

ПОДГОТОВКА ТРАКТОРА К РАБОТЕ

Ежесменное обслуживание (ЕТО)

Перед началом работы проверьте уровни и, при необходимости, долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения.

По окончании работы слейте конденсат из воздушных баллонов пневмосистемы. При необходимости, долейте воду (или специальную жидкость) в бачок стеклоомывателя, по окончании работы заправьте топливный бак двигателя.

Проконтролируйте работоспособность двигателя и других агрегатов трактора, органов управления, стеклоочистителей, систем освещения и сигнализации, тормозов, а так же отсутствие течи топлива, масла, охлаждающей жидкости.

Проверьте и при необходимости очистите щели предочистителя воздухоочистителя двигателя от растительных остатков и подтяните крепление шлангов подсоединительных патрубков воздухоочистителя, отсосной трубки электронного удаления пыли.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ТРАКТОРЕ Т-150 К

Перед пуском двигателя рычаг переключения передач и рычаг переключения режимов должны находиться в положении "Нейтраль N", рычаги гидрораспределителя навесного оборудования - в позиции "Нейтральная"; стояночный тормоз включен.

Перед троганием с места убедитесь, что путь свободен, что между трактором и сельскохозяйственными орудиями, а также в районе шарнирного устройства рамы нет людей. О начале движения предупредите звуковым сигналом.

Перед тем, как выйти из трактора, установите рычаг переключения передач и рычаг переключения режимов - в положение "Нейтраль N"; рычаги гидрораспределителя навесного оборудования - в позиции „Нейтральная"; включите стояночный тормоз и выключите двигатель. Для исключения перегрева гидросистемы не оставляйте трактор в положении полного (до "упора") поворота полурам вправо или влево.

Запрещается при движении пользоваться стояночным тормозом.

Следите за показаниями контрольных приборов и их исправностью. Запрещается работать на тракторе с неисправными приборами.

Запрещается открывать пробки заливной горловины и расширительного бака или выворачивать паровоздушный клапан при аварийном перегреве воды двигателя.

Категорически запрещается работать на тракторе при неисправных рулевом управлении, тормозной системе, электроосвещении и сигнализации.

Давление воздуха в пневмосистеме тормозов в процессе работы должно быть 0,65 - 0,8 МПа (6,5 – 8,0 кгс/см2) .

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации