План урока «Упражнения посадки тракториста в кабине, пользование ими рабочими органами и педалями. Изучение показаний рабочих приборов»
План урока. Упражнение № 21.
Тема: Упражнения посадки тракториста в кабине, пользование ими рабочими органами и педалями. Изучение показаний рабочих приборов.
Время выполнения: 1 часа.
Цели урока:
Образовательная: сформировать практический опыт пользования органами управления и контрольно-измерительными приборами колесного трактора Т-150К.
Воспитательная: воспитывать интерес к профессии тракториста, добросовестность, ответственность и культуру труда.
Развивающая: развивать техническое мышление, самостоятельность, умение использовать в речи профессиональную терминологию.
Тип урока: изучение трудовых приемов
Метод обучения: наглядный, практический, индивидуальный
Материально техническое оснащение урока:
Трактор Т-150К, трактородром, инструкционно-технологическая карта, учебно-путевой лист, комплект инструментов, комплект заправочного оборудования, ветошь, медицинская аптечка.
Межпредметная связь: ПДД, устройство, эксплуатация трактора.
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 2 мин.
Рапорт обучающегося о готовности к уроку.
Проверка формы одежды обучающегося, наличия тетради и ручки.
Проверка готовности трактора для проведения данного урока.
II. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 15 мин.
Сообщение темы и цели урока.
Инструктаж по технике безопасности.
Показ проведения ЕТО (проводит мастер п/о, обучающийся следит за проведением ЕТО по инструкционной карте “Порядок проведения ЕТО”)
Показ и демонстрация упражнения:
показ правильного расположения тракториста в кабине и правильного расположения рук на рулевом колесе;
ознакомление с органами управления трактора, педалями и контрольно-измерительными приборами, подробное разъяснение их назначения;
демонстрация приемов пользования рычагами гидросистемы;
демонстрация приемов пользования рычагом переключения передач;
показ расположения заправочных емкостей в тракторе;
знакомство с ИТК выполнения упражнения.
III. ТЕКУЩИТЙ ИНСТРУКТАЖ – 25 мин
Изучение оборудования и инструментов для заправки и для проведения ЕТО за трактором.
Выполнить работы по проведению ЕТО и подготовки колесного трактора к работе с соблюдением правил ТБ и пожарной безопасности.
Проверить правильность и последовательность пользования органами управления и КИП.
Обучающиеся отрабатывают включение и выключение органов управления. Он должен научиться включать и выключать рычаг КПП, рычаг диапазонов не смотря на него.
Проверить правильность посадки на рабочем месте, вход в кабину и выход.
Проверить соблюдений правил по ТБ и пожарной безопасности.
Производительность и экономичность трактора во многом зависит от правильного и умелого управления. Поэтому тракторист должен хорошо знать приемы органов управления и обеспечение безопасности работы.
Закончив отработки упражнения, надо очистить трактор от пыли и грязи и поставить на место стоянки.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 3 мин
Анализ выполнения упражнения обучающегося.
Отметить положительные моменты при выполнении упражнения обучающегося.
Проанализировать ошибки допущенные обучающимся при выполнении упражнения.
Сообщить о достижении цели урока и соблюдение правил по ТБ.
Оценить знание, умение и навыки, оценку поставить в журнале п/о и путевой лист.
Сообщить задачи на следующий урок и дать задание на дом.
ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Методические рекомендации к уроку
Перед выполнением упражнения обучающийся должен обязательно пройти инструктаж по технике безопасности.
Перед выполнением упражнения необходимо провести ежесменное техническое обслуживание трактора Т-150К согласно ИТК с соблюдением порядка проведения ЕТО.
Самостоятельно по ИТК повторить название, расположение, назначение органов управления и контрольно-измерительных приборов трактора.
Изучить порядок выполнения упражнения.
Ознакомиться с правильной посадкой и безопасными способами подъема и спуска в кабину трактора.
Органы управления колесным трактором Т-150К, контрольные приборы и сигнализация показаны на рис. 1:
Рис. 1. Органы управления и контрольные приборы трактора Т-150К
1 - блоки предохранителей;
2 - розетка переносной лампы;
3 - блок предохранителей;
4 - рукоятка экстренной остановки двигателя;
5 - включатель стеклоомывателя;
6 - указатель давления масла в гидравлической системе коробки передач. Действует во время работы двигателя. Пределы измерений 0-1,6 МПа (0-16 кгс/см2);
7 - контрольная лампа аварийного давления воздуха. Загорается красным светом при понижении давления в пневматической системе до 0,55-0,45 МПа (5,5-4,5 кгс/см2)
8 - двухстрелочный указатель давления воздуха в пневматиче-ской системе. Прибор имеет две шкалы
9 - контрольная лампа указателей поворота. При включении указателей загорается мигающим зеленым светом;
10 - переключатель указателей поворота. При переводе рукоятки влево включаются мигающим светом указатели левого поворота, при переводе вправо - правого поворота. После окончания поворота рукоятку необходимо перевести в нейтральное положение;
11 - включатель вентилятора-пылеотделителя;
12 - включатель вентилятора-отопителя кабины;
13 - переключатель плафона освещения кабины и рабочих (задних) фар трактора. При перемещении рукоятки вперед - включается плафон, при перемещении на себя - включаются рабочие фары, нейтральное положение - выключено;
14 - тахометр со счетчиком моточасов и контрольной лампой засоренности воздухоочистителя двигателя. Показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя в минуту и количество моточасов, отработанных двигателем. При загорании контрольной лампочки необходимо выполнить техническое обслуживание воздухоочистителя;
15 - включатель стартера. Включается стартер поворотом ключа по часовой стрелке до упора;
16 - кнопка дистанционного включения и отключения включателя "массы";
17 - рычаг переключения передач. Расположен на кронштейне рулевой колонки и связан тягой с рычагом распределителя гидравлической системы коробки передач. Он имеет четыре фиксированных положения (рис. 2), которые соответствуют четырем передачам коробки передач. На кронштейне установлен указатель включенной передачи;
Рис.2. Схема положений рукоятки рычага переключения передач: 1, 2, 3, 4 – передачи. |
18 - указатель давления масла в системе смазки, двигателя. Действует во время работы двигателя. Пределы измерения 0-1,0 МПа (0- 10 кгс/см2);
19 - указатель тока. Контролирует зарядно-разрядный режим аккумуляторной батареи;
20 - переключатель электрического стеклоочистителя передних стекол;
21 - указатель температуры охлаждающей жидкости. При включении включателя "массы" показывает температуру жидкости в системе охлаждения двигателя;
22 - указатель уровня топлива;
23 - рулевое колесо;
24 - кнопка звукового сигнала;
25 - переключатель ближнего и дальнего света транспортных фар. При переключении рукоятки из нейтрального положения вниз загорается ближний свет. При перемещении рукоятки вверх - загорается дальний свет и лампа контроля дальнего света транспортных фар.
26 - включатель транспортные фонарей и фар. При перемещении рукоятки вверх загораются лампы передних фонарей в секциях белого света и задних в секциях красного света;
27 - рычаг ручного управления топливным насосом двигателя. При перемещении рычага "на себя" подача топлива увеличивается. Крайнее положение рычага "от себя" соответствует минимальным оборотам коленчатого вала;
28 - контрольная лампа включения дальнего света;
29 - рычаг переключения диапазонов коробки передач. Рычагом включают тот или иной диапазон во время трогания трактора с места при выжатой муфте сцепления. Положение рукоятки рычага переключения диапазонов показано на рис. 3;
Рис.3. Схема положений рукоятки рычага переключения диапазонов КП.
|
30 - кнопка включателя контроля исправности ламп фонарей аварийной сигнализаций в системах смазки и охлаждения двигателя;
31 - контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости. Загорается красным светом при температуре жидкости в системе охлаждения двигателя-98-104 °С;
32 - контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя. Загорается красным светом при понижении давления масла до 0,10±0,03 МПа (1,0±0,3 кгс/см2);
33 - цепочка управления шторкой радиатора двигателя. Может быть зафиксирована в любом положении в пазах направляющей втулки;
34 - педаль управления муфтой сцепления. Сблокирована с механизмом блокировки переключения передач, что не позволяет переключать скорости при включенной муфте сцепления;
35 - педаль управления топливным насосом двигателя. Сблокирована с рычагом 27;
36 - педаль управления тормозным краном;
37 - рычаг стояночного тормоза;
38 - рычаг включения привода редуктора ВОМ и привода насосов гидравлических систем коробки передач и рулевого управления от колес трактора. Схема положений рычага показана на рис.4. Включайте привод ВОМ при неработающем двигателе. При буксировании трактора на мягкой сцепке с неисправным двигателем для управления поворотом включайте привод управления от колес.
Рис.4 Схема положений рычага насоса включения привода редуктора ВОМ и привода насосов гидросистем коробки передач и рулевого управления от колес. При буксировании на жесткой сцепке для обеспечения смазки деталей коробки передач привод насосов включайте также от колес. Для этого снимите крышку люка в полу кабины и вдавите до отказа стопор на верхней крышке механизма включения (рис. 5). Одновременно передвиньте рычаг включения ВОМ в переднее крайнее положение и отпустите стопор. В таком положении рычаг заблокирован. Чтобы разблокировать его, нужно снова нажать на стопор и перевести рычаг в нейтральное положение. , |
Рис.5 Включение привода от колес. |
При буксировке трактора с работающим двигателем нельзя включать привод насосов от колес.
Буксирование задним ходом категорически запрещается;
39 --рычаг включения привода насоса гидравлической системы навесного устройства. При перемещении рычага вперед насос включается;
40 - рычаг включения привода переднего моста. При перемещении рычага вперед передний мост включается;
41 - рычаг управления гидроподжимной муфтой редуктора ВОМ. При перемещении рычага вверх муфта включается;
42 - рычаги управления распределителем гидравлической системы навесного устройства. Схема положений рычагов показана на таблице, прикрепленной к задней панели кабины;
43 - рычаг управления автосцепкой.
44 - блок предохранителей (трактор ХТЗ-150К-12).
На рис.6 изображены информационные таблицы символов, помещенных в кабине трактора.
Органы управления дизелем показаны в инструкции по эксплуатации
Рис.6 Информационные таблички символов
ПОДГОТОВКА ТРАКТОРА К РАБОТЕ
Ежесменное обслуживание (ЕТО)
Перед началом работы проверьте уровни и, при необходимости, долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения.
По окончании работы слейте конденсат из воздушных баллонов пневмосистемы. При необходимости, долейте воду (или специальную жидкость) в бачок стеклоомывателя, по окончании работы заправьте топливный бак двигателя.
Проконтролируйте работоспособность двигателя и других агрегатов трактора, органов управления, стеклоочистителей, систем освещения и сигнализации, тормозов, а так же отсутствие течи топлива, масла, охлаждающей жидкости.
Проверьте и при необходимости очистите щели предочистителя воздухоочистителя двигателя от растительных остатков и подтяните крепление шлангов подсоединительных патрубков воздухоочистителя, отсосной трубки электронного удаления пыли.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ТРАКТОРЕ Т-150 К
Перед пуском двигателя рычаг переключения передач и рычаг переключения режимов должны находиться в положении "Нейтраль N", рычаги гидрораспределителя навесного оборудования - в позиции "Нейтральная"; стояночный тормоз включен.
Перед троганием с места убедитесь, что путь свободен, что между трактором и сельскохозяйственными орудиями, а также в районе шарнирного устройства рамы нет людей. О начале движения предупредите звуковым сигналом.
Перед тем, как выйти из трактора, установите рычаг переключения передач и рычаг переключения режимов - в положение "Нейтраль N"; рычаги гидрораспределителя навесного оборудования - в позиции „Нейтральная"; включите стояночный тормоз и выключите двигатель. Для исключения перегрева гидросистемы не оставляйте трактор в положении полного (до "упора") поворота полурам вправо или влево.
Запрещается при движении пользоваться стояночным тормозом.
Следите за показаниями контрольных приборов и их исправностью. Запрещается работать на тракторе с неисправными приборами.
Запрещается открывать пробки заливной горловины и расширительного бака или выворачивать паровоздушный клапан при аварийном перегреве воды двигателя.
Категорически запрещается работать на тракторе при неисправных рулевом управлении, тормозной системе, электроосвещении и сигнализации.
Давление воздуха в пневмосистеме тормозов в процессе работы должно быть 0,65 - 0,8 МПа (6,5 – 8,0 кгс/см2) .