План воспитательной работы учителя начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Чебоксары
Рассмотрено на ШМО Утверждаю
классных руководителей Директор МБОУ «Средняя
Заместитель директора общеобразовательная школа № 45» МБОУ «СОШ №45» г. Чебоксары
_______________ Н.А. Иванова ___________________ А.П. Лукшин
(протокол № 1 от 31.08.2008 г) (приказ № О-76 от 01.09.2015 г.)
Программа работы классного руководителя с коллективом класса
«Мы разные, но мы вместе»
Срок реализации программы 4 года (сентябрь 2017 года – июнь 2021 года)
Автор программы: Лисичкина А.С..
классный руководитель 1ю класса
г. Чебоксары
2017 г.
Наименование |
Программа работы классного руководителя с коллективом класса «Мы разные, но мы вместе» |
Основания для разработки программы |
Конвенция о правах ребенка. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации». Программа воспитательной работы МБОУ «СОШ № 45» г. Чебоксары. |
Разработчик программы |
Лисичкина Анастасия Сергеевна - классный руководитель 1ю класса МБОУ «СОШ № 45» г. Чебоксары |
Сроки реализации программы |
Сентябрь 2017 – июнь 2021 г. |
Цель программы |
формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива |
Задачи программы |
создать в классе дружескую обстановку уважения и взаимопонимания; развивать умение общаться и сотрудничать со своими одноклассниками и другими учащимися школы; развивать способности адекватного оценивания своих и чужих достижений, радоваться своим успехам и успехам одноклассников, огорчаться за чужие неудачи; развивать творческие, интеллектуальные способности; создать условия для повышения уровня воспитанности учащихся; развивать стойкость, волю, смелость, активность; развивать патриотические чувства, гражданственность, духовные и нравственные ценности; - формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья |
Пути реализации программы |
Базисное образование Дополнительное образование Внеклассная работа Медико-психологическая помощь Социальное партнерство |
Перечень приоритетных направлений |
интеллектуальное военно-патриотическое + исследовательская деятельность творческое физическое воспитание, здоровый образ жизни |
Целевые группы Программы |
Учащиеся с 1ю класса, работники образования, представители общественных объединений, родители и члены семьи. |
Ожидаемые результаты |
К концу 4 класса классный коллектив представляется так: коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, понимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи; коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители.
|
Ресурсы |
Кадровые: Классный руководитель Педагог-психолог Педагоги дополнительного образования Методические: электронные учебники, раздаточный материал, библиотечные ресурсы. Технические: Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной программы: учебные классы; компьютерный класс; библиотека; спортивный зал и спортивная площадка; компьютерное оборудование и ТСО: музыкальные центры, принтер, сканер, мультимедийный проектор; Интернет. Информационно-аналитические: организация выставок организация информационных стендов; освещение работы на сайте школы. |
Актуальность программы
Восточная мудрость гласит: “Если ты думаешь на год вперед, посади семя, если ты думаешь на десятилетие, посади дерево, если ты думаешь на век вперед, воспитай человека”.
Младший школьный возраст – это самый ценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик; начинает интересоваться и развиваться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над словом «я».
Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направить ее, раскрыть двери сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.
Цель программы: формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива.
Задачи:
создать в классе дружескую обстановку уважения и взаимопонимания;
развивать умение общаться и сотрудничать со своими одноклассниками и другими учащимися школы;
развивать способности адекватного оценивания своих и чужих достижений, радоваться своим успехам и успехам одноклассников, огорчаться за чужие неудачи;
развивать творческие, интеллектуальные способности;
создать условия для повышения уровня воспитанности учащихся;
развивать стойкость, волю, смелость, активность;
развивать патриотические чувства, гражданственность, духовные и нравственные ценности;
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья
Пути реализации программы:
Психолого - педагогическая характеристика класса
В классе 26 ученик: 11 девочек и 15 мальчиков. Дети разного возраста : 2009, 2010, 2011 года рождения. 23 ребенка из полных семей, 3 из неполных семей. В классе также есть ученик с ОВЗ.
Классный коллектив в стадии формирования, но уже сформирована учебная и дружеская мотивация на основании диагностики и наблюдений.
Явного лидера в классе еще нет, но ребята проявляют уже активность в подготовке мероприятий. Есть в классе и «одиночки» - Елисеев Егор, Чернышева Арина.
В классе преобладают познавательные ценности.
Родители детей класса активны, откликаются на просьбы учителя. Советы воспринимают положительно. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни детей в социуме: оказывает помощь в подготовке мероприятий, организует экскурсии.
Многие ребята заняты во внеурочное время в спортивных секциях, в музыкальных и художественных школах.
Актив класса
на 1 класс (2017-2018)
1 |
Староста класса |
|
2 |
Заместитель старосты |
|
3 |
Организатор трудовых дел |
|
4 |
Учебный сектор |
|
5 |
Культмассовый сектор |
|
6 |
Редколлегия |
|
7 |
Спортивный Сектор |
|
8 |
Ответственный за дневники |
|
9 |
Ответственный за питание |
|
10 |
Библиотекари |
Направления воспитательной работы:
В деятельности классного руководителя определены следующие направления:
I. Работа с родителями
Цель :
способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка.
Формирование классного коллектива и создание в нём эмоционально-благоприятной атмосферы общения.
Развитие коммуникативной компетенции в свете новых требований к воспитательному и образовательному процессу.
Задачи программы:
Организовать работу по дальнейшему сплочению коллектива на основе сотрудничества и коллективного общения.
Формировать у детей культуру общения в системе учитель-ученик, ученик-ученик, взрослый- ребёнок.
Воспитывать у учащихся эмоционально-эстетическую отзывчивость, духовно-нравственных ценностей в связи с развитием у них коммуникативных умений.
Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей;
Создать условия для благополучного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагога, детей и родителей;
Привить культуру быть родителями, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
В содержании сотрудничества классного руководителя с родителями выделено
три направления:
психолого - педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс;
участие семей учащихся в управлении учебно - воспитательным процессом в школе.
Психолого-педагогическое просвещение родителей организовано с помощью следующих форм работы:
- встречи с родителями
- индивидуальные консультации
- беседы
Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс направлено с помощью следующих форм работы:
- дни творчества детей и родителей
- открытые уроки и внеклассные мероприятия
- совместные праздники
- театрализованные представления для детей
Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом организовано с помощью следующих форм деятельности:
- участие родительского комитета в работе школы
Тематика родительских собраний:
1 класс
Как прошла адаптация?
Режим дня школьника.
Телевизор и компьютер в жизни школьника.
Итоговое собрание.
2 класс
Утомляемость ребёнка и как с ней бороться?
Как научить ребёнка говорить правду?
Как развивать память ребёнка.
Итоговое собрание.
3 класс
Семейные праздники и их значение для ребёнка.
Поощрение и наказание детей в семье.
Если ваш ребенок беспокоен…
Итоговое собрание.
4 класс
Отметка – не самоцель, а показатель качества знаний учащегося.
Ваш ребёнок взрослеет…
Как научить сына или дочь говорить нет.
Итоговое собрание
Формы работы с родителями:
индивидуальные и групповые консультации и беседы;
анкетирование;
родительские собрания;
совместные творческие дела и праздники;
информационные уголки для родителей.
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ И РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ
Название мероприятий |
Заседание общешкольного родительского комитета |
Организационное родительское собрание по теме "Организация воспитательного процесса в МБОУ СОШ №45 и классном коллективе" |
Посещение родительским комитетом семей учащихся класса с целью обследования жилищно-бытовых условий. |
Проведение родительских собраний, с целью информирования о учебно-воспитательном процессе в классе |
Взаимодействие с родительским комитетом |
Организация дней открытых дверей, посещение уроков, занятий объединений дополнительного образования родителями. |
Организация лекториев и групповых занятий по вопросам воспитания детей: "Поделись секретами воспитания" "Кто учит разговаривать наших детей" "Воспитание словом в семье" "Культура речи ребёнка" "Чтение в жизни ребёнка" "Вежливое общение в семье" |
Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания детей. |
Работа с родителями по предупреждению правонарушений и преступлений, совершаемых учащимися. |
Школа этикета для родителей. |
Проведение совместных внеклассных мероприятий |
Благоустройство и утепление классной комнаты. |
Заседания родительского комитета. |
Вовлечение родителей в подготовку и участие в классных и общешкольных мероприятиях: праздниках, экскурсиях, вечерах, походах и т.д. |
Проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам обучения и воспитания. |
Поощрение родителей учащихся за активное участие в жизни школы и класса |
Создание классного портфолио |
II. Работа с детьми
Для достижения поставленных задач внеклассная работа построена по следующим направлениям:
*Здоровье
Задачи: воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни;
познакомить с активными видами отдыха и их влиянием на самочувствие и здоровье человека.
Формы работы:
- беседы с участием фельдшера
- ежедневная утренняя гимнастика
- подвижные игры на переменах
-весёлые старты
-соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья!»
- конкурс рисунков « В здоровом теле- здоровый дух!»
*Интеллект
Задачи: создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; сохранить любопытство к информационной насыщаемости.
Формы работы:
- участие в федеральных конкурсах "Русский медвежонок", "Кенгуру"
- викторины
- предметные КВН
- участие в муниципальных дистанционных конкурс
- открытые уроки для родителей
*Нравственность
Задачи: формировать культуру поведения, культуру отношений между полами
Формы работы:
- изучение прав и обязанностей школьников
- тематические классные часы
*Досуг
Задачи: пробуждать желание испробовать себя в творчестве;
укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное людям
Формы работы:
- празднование памятных дат в жизни учащихся (дни рождения)
- праздники календаря
- конкурсы талантов
- танцевально – игровые вечера (совместно с сельским клубом)
*Гражданин
Задачи: пробудить интерес к прошлому, настоящему своего народа;
приобщать детей к духовно-нравственным ценностям своего народа;
формировать гражданскую позицию
Формы работы:
- праздник «Помни правила дорожного движения, как таблицу умножения»
- встречи с интересными людьми
- Урок Гражданина
*Семья
Задачи: помочь ребенку осознать свою роль в обществе и в семье
Формы работы:
- оформление фото-выставок «Моя дружная семья», «Мой папа служил в армии»,
«Моя мама», «Мои бабушки и дедушки»
- проведение всех праздников с участием семьи
Годовой круг праздников
Сентябрь – праздник Первого звонка
Октябрь – Осенний бал
Ноябрь – День Матери
Декабрь – Новогодний бал – маскарад
Январь – Святки
Февраль – День Защитника Отечества
Март – Праздник мам
Апрель - День птиц
Май – День Победы, Последний звонок
*Диагностика
Задачи: определить уровни развития ребёнка;
анализировать полученные факты и вырабатывать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Виды:
• исследование личности
• изучение мотивационной сферы учащихся
• отслеживание успеваемости учащихся
• изучение удовлетворённости детей школьной жизнью
• изучение удовлетворённости родителей работой
• изучение уровня воспитанности
Тематика классных часов
№ |
Тема раздела |
Тема классного часа |
Содержание |
1. |
"Друг познаётся в беде" |
1. Нет друга- ищи, а нашёл- береги 2. От улыбки станет всем светлее 3. Дружба начинается с улыбки 4. Легко ли быть настоящим другом 5. Учимся слышать и слушать другого 6.Старый друг лучше новых двух 7.Составление кластера "Я и мои друзья" 8. Я+ТЫ=МЫ 9.Верность другу, слову и обещанию 10.Вот, что значит настоящий друг |
Воспитание у детей чувства товарищества и позитивных межличностных отношений |
2. |
"Учимся общаться" |
1. Общение. Умение слушать. 2. Как преодолеть трудности общения? 3. Как я справляюсь со своим гневом? 4. Как я разрешаю конфликты? 5. Полезные привычки 6. Учимся прощать 7. Стремись делать добро 8. Ты не один на свете 9. Волшебные слова 10. Утешение |
Развитие духовного здоровья воспитанников и анализ уровня социализации каждого воспитанника в коллективе. |
3. |
"Весёлый этикет" |
1. Вежливая просьба 2. В общественном транспорте 3. Приветствия 4. Поведение в кафе 5. Поведение в театре 6. Разговор на улице с незнакомцем 7. Разговор с младшим. Как сильный со слабым 8. Обращение к взрослому знакомому 9. Разговор по телефону |
Развитие основ культуры общения - соблюдение этических норм речевого поведения |
Коммуникативные тренинги
№ |
Тема |
Содержание |
1. |
"Комплимент" |
Формирование толерантного отношения к себе и другим, укрепление позитивных межличностных связей в коллективе с помощью игровых упражнений. Содержание: Упражнение "Ах, какой ты молодец - раз!" Упражнение "Доброта" Упражнение "Комплимент в диалоге" Упражнение "Нравится - не нравится" Упражнение "Комплимент" |
2 |
"Диалог в семье" |
Формирование понятий "сотрудничество", "согласованность", "семейная атмосфера" и др.; развитие умений и навыков ведения диалога в семье, цивилизованных способов убеждения другого. Содержание: Упражнение "Мяч - кому хочу" Упражнение "Азбука качеств" Упражнение "Обмен ролями" |
Психологические тренинги
Цель: гармонизация личности ребёнка на основе развития его эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
познакомить с разными эмоциональными состояниями: злость, обида, интерес.
развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения;
сформировать умение распознавать эмоциональные состояния других людей на основе наблюдения за внешними проявлениями эмоций;
развивать у детей навыки самоконтроля.
Тема психологического тренинга
"Волшебная страна чувств"
Упражнение "Слуга по имени Злость"
Упражнение "Слуга по имени Интерес"
Упражнение "Слуга по имени Обида"
Упражнение "Слуга по имени Вина"
Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе:
Предмет изучения |
Методы и приёмы изучения |
Педагогическое изучение семьи |
анкетирование опрос родителей и учащихся сочинение "Моя семья" посещение семей |
Самочувствие ребёнка в классном коллективе. Уровень развития классного коллектива |
социометрия анкетирование тест "Оценка отношений ребёнка с классом" диагностика "Психологический климат в классном коллективе" наблюдение, беседы методика "Домик" |
Изучение интересов и потребностей учащихся |
составление карты интересов анкетирование "Чем я занят в свободное время?" анкетирование "Изучение мотивации и отношения к учебным предметам". |
Изучение уровня воспитанности, личностного роста обучающегося |
диагностика по самооценке диагностика "Уровень воспитанности школьников" составление ученического портфолио |
Изучение уровня коммуникативных навыков учащихся |
анкетирование "Общение" социометрия "Методика незаконченное предложение" "Методика столкновения взглядов, позиций" социометрия тест "Поймём друг друга" |
Основные программные мероприятия
Интеллектуальное направление
Основные задачи: формирование навыков у обучающегося интеллектуальных. логического мышления.
Краткое описание основных программных мероприятий |
Ожидаемые результаты |
Способы и формы определения результатов |
- Всероссийские дистанционные олимпиады школьников, - конкурсы научно-исследовательских и творческих работ, - научно-практические конференции - интеллектуальные конкурсы - конференции-фестивали - исследовательская работа |
Развитие навыков у обучающегося интеллектуальных. логического мышления, коммуникативных |
Интеллектуальные игры, олимпиады, НПК, конкурсы |
Военно-патриотическое направление
+ исследовательская деятельность
Основные задачи: развитие самоуправления, воспитывать интерес к традициям и современным реалиям России.
Краткое описание основных программных мероприятий |
Ожидаемые результаты |
Способы и формы определения результатов |
- Смотр-конкурс строя и песни |
Формирование у обучающегося гражданско-патриотических личностных качеств. |
Опросы |
Творческое направление
Основные задачи: формировать художественный и эстетический вкус учащихся
Краткое описание основных программных мероприятий |
Ожидаемые результаты |
Способы и формы определения результатов |
Мероприятия в рамках общешкольного проекта «Активный класс» |
Социализация обучающихся, формирование и развитие организаторских и лидерских качеств, сплочение детского учебного коллектива Вовлеченность всех учащихся класса в проектировании и проведении общешкольных мероприятий Повышение уровня психологического комфорта в классе |
Социометрия |
Физическое воспитание, здоровый образ жизни
Основные задачи: укрепление здоровья, повышение уровня физического развития, просвещение школьников в области формирования здорового образа жизни воспитать убежденность в приоритете экологических ценностей над эгоистическими интересами отдельных групп и личностей.
Краткое описание основных программных мероприятий |
Ожидаемые результаты |
Способы и формы определения результатов |
Эстафеты, конкурсы по ЗОЖ |
Формирование навыков здорового образа жизни, отношения к своему здоровью |
№ |
Мероприятие |
Дата |
Место проведения |
Ответственные |
Мероприятия, приуроченные к памятным и календарным датам |
||||
|
Мероприятия, посвященные Дню пожилого человека |
1 октября |
||
|
Мероприятия, посвященные Дню Учителя (по отдельному плану) |
3 октября 5 октября |
||
|
Мероприятия, посвященные Дню народного единства |
4 ноября |
||
|
Мероприятия, посвященные Международному дню толерантности |
16 ноября |
||
|
Мероприятия, посвященные Дню матери в России |
26 ноября |
||
|
Мероприятия, посвященные Международному дню инвалидов |
3 декабря |
||
|
День неизвестного солдата «Имя твое неизвестно – подвиг твой бессмертен» |
Декабрь |
||
|
Мероприятия в рамках Дня Конституции РФ |
12 декабря |
||
|
Мероприятия, посвященные празднованию Нового года (по отдельному плану) |
Декабрь-январь |
||
|
Мероприятия, посвященные празднованию Масленицы |
Февраль |
||
|
Мероприятия в рамках празднования 73 годовщины Победы в Великой Отечественной войне |
Май |
||
Городские и республиканские конкурсы |
||||
|
Городской конкурс для младших школьников «Я люблю Чебоксары» |
Октябрь-ноябрь |
||
|
Городской фестиваль в рамках второго Всероссийского фестиваля энергосбережения «ВместеЯрче»: - единый урок энергосбережения «С уважением к энергосбережению»; - конкурс рисунков для учащихся 1- 4 классов «Береги природу»; |
Сентябрь |
||
|
Городской экологический фестиваль «Моя планета - мой дом!», посвященный Году экологии и особо охраняемых природных территорий. |
Сентябрь-октябрь |
||
|
Городской конкурс декоративно-прикладного искусства «Новый взгляд на старые вещи», приуроченный к Году экологии |
Декабрь |
||
|
Городской конкурс «Новогодняя школа» |
Декабрь |
||
|
Городской конкурс «Юный дизайнер» для учащихся 1-11 классов |
Апрель |
||
|
Республиканский конкурс лидеров детских общественных объединений «Моя инициатива» |
19 мая |
||
Спортивно-оздоровительные, оборонно-массовые мероприятия |
||||
|
Мероприятия в рамках акции «Молодежь за здоровый образ жизни» (по отдельному плану) |
Октябрь-ноябрь |
||
|
Мероприятия в рамках акции «За здоровье и безопасность наших детей» (по отдельному плану) |
Октябрь-декабрь |
||
|
Мероприятия в рамках XX Спартакиады школьников на кубок Главы Чувашской Республики в 2017-2018 учебном году (по отдельному плану) |
В течение учебного года |
||
|
Мероприятия в рамках Спартакиады по спортивно-техническим и прикладным видам спорта, посвященные памяти космонавта А.Г. Николаева в 2017-2018 учебном году (по отдельному плану) |
В течение учебного года |
||
|
Мероприятия в рамках Спартакиады юнармейцев Чувашской Республики в 2017-2018 учебном году (по отдельному плану) |
В течение учебного года |
||
Разное |
||||
|
Профилактическая акция «Внимание-дети!» |
22 августа-22 сентября |
Образовательные организации |
|
|
Конкур «Фантазия в пользу экологии» (изделия художественного и технического творчества, созданные полностью или частично из разных производственных и бытовых отходов) для учащихся 7-9 классов |
Сентябрь-октябрь |
Образовательные организации, ЦМиРО |
|
|
Литературный конкурс «Зеленое перо» (стихи, сказки, притчи, посвященные лесам и их проблемам) для учащихся 1-4 классов |
Сентябрь-октябрь |
Образовательные организации, ЦМиРО |
|
|
Месячник «Полиция и дети» (по отдельному плану) |
22 сентября-23 октября |
Образовательные организации |
|
|
Социально-психологическое тестирование обучающихся |
Ноябрь-декабрь |
Образовательные организации |
|
|
Общереспубликанское целевое профилактическое мероприятие «Внимание-каникулы» |
Декабрь- январь |
Образовательные организации |
|
|
Творческий конкурс «Таланты Чувашии» |
Февраль-март |
Место проведения уточняется |
|
|
Акция, посвященная Международному дню родного языка |
Март |
Образовательные организации |
|
|
Республиканская профилактическая акция «Внимание-дети!» (по отдельному плану) |
Май-июнь |
Образовательные организации |
Участники программы: учащиеся, классный руководитель, родители учащихся.
Срок реализации программы – 4 года
Прогнозируемые результаты:
К концу 4 класса ученики видятся личностью:
духовной;
активной и инициативной;
творчески подходящей к решению возникающих жизненных вопросов;
способной ориентироваться по обстановке, делать выбор на основе усвоенных нравственных ценностей;
способной к саморазвитию, самовоспитанию.
свободно владеющей всеми видами общения;
коммуникабельной.
К концу 4 класса классный коллектив представляется так:
коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, понимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;
коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители.