План-конспект по истории на тему «Первые известия о Руси»
Развёрнутый план-конспект урока в 6 классе по теме: «§4. Первые известия о Руси»
Класс: 6.
Тип урока: урок решения частной учебной задачи.
Целевая установка урока:
– Образовательная – формирование представлений о предпосылках и причинах образования государства у восточных славян, о закономерности образования государства, его исторической обусловленности, этапах и особенностях управления Древнерусским государством.
– Развивающая – развитие самостоятельной познавательной деятельности, умений сравнивать, соотносить, развитие умения выделять главное.
– Воспитательная – пробуждение интереса к историческому прошлому России, формирование уважения к историческому прошлому страны.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Методы работы: проблемное обучение.
Планируемые результаты:
Личностные:
– формирование умения поиска информации, умения работы с ней, развитие умений работать с проблемными ситуациями;
– развитие умений осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох;
– формирование российской гражданской идентичности.
Метапредметные (УУД):
Регулятивные:
– планирование учебной деятельности, выстраивание алгоритма действий;
– коррекция и изменение по заданным условиям, соотношение своих действий с планируемыми результатами;
– оценивание собственной деятельности и её результатов.
Познавательные:
– поиск и выделение главного и второстепенного материала;
– анализ материала учебника и дополнительных материалов;
– применение начальных исследовательских навыков для решения поисковых задач.
Коммуникативные:
– организация сотрудничества и совместная деятельность с учителем и сверстниками;
– принятие позиций сверстников, учителя, соотношение личной позиции с чужой;
– улучшение владения устной и письменной речью.
Обучающиеся должны знать:
– происхождение народа русь;
– положения норманской и антиосманской теории;
– археологические находки рассматриваемого периода.
Обучающиеся должны уметь:
– давать определения понятий: летопись, варяги, русы, Русь, норманская проблема;
– давать характеристику первым известиям о государстве Русь.
План этапов урока:
Вводно-мотивационный (вводная часть);
Решение учебной задачи (основная часть);
Контроль-коррекция (заключительная часть).
Ход урока
Вводно-мотивационный этап
Здравствуйте. Мы начинаем урок. Урок сопровождается презентацией по сегодняшней теме «Первые известия о Руси».
Наше государство имеет длинную и богатую историю, которая наполнена выдающимися личностями и интересными событиями. Чтобы познакомиться со всей историей, необходимо начинать с истоков. Поэтому сегодня мы с вами будем говорить о первых известиях о Руси. Мы рассмотрим происхождение народа русь, о чём говорит археология рассматриваемого периода и споры норманистов и антинорманистов.
Учебник 6 класса и глава, в которой отмечен параграф «Первые известия о Руси»:
Глава II. Русь в IX – первой половине XII в.
§4. Первые известия о Руси
§5. Становление Древнерусского государства
§6. Правление князя Владимира. Крещение Руси
§7. Русское государство при Ярославе Мудром
§8. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах
§9. Место и роль Руси в Европе.
§10. Культурное пространство Европы и культура Руси.
§11. Повседневная жизнь населения.
«Лента времени». На слайде представлена лента времени, на которой изображены даты основных событий в период образования Древнерусского государства. 862 – призвание варягов на Русь. 862-979 – правление Рюрика. 879-912 – правление Игоря. 882 – объединение государства.
Актуализация. Учащимся предлагается найти слова среди набора букв, которые связаны с названиями племён восточных славян (вятичи, словене, кривичи, полочане, поляне, древляне, дулебы, уличи, тиверцы, северяне, дреговичи). Затем учащимся необходимо обсудить, чем занимались восточные славяне в древности.
Исходное противоречие: «Почему несмотря на то, что в «Повести временных лет» было записано о том, что варяги были иноземцами, до сих пор ведётся спор норманистов и антинорманистов?»
Учебная задача: «Почему вопрос о происхождении Руси до сих пор считается дискуссионным?».
Термины: летопись, варяги, русы, Русь (выводятся на слайд).
Символы эпохи: на слайды выводятся картины «Рюрик и его братья Синеус и Трувор» художник И. С. Глазунов, «одежда руса» реконструкция на основе древних письменных источников, «Заморские гости» художник Н. К. Рерих, «Призвание варягов» М. В. Васнецов, «Рюрик, Синеус, Трувор» В. П. Верещагин, «Призвание варягов», «Плата дани словенами, кривичами, чудью и мерей варягам» миниатюра из Радзивилловской летописи). Краткий рассказ по символам.
Решение учебной задачи (основная часть урока, 32 минуты)
Решение учебной задачи и учебного противоречия состоит из выполнения учебных заданий.
Задание №1: работа с изображениями. На слайд выводятся картины, на которых изображено призвание варягов. Исходя из анализа картин, учащимся необходимо выполнить следующие задания: 1) Чему посвящены картины? 2) Кто на них изображён? 3) Для чего они прибыли в русские земли? Отвечая на данные вопросы, учащиеся узнают о призвании варягов на Русь в 862 году.
Задание №2: анализ исторического документа. Учащимся раздаётся текст «Повести временных лет», отрывок о призвании варягов. Учащимся необходимо ознакомиться с текстом и выполнить задания: 1) Почему призвали варягов? 2) Как назывались варяги? 3) Куда отправились княжить братья? 4) Кто основал Новгород? 5) Как вы думаете, когда написан этот документ? Отвечая на данные вопросы, учащиеся знакомятся с историческим источником, а последний вопрос ориентирован на дату написания источника – он написан намного позднее, чем были приглашены варяжские князья на Русь.
Задание №3: групповая работа с картой. В группах по четыре человека учащимся предлагается найти на карте, где находили следы пребывания варягов на Руси (Ладога, Рюриково городище, Новгород), а также с какими странами торговали норманны (Хазария, страны Востока, Византия). Выполняя данное задание, учащиеся учатся работать с картой, выясняют, что археологические находки приписывают выходцам из Скандинавии.
Задание №4: работа с карточками. Учащимся раздаются карточки с аргументами норманистов и антинорманистов. Предварительно дается информация о том, что это за спор. Учащимся необходимо ознакомиться с карточками и вместе с учителем распределить их в две группы: аргументы норманистов и аргументы антинорманистов. Выполняя данное задание, учащиеся знакомятся с двумя различными точками зрения, а единого мнения до сих пор не существует.
Контроль-коррекция (заключительный этап урока, 5 минут)
Учащиеся отвечают на поставленную в начале урока проблему и учебную задачу, записывают их в тетрадь.
Ответ на поставленное противоречие: «Повесть временных лет» была написана позже, чем варяги пришли на Русь. Спор ведётся до сих пор потому, что противоположные стороны спора имеют хорошие аргументы, которые вызывают противоречивое отношение к событию.
Учебная задача: Вопрос считается дискуссионным до сих пор потому, что не найдены точные данные по вопросу о роли варяг на Руси.
На слайде выводится таблица, по которой учащиеся мысленно должны себя оценить (таблица для рефлексии).
Далее на слайд выводится домашнее задание на выбор: 1) Высказать свое мнение по поводу спора норманистов и антинорманистов, привести аргументы в защиту того мнения, которое считаете более убедительным; 2) Записать в тетрадь основные версии по вопросу о происхождении слова «русь» (используя Интернет и дополнительную литературу).