План–конспект урока по хореографии на тему «Путешествие в мир народного танца»

4
0
Материал опубликован 28 January в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГУМАНИТАРНАЯ ГИМНАЗИЯ № 33 ГОРОДА ДОНЕЦКА»


 


 


 


 


 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока по хореографии:

«Путешествие в мир народного танца»


 


 


 


 


 


 


 

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Чистякова Елена Владимировна

руководитель ансамбля современного танца

«Карамельки»


 


 


 


 


 


 

г. Донецк – 2024г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока по хореографии

«Путешествие в мир народного танца»

Цель воспитания во все времена – это человек развитый духовно и физически, который определился в твёрдых жизненных ориентирах. Изучение хореографии – это прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка.

Цель урока:

- Формирование разносторонней творческой и физически развитой личности путем приобщения к хореографическому искусству, как источнику красоты, народной мудрости, патриотизма и таланта.

Задачи урока:

Обучающие:

- Знакомство с народной хореографией, расширение знаний в области хореографического искусства;

Развивающие:

- Посредством специальных заданий развить у обучающихся необходимые технические навыки для выполнения танцев в народном стиле.

Воспитательные:

- формирование положительных качеств личности, воспитание силы воли, выносливости и целеустремленности, умения вести себя в коллективе;

- формирование чувства ответственности;

- активизация творческих способностей;

- умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.

Урок объединяет обучение, развлечение и оздоровление. Занятие представлено в виде игры-путешествия для 3 года обучения (5-6 классов гимназии) в мир народного хореографического искусства.

Продолжительность урока: 45 минут.

Структура занятия: на первой остановке учащиеся 5-6 классов знакомятся с народным танцем, как средством сохранения русской нации, сбережения культурного наследия (5 мин). На второй остановке выполняют разминку в стиле народного танца (15 мин). На третьей остановке знакомятся с танцем в жанре «Яблочко», как средством патриотического воспитания, уважения к национально-патриотическому прошлому и настоящему (5 мин). На четвертой остановке изучают основной элемент танца «Яблочко» «веревочка» (10 мин). На пятой остановке учащиеся для закрепления материала отвечают на вопросы викторины по народному танцу, и педагог подводит итоги занятия (10 мин).

Состав присутствующих: учащиеся 5-6 классов гимназии, педагог-хореограф, родители, педагоги. 

Тип занятия: практическое занятие.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Методы обучения:

- словесный, наглядный,

- практический,

- игровой,

- контроля и самоконтроля,

- стимулирования и мотивация обучения.

Педагогические технологии:

        - игровая технология;

        - здоровьесберегающая технология;

        - личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

Оборудование: хореографический зал, ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, флешка с подборкой фото-видео и музыкального материала для урока.

Предполагаемые результаты

Предметные:

- Знают историю народного народного танца;

- Выполнили разминку в народном стиле;

- Знают историю танца «Яблочко»;

- Разучили танцевальный элемент «веревочка»;

- Закрепили теоретические знания по народному танцу.

Метапредметные:

- Имеют интерес к танцевальному искусству;

- Приобрели опыт совместной и творческой деятельности;

- Актуализировали знания о рефлексии.

Личностные:

- Знают, как можно использовать полученный материал в дальнейшем;

- Имеют эмоционально-положительное впечатление от занятия.

Рекомендации по организации и проведению урока:

1) Урок проводится в хореографическом зале. Учебное помещение должно быть хорошо проветренным, чисто убранным. Наличие зеркал и станка обязательно.

2) На занятии должен быть в наличии план – конспект. Он необходим педагогу в работе, так как помогает в ее организации, облегчает процесс проведения занятия, акцентирует внимание на главном. План учебного мероприятия обязательно включает в себя: цели и задачи, оснащение учебного процесса, ход занятия, методы обучения.

3) Занятие проводится с учетом возрастных и психологических особенностей участников.

4) учащиеся должны быть в специальных тренировочных костюмах и танцевальной обуви.

Ход занятия:

Дети заходят в зал, выстраиваются в 4 линии и делают поклон педагогу.

Вступительное слово педагога: здравствуйте ребята! Можно выделить по степени сложности и демократичности три основных жанра хореографии:

- народный танец,

- классический танец,

- современный танец.

Предлагаю отправиться в путешествие в мир народного танца.

Первая остановка «История народного танца».

Слова педагога о народном танце: Народный танец — это танец определённого народа, самый распространённый вид танцевального искусства.

Ребята, а вы знаете, что география тесно связана с народной хореографией? Движения танцев, хореографические приемы, манера и стиль исполнения разнообразны благодаря географическому расположению страны и климатическими особенностями региона.

Знаете, как точно подметил Н.В. Гоголь в записках о Петербурге 1836 года:

«Послушайте, народные танцы есть в разных уголках мира: испанец не танцует, как швейцарец, шотландец, как немец, русский не похож на французов, как и азиат. Люди с жарким климатом привносят счастье, страсть и ревность в свой государственный танец».

Педагог на мультимедийном проекторе демонстрирует фото костюмов и элементов танца народов севера

t1706454801aa.png

t1706454801ab.png

t1706454801ac.png

Слова педагога: не является исключением и русский народный танец. Так, например, север с его суровой природой, где одеваются тепло, оттого пляски здесь степенные, спокойные. Движения у танцующих как бы стелющиеся по полу, «прилегающие», без отрыва подошв. Голова поворачивается и наклоняется вместе с корпусом. Чаще всего танцующие изображают зверей, например оленей.

Педагог на мультимедийном проекторе демонстрирует фото костюмов и элементов танца Кубанского края

t1706454801ad.png

t1706454801ae.png

t1706454801af.png

Слова педагога: В танцах Кубанского края мужественность, широта, лихость и ловкость мужчин сочетаются с удалью, веселостью, пластичностью и грациозностью женщин. Здесь лихие скачки, рубки на клинках, высокие прыжки и движения на полу мужчин перебиваются замысловатой дробью, степенностью, необычайной легкостью поступи и движениями рук у женщин.

Педагог на мультимедийном проекторе демонстрирует фото костюмов и элементов танца народов Кавказа

t1706454801ag.png

t1706454801ah.png

t1706454801ai.png

Слова педагога: Наибольшая хореографическая общность обнаруживается у тех народов, которые имеют единые географические истоки. Таковы народы Кавказа. Это все те, кто танцует «Лезгинку». В ограниченном горами жизненном пространстве Кавказа, все проживающие здесь народы лишь через искусство и танец, в частности, могли выразить свое восприятие мира. Кавказские горы – родина сильных духом народов, а еще эти горы населены гордым и благородным народом, веками воспитывавшим свой характер в борьбе с суровой природой и многочисленными завоевателями. Поэтому и танцы у них воинственные и динамичные.

Вторая остановка «Разминка в народном стиле.

Педагог предлагает выполнить разминку в народном стиле. Включает музыку с флеш-носителя через колонки. Музыкальный размер 4/4. Бодро.

Разминка

Педагог использует наглядный пример и сам показывает упражнения.

Разогрев шейно-воротниковой зоны – наклоны головы вперед-назад, вправо-лево, круговые движения – по 8 раз.

Разогрев плечевого пояса - проворачиваем плечи вперед - назад по кругу – по 8 раз.

Работа над дыханием глубокие вдохи и выдохи со взмахами рук – 8 раз.

Разогрев коленей - ноги вместе, разминаем колени круговыми движениями по 8 раз вправо и лево.

Разогрев локтевых суставов - круговые движения руками от локтей – по 8 раз к себе и от себя.

Разогрев кистей – аналогично - по 8 раз к себе и от себя.

Выпады в сторону, выпады вперед, выпад-вращение с вытянутой ногой вокруг оси – по 8 раз.

Приседания - 20 раз.

Корпус - скручивания корпуса, ноги на ширине плеч, без резких движений – 8 раз.

Вращение туловища вокруг оси, таз на месте – по 8 раз вправо и лево.

Вращение тазом - по 8 раз вправо и лево.

Наклоны вперёд с покачиваниями ноги в 2 раза шире ширины плеч – 8 раз. Наклоны в сторону и вперед с прямой спиной (центр в ровном положении без округления спины) и сбрасыванием вниз и через поясницу подъем вверх – 8 раз.

Мельница - касаемся рукой противоположной ноги – 16 раз.

Перекат на стопе с пяток на носки, Максимальный подъем. Ноги вместе, перекаты на рёбра справа налево, круговые движения стопой по 8 раз.

Выполнение «гармошки» - по 8 раз вправо-лево.

Прыжки-мячики по 6 позиции - 16 раз.

Прыжки-поджатые по 6 позиции - 8 раз.

Восстановление дыхания.

Разтяжка.

Третья остановка «Знакомство с танцем с тиле «Яблочко».

Слова педагога: сегодня я хочу познакомить вас с интересным народным танцем «Яблочко». Его популярность и успех у зрителя определяет и знаменитый мотив песни-частушки, и хореография русской плясовой с национальными особенностями, характрерными для танцев именно Центральной России – это присядки, хлопки, дроби, прыжки и многое другое. И, конечно,главная составляющая - это национальный дух танца, который пронизан чувством патриотизма, чувством духовной и физической свободы Русского народа.

Так как наш ансамбль имеет направленность современного танца, то я хочу представить вашему вниманию разновидность народного танца, а именно народно-стилизованный танец.

В репертуаре нашего ансамбля есть стилизация народного танца «Яблочко».

Педагог предлагает посмотреть на проекторе видео танца (2 минуты)

https://vk.com/public214340074?z=video-214340074_456239023%2Fvideos-214340074

Слова педагога об интересных фактах танца «Яблочко»: Изучая историю танца «Яблочко», можно выявить интересный факт, что танец, который является символом русских моряков и воспринимается как шедевр русской танцевальной культуры, имеет иноземное происхождение.

Этот танец своими корнями уходит в далекое средневековье. Английский хорнпайп (это то, что мы сейчас называем «ирландский танец»)

Педагог демонстрирует на проекторе фото «Ирландского танца»

t1706454801aj.png

и песня-частушка предположительно молдавского или украинского происхождения трансформировались в русский народный танец «Яблочко» с характерными национальными чертами. Он был популярен не только среди моряков, но и в рядах Красной армии и использовался для поднятия боевого духа в период Гражданской войны.

Народный танец «Яблочко» появился на сцене благодаря балетному искусству. И если быть точным, то благодаря Михаилу Ивановичу Курилко и композитору Рейнгольду Морицевичу Глиэрау. М.И. Курилко подсказал Р.М. Глиеру мотив известной песни для музыкальной темы русских моряков в балете «Красный мак». «Этот мотив знали практически все "Эх Яблочко, да на тарелочке...".

Исполнялся танец на палубах, и был он соединением русской «Барыни» и традиционных матросских чечеточных движений. Но, пожалуй, самой основной составной частью танца был его внутренний задор, вызванный состоянием азарта, объединявшим всех людей.

Основные движения танца «Яблочко»: «верёвочка», «моталочка», флик-фляк, ходы на каблук и многие другие.

Педагог на мультимедийном проекторе демонстрирует фото

t1706454801ak.pngt1706454801al.jpg

Педагог спрашивает детей: какие элементы костюмов используются в танце «Яблочко»?

Прогнозируемый ответ: тельняжка, безкозырка, сапоги.

Четвертая остановка «Разучивание упражнения «веревочка».

Педагог предлагает ребятам разучить упражнение «веревочка», которое является основным в танце «Яблочко».

Педагог рассказывает о движении «верёвочка»: Движение "веревочка" встречается во многих народных танцах: русских, украинских, белорусских, венгерских и других. Исполняется в различных вариантах и сочетаниях, но основной прием один - это подъем одной ноги вдоль другой спереди и перевод ее скольжением ступнёй по опорной назад. Исполнитель, поочередно переводя одну, затем другую ногу назад, как бы плетет "веревочку", усложняя ударом полупальцами или всей ступней, подскоком, переступаниями, прыжком, поворотом и т.д.

Эти движения развивают у обучающихся силу ног, подвижность в коленном, голеностопном и тазобедренном суставах, укрепляют икроножные мышцы и мышцы бедра, а в сочетании с движениями рук, корпуса и головы развивают координацию.

Показ преподавателем правильного исполнения упражнения «верёвочка». Применяется прием: "Делай как я".

Педагог показывает методику исполнения «веревочки»: Исходное положение: встать в III открытую позицию, правая нога впереди и опуститься в плие. Руки закрыть в IV позицию.

Педагог включает музыку с флеш-носителя через колонки. Музыкальный размер - 2/4.

Такт 1:

раз-и- поднять правую ногу скольжением ступнёй по опорной вверх, проскальзывая на полупальцах опорной ноги чуть вперед. Подъем правой ноги вытянуть;

два-и- перевести правую ногу под колено левой и опустить в III открытую позицию назад.

Такт 2:

движение исполнить с левой ноги.

При исполнении "веревочки" нужно сохранять выворотное положение коленей. Корпус ровный.

Дети выполняют веревочку 16 тактов под музыку.

Педагог благодарит детей, указывает на ошибки.

Пятая остановка «Тест по народной хореографии».

Педагог для закрепления материала предлагает детям ответить на вопросы викторины по народному танцу.

1. Русский народный круговой массовый обрядовый танец (7 букв).

2. Медленный молдавский танец (4 буквы).

3. Русский танец – соревнование (8 букв).

4. Грузинский народный танец (по притче - танец орла и лебедя) (8 букв).

5. Народный парный танец из 6 фигур, исполняемый четным количеством пар (7 букв).

6. Испанский танец с кастаньетами (8 букв).

7.Танец «обнявшихся греков», ставший символом Греции (7 букв).

Педагог отмечает самых активных.

Педагог: Вы отлично танцевали и отвечали на вопросы! И я вижу, что у вас хорошее настроение! А когда настроение хорошее на лице – улыбка! Подарите улыбку друг другу!

Дети улыбаются друг другу и присутствующим наблюдателям.

Слова педагога: Ребята, наше путешествие подошло к концу, но волшебный мир танца всегда ждет вас!

Педагог: Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились.

- Что нового узнали?

Прогнозируемый ответ: о «Яблочке», севере, «верёвочке» и мн. др.

- Что вам больше всего понравилось? (Ответ детей).

-Поблагодарите друг друга аплодисментами.

- А мне хочется поблагодарить вас за работу. Надеюсь, вы поняли, что искусство танца требует определенного труда и творчества. Всем спасибо, до новых встреч!!! Занятие закончено.

Дети делают поклон и организованно выходят из танцевального зала.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Барышникова Т. Азбука хореографии. - М., 1999.

2. Борисов А.И. Деятельность педагога-хореографа в условиях развития современной концепции образования // Российское образование на рубеже веков / А.И. Борисов. - Самара: Научно-практическая конференция, 2002.

3. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Минск, 1998.

4.Назарова А.Г. «Танцевать могут все!». Типография ОФТ. г. С-Петербург, 2005 г.

5.Образцова Т. Н. " Музыкальные игры для детей" М. Лада 2005г.

6.Малкина-Пых И.Г. " Психосоматика" М. Эксмо 2004г.

7.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: ВАКО, 2004.

8. Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1979.

9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации