Материал на проверке

План-конспект урока-экскурсии по краеведению «Приезд императора Николая II в Ярославль в 1913 году»

6
0
Участник педагогического конкурса ‒ Конкурс на лучший урок-путешествие по краеведению
Материал опубликован 17 October 2015

Тема урока. Приезд императора Николая II в Ярославль в 1913 году.

Цели урока.

·        Воспитание патриотизма и любви к малой родине у учеников 9го класса через изучение истории родного края;

·        обучение воссозданию общей картины событий на основе де­талей;

·        усиление интереса школьников к истории родного края.

 

Задачи урока:

·        на фактическом материале подвести учащихся к пониманию причин приезда Николая II и его семьи в Ярославскую губернию;

·        сформировать у учащихся верные представления о взаимосвя­зи социально-экономического и политического развития Ярославля с процессами, происходящими в социально- экономической и политической сферах Российской империи в начале XX века;

·        расширить и углубить знания учащихся об архитектуре первой половины XX века на примере сохранившихся объектов;

·        совершенствовать навыки устной речи, выразительного чтения и навыки работы с историческими документами.

Тип урока. Урок изучения нового материала Урок-экскурсия.

Продолжительность урока: 45 минут.

Формы и методы работы на уроке.

·        наглядный метод;

·        печатно-словесный метод;

·        фронтальная форма организации учебной работы

Оборудование к уроку.   

·        Автобус ПАЗ

·        Инвентарь/элементы костюма (короны для императора и императрицы, старый фотоаппарат, ряса)

·        Фотоаппарат

·        Музыкальный проигрыватель

Основные понятия. Николай II, Д.Н. Татищев, П.П. Щапов, 21 - 23 мая 1913 г.

Структура урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем изучать историю Ярославского края в XX веке. В 1913 г. в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых император Николай II с семьей посетил Ярославскую губернию. Сегодня мы попробуем реконструировать это событие, и повторим маршрут императора.  Каждый из вас по жребию получит свою роль, которую вы должны будете играть до конца экскурсии. Моя роль на сегодня – Ярославский генерал-губернатор Дмитрий Николаевич Татищев.

Ученики по очереди подходят к учителю и тянут бумажки, на которых написаны их роли.

·        Император Николай II

·        Императрица Александра Фёдоровна

·        Великая княжна Ольга Николаева

·        Великая княжна Мария Николаевна

·        Великая Княжна Татьяна Николаевна

·        Великая княжна Анастасия Николаевна

·        Великий князь Алексей Николаевич

·        Офицеры 181 пех. Остроленского полка. (6 человек)

·        Губернский предводитель дворянства князь Иван Анатольевич Куракин

·        Председатель Ярославской губернской земской управы

·        Председатель Ярославской уездной земской управы Д. Д. Урусов

·        городской голова Ярославля П. П. Щапов

·       купец А. Н. Вахрамеев

·        городские обыватели

·        священник Давывдовский

 

Ученики занимают места в автобусе и отправляются на волжскую набережную. Во время поездки ученики смотрят на экране видео хронику приезда Николая II в Ярославль. Класс пребывает на набережную реки Волги и учитель встречает в образе Д.Н.Татищева. Ученики занимают свои места: во главе группы стоят Император и его семья, сопровождающие, со стороны учителя стоят встречающие Ярославцы.

- «Ваше Императорское величество, добро пожаловать на землю Ярославскую».

Учитель: «21 февраля 1613 г. Земский собор избрал Михаи­ла на царство и 2 марта прибыло посольство бить ему челом в Ипатьевский монастырь. 14 марта Михаил согласился и через пять дней выехал б Москву. Однако по доро­ге он на 26 дней задержался в ярославском Спасо- Преображенском монастыре и только 2 мая прибыл б Мо­скву, где 11 июля 1613 г. венчался на царство».

Ученики, которые вытянули карточки, означающие принадлежность к офицерскому составу 181 пех. Остроленского полка выстраиваются с колонну и проходят маршем, отдавая честь Императорской семье.

Ученики идут по набережной к железнодорожному мосту.

Ученик, вытащивший карточку «городской голова Ярославля П. П. Щапов» получает текст, который зачитывает Императору – «На совещании губернской управы вносились разные пред­ложения о том, как отметить в Ярославле 300-летие пра­вящей династии. Я.А. Ушаков и П.П. Щапов предлагали соорудить памятник Ярославу Мудрому, А.П. Крылов вы­сказался за памятник 300-летию Романовых. Но после обсуждения было принято предложение князя И. А. Куракина об устройстве "общеполезного учреждения, по­священного знаменательному дню". Было решено устро­ить воспитательный дом для детей всех сословий и назвать его в память 300-летия дома Романовых».

Ученик, вытащивший карточку «Губернский предводитель дворянства князь Иван Анатольевич Куракин» - «По предварительному подсчету, дво­рянские организации, земства и города выделили на праздник 50 тыс. руб. В 1912 г. городская дума Яро­славля ассигновала 1 000 руб. на памятник Ярославу Му­дрому, но эти средства потом пошли на торжества 1913 г.».

Ученики подходят к железнодорожному мосту.

Учитель обращается к ученикам, изображающих императорскую семью:

«Ваше Величество. Перед Вами первый железнодорожный мост, построенный через реку Волгу в городе Ярославле. Он был построен специально к празднованию 300-летия Династии Романовых. Окажите честь, благословите его, и откройте движение поездов».

Учитель передает ученику в образе Николая II ножницы и тот перерезает заранее повешенную ленточку. Ученики, бурно аплодируют и кричат «Ура!».

Ученик с карточкой «Священник Давыдовский» окропляет мост святой водой.

Учитель «Мост предназначен для поездов и пешеходов, его толщина равнялась 376 саженям. Он имел семь пролетов. - 5 больших и 2 малых, его общий вес составлял 376 тыс. пу­дов. Проект был выполнен под руководством инженера С.П. Ольшевского, а работы вели подрядчики братья Сте­пан и Игнатий Леонардовичи Рон и общество Путиловских заводов. Подготовительные работы начались летом 1910 г., сборка первого пролета велась с 25 июля 1911 г. Все строительство планировалось закончить в октябре 1912 г., но работы несколько затянулись. Зато появилась возмож­ность приурочить открытие железнодорожного моста к памятной дате. Мост был очень важен для губернии и по­зволил устранить разрыв в железнодорожной линии длинной в 5 верст, а также избавиться от необходимости постоянной перевозки грузов и пассажиров с поездов на суда и наоборот».

Ученики, изображающие горожан под аплодисменты, провожают царскую семью, которая прощается с Ярославлем и садится в автобус. Остальные ученики садятся в автобус следом.

 

 

Список источников и литературы.

1.                Марасанова Виктория Михайловна и др. Д. Н. Татищев / В. М. Марасанова, Г. П. Федюк, А. М. Селиванов // В. М. Марасанова. Ярославские губернаторы. 1777-1917. – Ярославль, 1998. – С. 361-364

2.     Пароход с членами императорской семьи у дебаркадера в Ярославле в дни торжеств по случаю празднования 300-летия Дома Романовых. 21 мая 1913 // Российская империя в фотографиях: конец XIX – начало XX века. – СПб, 2004. – С. 103

3.     Юбилейные торжества в Ярославле 21 мая [1913 г.] [Электронный ресурс]: фильм о пребывании Николая II в Ярославле. – [Ярославль, 2008]


Комментарии
Комментариев пока нет.