Программа дополнительного образования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами рисования с использованием нетрадиционных технологий»

5
0
Материал опубликован 19 January в группе

 

Рабочая программа по художественно-эстетическому  воспитанию

в старшей группе 

«Фантазия»

"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

средствами рисования с использованием нетрадиционных технологий»

 

t1705662285aa.png

Пояснительная записка

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной степени определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении изделий.

Известный исследователь детской речи Н.Н. Кольцова пишет: «движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». Пробудить пальцы одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию, Обрывной и салфеточной аппликации, аппликации из нетрадиционных материалов. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

Всестороннее представление об окружающем наглядном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, поскольку оно лежит в основе познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Поэтому мы считаем, что надо уделять должное внимание различным задачам на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика-это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и умственных центров головного мозга.

Я считаю очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Актуальность

Актуальность программы определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у дошкольников успешнее всего осуществляется в различных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.

Задача:

1.информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев рук.

2.развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскостности.

3. развивать интерес к различной технике художественного творчества.

4.знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.

5. развивать умение проводить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами.

Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техникой нетрадиционного рисования, аппликации.

Цели:

- создание условий для развития творческой личности дошкольников,

- формирование навыков эмоциональной разрядки средствами рисования,

- развитие познавательных психических процессов детей,

- развитие мелкой моторики руки,

- развитие представления, самостоятельности;

- ознакомление детей с различными средствами нетрадиционного рисования;

- Привлечение педагогов и родителей воспитанников к активному развитию творческой личности ребенка, проживание с детьми этапа дошкольного детства;

- содействие росту творческого, уверенного, счастливого человека.

 

Основные задачи:

- разработка и внедрение форм методического сопровождения образовательного процесса с целью развития творческих способностей детей и педагогов

- совершенствование системы работы по развитию творческой личности

- содействие творческой самореализации детей

- организация творческой деятельности детей, формирование эстетических наклонностей и вкусов ребенка

- развитие умения чувствовать и понимать другого;

- повышать самооценку детей, их уверенность в себе;

- воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;

- содействие развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей;

- развитие наблюдательность;

- содействие объединению детского коллектива;

 

Нетрадиционные техники рисования

Описание техник

1. рисование пальчиками

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. кляксография

Лист бумаги складывается пополам, проглаживается линия сгиба листа бумаги произвольной формы наносится несколько «клякс» разного цвета. Лист складывается, проглаживается рукой. Развернув, получаем неожиданные изображения-в них можно узнать знакомый образ или дорисовать необходимые детали, чтобы он стал выразительнее.

3. рисование по увлажненному листу бумаги

Увлажняют лист бумаги, затем быстро наносится рисунок пальцем, обмакнутым в акварельные краски или кисточкой.

4. рисование смятой бумагой

Мягкая бумага мнется руками, обмакивается в краску(за кончик) и отпечатки ее наносятся на листы.

5. штампы из овощей

Вырезать штампы (из картофелины, свеклы, моркови) – изображения любых фигур. и дети будут делать отпечатки или укладывать узоры и тому подобное.

6. рисуем свечой

На листе бумаги свечой (воском) наносят любой рисунок, затем поролоновой губкой или кисточкой его покрывают краской-рисунок, нанесенный свечой проявляется.

7. монотипия

Нанесение рисунка с помощью листьев. Соберем разные опавшие листья, намажем каждый листик гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветная. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок.

8. ниткография

Техника получения изображения на бумаге или картоне с помощью нити. Способ получения изображения: ребенок опускает нить в краску, отжимает ее. Затем на лист бумаги выкладывает из нити изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нить за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

 

          Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми 5-6 лет.

Вместо кисти рука"

Все дети любят рисовать. Творчество для них-это отражение чистосердечной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, испытав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расстаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Для ребенка привычны и знакомые следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и увлекают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник испачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Необходимые материалы и инструменты: тонированная или белая бумага, гуашевые краски, кисти, салфетка (для вытирания рук).

Порядок работы: если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные странные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик!

А если еле отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, что заботливый папа тянет в норку, так еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и Рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе малышам.

"Печатаем пальчиками”

Необходимые материалы и инструменты: бумага для рисования, палитра, акварельные краски, ветошь для рук, кисточка, черный карандаш, газета.

Порядок работы: "радужная рыбка". Обмакнем подушечку большого пальца в приготовленную на палитре краску разных цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком пальчика изобразим хвостик. Глаз отпечатаем тупым концом карандаша, обмакнув его черную краску.“ Цветок”. Указательным пальчиком печатаем лепестки, мизинцем серединку.

Техника рисования ладошкой и пальчиками очень схожа с техникой работы штампом.

Ее тоже можно использовать при работе с малышами, но только самые простые упражнения просто печать определенной фигурки для отпечатка на поверхности листа.

"Узор из точек”

Необходимые материалы и инструменты: Тонированный лист бумаги, косметические палочки (палочки с ватными тампонами), краски, кисти.

Порядок работы: очень часто при выполнении художественных работ возникает необходимость прорисовывать мелкие элементы круглой формы, что вызывает трудности в точности изображения. Еще сложнее повторить одни и те же изображения несколько раз. Выручат в данной ситуации косметические палочки. Обмакнув тампон в краску, можно штамповать одинаковые элементы узора. Если узор должен быть разноцветным, нужно для каждых цветов иметь свой тампон. Технику работы с косметическими палочками можно использовать при изображении орнамента или декорировании предметов быта. На цветную или тонированную бумагу наносим однотонный рисунок, затем даем ему высохнуть и ватными тампончиками штампуем узор, заранее обмакнув каждый в нужную краску. В данной технике можно получить мозаичное изображение.

"Печатаем листами на бумаге”

Необходимые материалы и инструменты: гуашь, акварель, кисть, карандаш, бумага, цветная тушь или чернила; кусочек поролона; а также: листы различных деревьев, цветов.

Порядок работы: соберем различные опавшие листы, намажем каждый листик гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветная. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Снова намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток, и т.д. Если нижний кончик листа будем прикладывать к предыдущему отпечатку, то получится цветочек, нужно только дорисовать кисточкой стебелек. Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороны, дорисованное тельце - и бабочка готова. Вглядевшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самом неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали. А сопряжение данного приема и техники” по сырому " дает простор фантазии при тонировке листа. Например, при рисовании щелочи, фоном будет.

 

ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 

СЕНТЯБРЬ

Название занятия

Нетрадиционная техника

Оборудования

Цель

"Дом для животных»

Рисование по замыслу

лист, краски, кисти, карандаши.

Выявить уровень сформированности художественных умений, интересов ребенка; воображения; сформированность мелкой моторики Развитие умения работать в коллективе.

"Веселый зайчонок»

Выкладывание ватой рисунок зайки

клей, вата

учить передавать особенности натуры и свои впечатления от нее

"Ежик

«рисование жесткой кисточкой

нарисован силуэт ежика, краски, плотные кисточки, образец

закреплять умение использовать технику»тычок жесткой кисточкой". Учить дополнять изображение нужными элементами.

«Золотой ноябрь "

штамповка с помощью листьев с деревьев

сухие листья с разных деревьев, гуашевые краски, лист, тоненькая кисть

закреплять навыки составления простых сюжетов, используя технику штамповки. Развивать чувство композиции.

 

«Ночная сказка»

выцарапывание

тонированная плотная бумага, толстые заостренные палочки, образец

совершенствовать у детей навыки в нетрадиционной технике рисования. Учить передавать зимнее настроение .Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

ОКТЯБРЬ

Название занятия

Нетрадиционная техника

Оборудования

Цель

"Забавный клоун"

кляксография

Игрушка "клоуны", иллюстрации, фотографий, рисунков с изображением клоунов; жидкая гуашь, кисти, фломастеры, бумага.

Продолжать ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования – «кляксография». Учить образовывать из разноцветного пятна образ забавного клоуна, дорисовывать его гуашью и фломастерами.

«Осенний коврик»

 

 

Монотипия

 

Осенние листья, разные по цвету и размеру, большой лоскут белой ткани (плащ осени), емкости для красок, гуашевые краски, поролон, палитры, салфетка.

 

Познакомить детей с новым способом нанесения рисунка с помощью листьев-монотипией; формировать умение создавать отпечатки листьев разного размера и формы; маленькое; воспитывать бережное отношение ко всему, что их окружает; формировать эстетическое восприятие природы

 

 

"Волшебные рисунки"

дорисовка

лист с элементами рисунков, карандаши.

Розивать творчество детей, развивать воображение, интерес к рисованию. Развивать мелкую моторику рук.

 

 "Осеннее дерево" 

 

мятой бумагой

гуашевые краски желтого, красного, зеленого цветов, лист бумаги с силуэтом дерева

Закреплять умение детей рисовать мятой бумагой, развивать воображение, воспитывать интерес к рисованию мятой бумагой.

 

НОЯБРЬ

Название занятия

Нетрадиционная техника

Оборудования

Цель

«Лесные мухоморчики»

 

рисование мятой бумагой

 

Бумага альбомная с силуэтом мухомора, салфетки, гуашевая краска

совершенствовать умение детей в нетрадиционной технике, развивать чувство композиции.

« Бабушкин домик»

отпечаток пенопластом

пенопластовые куски в форме домика, краски, лист, манная крупа, клей

учить отображать особенности изображенного объекта средством оттиска штампа, развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

«Что самое веселое в мире»

(абстракция, рисование настроения)

бумага, краски, кисточка.

 

 

Развитие воображения, мелкой моторики руки, закрепление знаний о цветовом спектре, знакомство с абстракцией.

 

"Мыльные пузырики – волшебники"

 

 

тонировка мыльными цветными пузырями

мыльный раствор, трубочка для коктейля, краски, лист

ознакомления с новым средством тонировки бумаги, закрепить знание цветового спектра, развивать воображение.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации