12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
0льга26
Педагогический стаж 30 лет. Закончила ИГПИ в 1988 году.
Россия, Иркутская обл., Братск

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новодолоновская СОШ» п.Новодолоново

Внеклассное мероприятие по биологии для 2-4 классов

«По лесным тропинкам отчего края!»

Подготовила

учитель биологии

Тимонина О.В

 


 

п. Новодолоново

2018 год

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

В. Берестов.

Цель: игра способствует повышению общего уровня экологической культуры детей, развитию творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:

 Воспитательная

-формировать потребность и стремление учащихся бережно и внимательно относиться к природе родного края.

 Развивающая

- расширение кругозора учащихся, в том числе в игровой форме

 Обучающая

-закрепить знания о правилах поведения в природе учить учащихся работать совместно

-формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности актуализация знаний о природе в игровой форме

- формирование умения логически мыслить и прогнозировать

- формировать умения работать в группах

Ход мероприятия

Ведущий 1: Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям: Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один большой пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - солнце. У нас общие источники влаги: реки, озёра, моря, океаны: Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

Ведущий 2: Лес, наш русский лес: Мы с гордостью произносим эти слова. Лес: Простое, привычное и вместе с тем такое объемное, многогранное по содержанию и значению слово.

1 чтецРусский лес - это первые проталины и первый туман-испарина над ожившей землей, это первые лужицы весенней воды на зимней лесной дороге и прозрачные от мартовского снега березовые рощи.

2 чтецРусский лес - это сварливые крики грачей, это первый весенний дождь, белое половодье цветущей черемухи, первая соловьиная трель и нежные лесные фиалки на краю болотной низинки.

3 чтецРусский лес - это медовый запах цветущей липы и сосредоточенное жужжание шмелей, это поля ромашек и клевера. Это июльское солнце, собранное все-все, без остатка, сосновым бором, это еловые вершины в убранстве зрелых шишек и первые грибы-боровики, вросшие коричневыми шляпками в густой малахит лесного мха.

4 чтец: Русский лес - это прощальные крики журавлей над пустыми осенними полями. Это сжавшиеся после ночного холода, поседевшие листья малинника и схваченные первым морозом ягоды клюквы.

5 чтецРусский лес - это кружева инея на деревьях, это гулкий ночной треск деревьев, встретивших жестокий мороз, и, как вера в завтрашнюю весну, негромкий голосок желтогрудой синицы, не покинувшей свой лес даже в холодную зимнюю пору.

Ведущий 1: У каждого леса свои краски, своя музыка, свои голоса. Они меняются от весны до зимы, но они остаются для нас на всю жизнь именно такими, какими мы их запомнили с детства.

Ведущий 2: Сегодня мы приглашаем вас совершить вместе с нами путешествие по нашим милым, дорогим лесным тропинкам. А какой получится эта прогулка, грустной или веселой, радостной или печальной, каждый ответит себе сам.

Чтец:

 

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

Каждый класс получает маршрутный лист и отправляется в путешествие по станциям

Станция 1 «Легенды о лесе»

(на станции ребят встречают лесные Гномы, которые и ведут с ними беседу)

1-й Гном: Здравствуйте, ребята! Рады видеть вас в нашем лесу. Мы - лесные гномы много интересного знаем о лесе и о его жителях.

2-й Гном: Лес кормил наших далеких предков, давал им кров, защищал от солнца, ветра, дождя и морозов, спасал от хищных зверей и иноплеменников.

1-й Гном: Лес дал нам первые орудия труда, познакомил с огнем и снабдил топливом. Из леса делались дома и лодки, копье и соха, колыбель и гроб… Подлинная история современной цивилизации началась с изобретения бумаги, книги, материал для которой дал лес…

2-й Гном: Наши далекие предки к нему относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, леса и облака – разговаривают. Они могут предупреждать или грозить, пугать или поощрять!

1-й Гном: Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце.

2-й Гном: А что вы - современные дети знаете об этих легендах и повериях ?

Задание рассказать о том, какие легенды связаны с тем или иным растением ребята получают заранее и во время игры выступают с подготовленным материалом.

Легенды о деревьях

1-й ученик: РЯБИНА

Она издавна на Руси пользовалась большим почетом, в народе слагали красавице песни, наделяли ее волшебной силой. Рыбак брал с собой в море рябиновую палку - с ней не страшна буря. Считали, что рябина может противостоять злым козням колдунов и ведьм, поэтому на новорожденного ребенка надевали ожерелье из рябины, листья ее подстилались в обувь новобрачных. Веткой рябины крестьяне слегка ударяли коров, чтобы у них было больше молока. Плоды и цветки рябины широко применяются в народной медицине.

2-й ученик: ДУБ

Самым почитаемым деревом в традиционной культуре славян считался дуб. Он был связан с языческим богом-громовержцем и символизировал силу, крепость и мужское начало. В древней Руси дуб называли царем деревьев, под ним совершали религиозные обряды, ему приносили различные подношения в виде угощения.

3-й ученик: ОСИНА

«Золушкой русского леса», «говорливой хозяйкой», «заклятым деревом», «трепетой» называют в народе это стройное дерево с зеленовато-серой корой и негустой кроной, раскрашивающейся в осеннюю пору в красные, суриковые и лимонно-желтые цвета.

Согласно одной из легенд, состоялся как-то между деревьями спор, кто больше пользы приносит людям. И сосна, и лиственница, и ясень, и кедр, и береза наперебой хвастали друг перед другом своими заслугами, и только осине нечего было сказать. Но потом само время развеяло мифы о бесполезности осины. На протяжении столетий почки и листья ее применяются народными целителями.

А из сказок мы знаем, что только осиновый кол способен обезвредить вурдалака и вампира.

4-й ученик: БЕРЕЗА

Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие березки. Береза и в песнях , в загадках, и в сказках. Мила она русскому сердцу. Обычаи и традиции русского народа настолько тесно связаны с этой красавицей, что вполне справедливо словосочетание «русская береза».

Обязательным обрядом на Руси в стародавние времена было венчание березы. Отголоски этого можно и сегодня видеть в православном празднике Троица. Накануне праздника в лесу рубили зеленые березовые ветки, траву собирали, чтобы на Троицу – в воскресенье – дом и церковь ими украсить. Этот праздник напоминает мне встречу Нового года, только на Новый год наряжают елку, а на Троицу – березку. Березовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой.

Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощенье – пироги да ватрушки – шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали ей на ветвях бантики, кланялись ей и просили выполнить их желание.

Станция "Деревья"

Ведущий 1: Какое дерево цветет первым, а какое последним?

(Первой цветет ольха, последней - липа.)

Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух ? (тополь)

Какое дерево считается национальным деревом России?

(Национальное дерево, которое занимает почти половину лесов нашей страны, дает прочную древесину, долговечно, растет быстро и не боится морозов. То, которое называется лиственница.)

Какое дерево считается деревом сюрпризов?

(Дерево сюрпризов - это кедр, который растет в нашей стране в Сибири и на Дальнем Востоке. Почему его так зовут? В кедровой посуде долго не киснет молоко. В шкафу из кедровых досок не заводится моль. Комары и клещи боятся запаха кедра. А из кедровых орехов сибсряки-старожилы умеют готовить растительные сливки.)

Бывают ли у деревьев лишние ветви?

( Да - нижние.)

Можно ли дерево наградить орденом?

(Да, совсем недавно медалью был награжден обыкновенный куст. Когда-то вокруг города Конья в Турции шумели густые леса, но мало-помалу их сели на нет. И к нашим дням остался лишь одинокий можжевеловый куст. Жители города пожаловали ему медаль, на которой выбиты слова: "Мы приветствуем одинокое дерево, которое выстояло против топора и нерадивости.)

Почему погибает лес, когда вырубают старые дуплистые деревья?

(В дуплах живут птицы, летучие мыши. Они истребляют вредных насекомых леса. Не будет гнезд, не станет и птиц., молодой лес погибнет от вредных насекомых.)

Станция "Щедрый друг".

Ведущий 2:Человеку лес - самый щедрый друг.

Что дает нам лес? (ответы детей)

Если перечислить, что делается из древесины, и напечатать перечень, то получился бы толстый том: сейчас из древесины изготовляют около 30 тысяч различных предметов, вещей, продуктов. Ученые подсчитали, что человеку требуется 400 деревьев, чтобы быть обеспеченным в течение жизни нужными изделиями.

Из какого дерева делают спички? (из осины)

Какое дерево применяется для изготовления лыж? (береза)

Что можно получить из хвои сосны? (витаминную муку, искусственную шерсть)

Какая древесина продается не кубометрами , а килограммами? (карельская береза)

Из какого дерева делают пианино? (из ели)

Из какого дерева делают поплавки для рыбных снастей? (из пробкового дерева)

Какие дрова самые жаркие? (из дуба и березы)

Почему в лесу тихо?

(Шум - это колебания воздуха, звуковые волны, которые затухают, ударяясь о стволы деревьев. Кроме того, звуковые волны колеблют ветки. Этих колебаний оказывается вполне достаточно, чтобы разбить, погаситьб звуковые волны, то есть погасить звук. Возможно, это открытие поможет бороться с одним из самых неистребимых и сильных врагов - с шумом.)

Древесина этого дерева светлая, мягкая, легкая, упругая, хорошо расщепляется. Она используется для производства бумаги, мебели, искусственного шелка, в строительстве. (ель)

Древесина этого дерева красновато-коричневая, смолистая, прочная. Используется в основном для изготовления мебели, полов, облицовки стен, в строительстве гидротехнических сооружений. (лиственница)

Древесину какого дерева используют чаще всего для изготовления колес? (рябина)

Станция "Жители леса"

Ведущий 1: Какой страшный зверь падок на малину? (медведь)

Этот хищник по строению тела похож на собаку и волка. Пушистый хвост держит на отлете, при беге хвост служит рулем. Охотится за птицами, зайцами, мышами. Селится в глубокой просторной норе с несколькими выходами. (лиса)

Зверь похож на собаку, покрыт серой или дымчатой шерстью, хвост всегда опущен. У него широкая грудь, втянутые бока, высокие сильные ноги. Хищник может быстро и долго бегать, проходит в поисках добычи до 70 км. При таком расходе энергии он почти всегда голоден. Уши у него стоячие, слух острый. Они живут семьями в рощах,

Его можно встретить в густом лесном покрове, на вырубках и просеках. Хоть он и ведет ночной образ жизни, охотится только ночью, его нередко можно заметить и днем - на солнечном припеке. Длина его тела - до 30 см, масса - 1 кг. Он поедает все, что удается поймать,- мелких насекомых, улиток, мышей и даже ядовитых змей, сочные плоды и ягоды. Он не выходит из состояния зимней спячки до тех пор, пока не кончаются заморозки. (еж)

Косой ли заяц? (нет)

Какое животное наших лесов обладает самым громким голосом? (лось)

Какое из насекомых-вредителей размножается так быстро, что, родившись утром, вечером становится бабушкой? (комар)

Сколько лет живет умница-муравей? (20 лет)

Какая лесная птица резко меняет цвет своего оперения весной? (белая куропатка)

У кого каждый месяц зубы вырастают на 3 см? (у зайца и белки)

Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими)

Какие насекомые в момент опасности падают в обморок? (божья коровка)

Кто быстрее машет крыльями - шмель или комар? Как это можно определить на слух? (Комар машет крыльями быстрее. Об этом свидетельствует высокий звук, который он издает во время полета.)

Какая птица лютой зимой выводит птенцов? (клест)

Родилась в воде, а живет на земле. Кто это? (лягушка)

Чем стекочут кузнечики? (трением ног о крыло)

Станция 2 «Лесной этикет»

(на станции ребят встречает Лесничий, Белочка и Медвежонок, которые и ведут с ними беседу)

ЛЕСНИЧИЙ

Ходит по лесу лесник,
Он шагать в лесу привык.
Здесь ему совсем, как дома,
Все давным-давно знакомо.

Жук зловредный – короед.
Нужно дерево спасти,
Короеда извести.

Л.Зеленевская


Взгляд лесничего остер:
Тут недавно был костер –
Под ветвями тлеет жар,
Не досмотришь и – пожар.


Там – красавица сосна.
Почему сосна грустна?
Причинил ей много бед

Ведущий 2 Добрый день! В гости к лесным жителям отправились? А правила вежливости не забыли? Сейчас я вам дам карточки-задания о правилах вежливости в лесу. Посмотрим, знаете ли вы их.

Выберите правило вежливости: Карточка №1

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – еще вырастет!

Выберите правило вежливости: Карточка №2

1. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!

2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Выберите правило вежливости: Карточка №3

1. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

2. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

БЕЛОЧКА: Хочу вам рассказать, как я встретилась с тем, кто совсем не знает этих правил и ведет себя как дикарь.

Хозяйка белочка
В лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала.

Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашел один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…


Однажды в лес
Противный тип
Пришел с большой котомкой.       
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.


Отбросил куст
И, как медведь,
Пошел себе довольный,
А бедной белке
И смотреть
На это было больно.

Г. Ладонников

МЕДВЕЖОНОК: 

У меня тоже есть для вас рассказ. Послушайте и скажите, какие правила поведения забыли и взрослые ,и дети?

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят
Сотни взрослых и ребят.
Но и здесь до нас сидели;
Жгли костер, бумагу жгли –
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
- Эй, ребята! – крикнул Дима. –   
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер.
В футбол играли –
Веселились, как могли!

Мы по берегу пошли
И поляночку нашли.
 


Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки
И, как будто нам на зло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку пошли,
Место новое нашли.


Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!

Станция "Экоколокол"

Ведущий На этой станции ученики делают экспресс-газету, придумывают правила поведения в лесу, готовят защиту своей газеты.

Правила поведения в лесу:

1.Заповеди поведения в лесу: не рвать, не ломать, не пугать, не шуметь, не мусорить.

2.Входи в природу другом, хозяином, но не жестоким, не равнодушным, а заботливым, внимательным, чутким.

3.Постарайся запомнить: куст, который пригодился для палатки, растет 5-8 лет. Деревце спаленное на костре - 15-18 лет:

4.Не руби кусты и деревья

5.Готовясь к походу, еще дома позаботься о кольях и колышках для палаток и очага.

6.Для костра пользуйся только сухостоем и валежником.

7.Не разжигай костра вблизи деревьев.

8.Найди площадку на расстоянии 7-8 метров от деревьев, сними дерн на месте кострища и сохрани его в тени до своего ухода.

9.Не оставляя костер без присмотра, покидая привал, залей место, где был костер, водой и заложи кострище дерном.

10.Береги лес от пожара!

11.Оставленные в лесу осколки стекла могут стать причиной пожара в лесу, собирая солнечные лучи, как увеличительное стекло.

12.Нор звериных, птичьих гнезд разорять не будем никогда!

13.Пусть птенцам и маленьким зверятам, хорошо живется с нами рядом!

14.После прохождения станций все классы собираются на подведение итогов и защиту экспресс-газет.

Ведущий: Вот и подошла к концу наша прогулка по лесным тропинкам. Русский лес: редкому человеку не дарит он радости! И никто не может сказать, что он знает лес - так велико это чудо природы. Русский лес с его красками, музыкой и голосами всегда будет источником нравственной чистоты нашей жизни, поэтому так важно беречь лес, заботиться о нем, охранять его. И, возвращаясь с лесных троп в свою обычную жизнь, мы каждый раз храним память о необычной естественности леса, его величии и чарующей красоте и с радостью ждем новой встречи с русским лесом.

 Рефлексия

Все вместе поем песню (мотив из м-фильма «Бременские музыканты»)

Ничего на свете лучше нету

Чем беречь, друзья, свою планеты –

Реки, горы, небо голубое,

Наше счастье жить такой судьбою!


 

Мы свое призванье не забудем –

Свет и радость мы приносим людям.

Пусть для вас и звери и природа

Будут все важнее год от года.


 

Мир наш замечательно устроен.

Но запомни правило простое.

Береги природу и за это

Будет вечно жить твоя планета!

 

Список используемой литературы

Архарова Л.И.,Сценарии праздников классных часов, игр, развлечений для начальной школы. /М.: Центр «Педагогический поиск», 2005- 160с.

Молодцова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – М., 1985.

Храмова Р.А. Ода лесу. / Начальная школа, 1999, №10.

Сценарии школьных праздников: Кн.9. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 80 с. – («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 66

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.