Внеклассное мероприятие по биологии «Триатлон» для 6–7 классов

14
8
Материал опубликован 4 August 2018 в группе

Внеклассное мероприятие по биологии

игра «Триатлон»

 6 – 7 класс, УМК любой

Триатлон – это спортивная дисциплина, включающая три этапа. В интеллектуальном триатлоне учащимся предлагаются вопросы, в которых даются три подсказки.

Цель: Создание условий для развития интеллектуального потенциала учащихся. 

Задачи:

образования: активизация познавательной активности, расширение кругозора, проверка знаний по изученным темам,

развития: развитие интеллектуальных способностей учащихся, логического мышления, внимания и быстроты реакции.

воспитания: воспитание навыков сотрудничества при работе в команде.

Оборудование: ручки, листочки для ответов, бланк для учёта ответов.  

Участники игры: команды по 3-4 человека. Чем больше команд, тем активнее проходит игра.

Правила игры: На каждый вопрос даются три подсказки. Каждая команда выбирает стратегию игры. Можно рискнуть и дать ответ с первой подсказки, заработать три балла. Если команда даёт неверный ответ, то она не получает баллов и лишается права давать ответы на следующие две подсказки по этому вопросу. Можно пропустить первую подсказку и дать ответ на вторую, получив 2 балла, при неверном ответе, команда также не зарабатывает баллы и теряет право ответа на третью подсказку, за которую можно получить один балл. Ведущий объявляет тему, читает подсказку, на обдумывание ответа даётся 15-20 секунд (следит за регламентом хранитель времени). Затем команды в течение 5-7 секунд должны сдать жюри листочки с ответами. У команд, которые не уложились в регламент по первой подсказке, ответы не принимаются, в этом случае у команды сохраняется право ответа на 2 и 3 подсказки. Жюри учитывает только научные названия или термины, народные или бытовые названия не принимаются.

Ход игры

Ведущий приветствует участников, знакомит с правилами игры, представляет жюри (2 – 3 человека) и хранителя времени.

Команды готовят листочки для ответов, указывая название команды. В командах выбирается гонец, который передаёт листочки в жюри. Итоги объявляются после каждого объекта в теме.

Задания к игре

Тема 1. Травянистые растения леса

1 растение.

1 подсказка: Опускает листочки при дожде и наступлении темноты – 3 б.

2 подсказка: Имеет кислый вкус – 2 б.

3 подсказка: Народное название - Заячья капуста – 1 б.

Ответ: Кислица обыкновенная (ответ «заячья капуста» на 1 и 2 подсказки не принимается, т.к. это народное название).

2 растение.

1. Растение с очень мелкими красными плодами.

2. Имеет два листа.

3. Название образовано от весеннего месяца.

Ответ: майник двулистный.

3 растение.

1. Постоянные обитатели влажных еловых лесов.

2. Могут образовывать плотные дерновинки.

3. Посевами некоторых видов занимается кукушка.

Ответ: мхи, например, кукушкин лён. Ответ кукушкин лён принимается, если указано, что это лён.

4 растение.

1. Многолетнее столонообразующее растение хвойных лесов.

2. Цветок белый, одиночный.

3. Число чашелистиков, лепестков и тычинок равно семи.

Ответ: седмичник европейский.

5 растение.

1. Многолетнее вечнозелёное травянистое растение со стелющимся побегом и придаточными корнями.

2. Цветки тёмно-пурпурового цвета с 12 тычинками, семена имеют мясистые придатки, которыми любят лакомиться муравьи.

3. Листья похожи на копыта.

Ответ: Копытень европейский.

Тема 2. Грибы

1 гриб

1. Пластинчатый гриб, обитающий в еловых и сосновых лесах.

2. При засолке приобретает зеленоватый цвет.

3. Цвет шляпки плодового тела оранжевый.

Ответ: Рыжик

2 гриб

1. Съедобный гриб с кольцом на ножке.

2. Образует многочисленные плодовые тела.

3. Очень дружные ребята, на пеньке растут …

Ответ: Опёнок

3 гриб

1. Споры попадают в трещины на коре.

2. Мицелий этого гриба пронизывает древесину дерева.

3. По кольцам на плодовых телах можно определить возраст гриба.

Ответ: Трутовик

4 гриб

1. Образует микоризу с лиственным деревом, у которого почки используются в медицине.

2. Споры образуются в трубочках шляпки коричневого цвета.

3. Растёт под берёзой.

Ответ: Подберёзовик

5 гриб

1. Шляпки плодового тела имеют бахрому по краям.

2. При разломе вытекает млечный сок.

3. Шляпка розовая.

Ответ: Волнушка

Тема 3. Птицы леса.

1 птица.

1. Самый крупный представитель курообразных в Пермском крае.

2. Самец имеет чёрное оперение с синеватым отливом.

3. Считают, что на токовище самец временно теряет слух.

Ответ: Глухарь

2 птица.

1. Эта птица способна переносить птенцов с места на место по воздуху.

2. Классическая птица в рассказах об охотниках у И.С.Тургенева и А.П.Чехова.

3. В переводе с немецкого - «Лесной кулик».

Ответ: Вальдшнеп.

3 птица.

1. Лесная птица размером меньше голубя с очень широким разрезом рта.

2. Внешне птица похожа на кукушку, ведёт сумеречный и ночной образ жизни.

3. По легенде - доит коз.

Ответ: Козодой.

4 птица.

1. В гнезде при опасности вытягивает шею и шипит, как змея.

2. Относится к отряду Дятлообразные, по размерам чуть крупнее воробья.

3. Способна быстро вертеть шеей.

Ответ: Вертишейка

5 птица.

1. Окраска самцов ярко-жёлтая, самочек – зеленовато-серая.

2. Беспокойный крик птицы напоминает вопли дерущихся кошек.

3. Часть названия птицы составляет название русской реки.

Ответ: Иволга

Тема 4. Млекопитающие.

1 млекопитающее.

1. Маленький зверёк совершает планирующие прыжки до 100 м.

2. Летательная перепонка увеличивает поверхность тела на 170 %.

3. Относится к отряду Грызуны, родственница белки обыкновенной.

Ответ: Белка – летяга.

2 млекопитающее.

1. Всеядное лесное животное.

2. Детёныши рождаются массой до 500 г при массе взрослого животного до 350 кг.

3. Изображёно на гербе села Карагай и Пермского края.

Ответ: Медведь

3 млекопитающее.

1. Полуводное животное, хорошо плавает, обитает в норах по берегам рек.

2. Вытесняется сходным видом американского происхождения.

3. Занесено в Красную книгу Пермского края.

Ответ: Норка европейская

4 млекопитающее.

1. Сильный хищник с хорошо развитым слухом и зрением, легко лазит по деревьям.

2. На ушах есть кисточки.

3. Лесная кошка.

Ответ: Рысь.

5 млекопитающее.

1. Крупный зверь из отряда Парнокопытные, ведущий сумеречный и ночной образ жизни.

2. Детёныши имеют тёмные полосы на спине.

3. Народное название животного – вепрь.

Ответ: Кабан.

Тема 5. Деревья

1 дерево.

1. Шишек на хвойном дереве нет, т.к. они распадаются в начале созревания семян.

2. Кора хвойного дерева светло-серая.

3. Иголки мягкие, находятся по одной на укороченном побеге

Ответ: Пихта.

2 дерево.

1. Образует светлохвойную тайгу.

2. Иголки сидят по две на укороченных побегах.

3. Этому дереву посвятил стихи М.Ю.Лермонтов : «На севере диком стоит одиноко на голой вершине…»

Ответ: сосна обыкновенная.

3 дерево.

1. Высокое лиственное дерево с мощной кроной, растущее в наших лесах.

2. Цветёт рано, образует круглые плоды крылатки.

3. Название дерева произошло от очень твёрдой древесины, в которой топор вязнет.

Ответ: Вяз.

4 дерево.

1. Дерево - Зелёный символ Пермского края, высажено на аллеях России в Москве, Владивостоке и Севастополе.

2. Произрастало в пермский период на территории Пермского края, Ч.Дарвин назвал его «динозавровым деревом».

3. Листья иголки срастаются в двулопастные пластинки.

Ответ: Гинкго двулопастный.

5 дерево.

1. Дерево посажено делегацией лесоводов в США в Парке дружбы как национальный символ России.

2. Имеет мягкие иголки.

3. Зелёный символ Карагайского района.

Ответ: лиственница.

Лист для учёта ответов по игре "Триатлон"


Лист учёта ответов
DOCX / 12.02 Кб

Источники информации:

Верещагина В.А., Колясникова Н.Л. Растения Прикамья .- Пермь: «Книжный мир», 2001

Шкараба Е.М. Деревья и кустарники Пермской области: определитель-справочник. Учебное пособие.- Пермь, 2001.

Юдин А.В. Большой определитель грибов / А.В.Юдин.- М: АСТ: Астрель, 2008.

Животные Прикамья: учебное пособие. – Пермь: «Книжный мир», 2001.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересную игру,Раиса Поликарповна! Воспользуюсь идеей обязательно!

4 August 2018

Спасибо, Марина Юрьевна, рада, что идея Вам понравилась!

4 August 2018

А мы раньше играли в "Пентагон", там 5 подсказок. Захватывающая игра получалась, особенно, когда играли с командой педагогов!

20 August 2018

Спасибо за отзыв! Игра, действительно, азартная!

28 August 2018

Здорово!!! Вы меня выручили! Взяла для своего мероприятия!!!

26 October 2018

Спасибо, за добрые слова! Рада, что моя работа востребована!

5 November 2018

Большое спасибо! Провела эту игру, ребятам она очень понравилась, хотя некоторые вопросы оказались трудными для них!

3 March 2019

Моим пятиклашкам тоже некоторые вопросы показались трудными, смотивировала их заглянуть в книжки, чтобы узнать правильные ответы!

3 March 2019