12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трефилова Раиса Поликарповна117477
Учитель биологии высшей квалификационной категории, педагогический стаж 47 лет, руководитель регионального отделения "Зеленая планета". Отличник народного просвещения. Победитель краевого и национального проекта «Образование»
Россия, Пермский край, Карагай

Внеклассное мероприятие по биологии

игра «Триатлон»

 6 – 7 класс, УМК любой

Триатлон – это спортивная дисциплина, включающая три этапа. В интеллектуальном триатлоне учащимся предлагаются вопросы, в которых даются три подсказки.

Цель: Создание условий для развития интеллектуального потенциала учащихся. 

Задачи:

образования: активизация познавательной активности, расширение кругозора, проверка знаний по изученным темам,

развития: развитие интеллектуальных способностей учащихся, логического мышления, внимания и быстроты реакции.

воспитания: воспитание навыков сотрудничества при работе в команде.

Оборудование: ручки, листочки для ответов, бланк для учёта ответов.  

Участники игры: команды по 3-4 человека. Чем больше команд, тем активнее проходит игра.

Правила игры: На каждый вопрос даются три подсказки. Каждая команда выбирает стратегию игры. Можно рискнуть и дать ответ с первой подсказки, заработать три балла. Если команда даёт неверный ответ, то она не получает баллов и лишается права давать ответы на следующие две подсказки по этому вопросу. Можно пропустить первую подсказку и дать ответ на вторую, получив 2 балла, при неверном ответе, команда также не зарабатывает баллы и теряет право ответа на третью подсказку, за которую можно получить один балл. Ведущий объявляет тему, читает подсказку, на обдумывание ответа даётся 15-20 секунд (следит за регламентом хранитель времени). Затем команды в течение 5-7 секунд должны сдать жюри листочки с ответами. У команд, которые не уложились в регламент по первой подсказке, ответы не принимаются, в этом случае у команды сохраняется право ответа на 2 и 3 подсказки. Жюри учитывает только научные названия или термины, народные или бытовые названия не принимаются.

Ход игры

Ведущий приветствует участников, знакомит с правилами игры, представляет жюри (2 – 3 человека) и хранителя времени.

Команды готовят листочки для ответов, указывая название команды. В командах выбирается гонец, который передаёт листочки в жюри. Итоги объявляются после каждого объекта в теме.

Задания к игре

Тема 1. Травянистые растения леса

1 растение.

1 подсказка: Опускает листочки при дожде и наступлении темноты – 3 б.

2 подсказка: Имеет кислый вкус – 2 б.

3 подсказка: Народное название - Заячья капуста – 1 б.

Ответ: Кислица обыкновенная (ответ «заячья капуста» на 1 и 2 подсказки не принимается, т.к. это народное название).

2 растение.

1. Растение с очень мелкими красными плодами.

2. Имеет два листа.

3. Название образовано от весеннего месяца.

Ответ: майник двулистный.

3 растение.

1. Постоянные обитатели влажных еловых лесов.

2. Могут образовывать плотные дерновинки.

3. Посевами некоторых видов занимается кукушка.

Ответ: мхи, например, кукушкин лён. Ответ кукушкин лён принимается, если указано, что это лён.

4 растение.

1. Многолетнее столонообразующее растение хвойных лесов.

2. Цветок белый, одиночный.

3. Число чашелистиков, лепестков и тычинок равно семи.

Ответ: седмичник европейский.

5 растение.

1. Многолетнее вечнозелёное травянистое растение со стелющимся побегом и придаточными корнями.

2. Цветки тёмно-пурпурового цвета с 12 тычинками, семена имеют мясистые придатки, которыми любят лакомиться муравьи.

3. Листья похожи на копыта.

Ответ: Копытень европейский.

Тема 2. Грибы

1 гриб

1. Пластинчатый гриб, обитающий в еловых и сосновых лесах.

2. При засолке приобретает зеленоватый цвет.

3. Цвет шляпки плодового тела оранжевый.

Ответ: Рыжик

2 гриб

1. Съедобный гриб с кольцом на ножке.

2. Образует многочисленные плодовые тела.

3. Очень дружные ребята, на пеньке растут …

Ответ: Опёнок

3 гриб

1. Споры попадают в трещины на коре.

2. Мицелий этого гриба пронизывает древесину дерева.

3. По кольцам на плодовых телах можно определить возраст гриба.

Ответ: Трутовик

4 гриб

1. Образует микоризу с лиственным деревом, у которого почки используются в медицине.

2. Споры образуются в трубочках шляпки коричневого цвета.

3. Растёт под берёзой.

Ответ: Подберёзовик

5 гриб

1. Шляпки плодового тела имеют бахрому по краям.

2. При разломе вытекает млечный сок.

3. Шляпка розовая.

Ответ: Волнушка

Тема 3. Птицы леса.

1 птица.

1. Самый крупный представитель курообразных в Пермском крае.

2. Самец имеет чёрное оперение с синеватым отливом.

3. Считают, что на токовище самец временно теряет слух.

Ответ: Глухарь

2 птица.

1. Эта птица способна переносить птенцов с места на место по воздуху.

2. Классическая птица в рассказах об охотниках у И.С.Тургенева и А.П.Чехова.

3. В переводе с немецкого - «Лесной кулик».

Ответ: Вальдшнеп.

3 птица.

1. Лесная птица размером меньше голубя с очень широким разрезом рта.

2. Внешне птица похожа на кукушку, ведёт сумеречный и ночной образ жизни.

3. По легенде - доит коз.

Ответ: Козодой.

4 птица.

1. В гнезде при опасности вытягивает шею и шипит, как змея.

2. Относится к отряду Дятлообразные, по размерам чуть крупнее воробья.

3. Способна быстро вертеть шеей.

Ответ: Вертишейка

5 птица.

1. Окраска самцов ярко-жёлтая, самочек – зеленовато-серая.

2. Беспокойный крик птицы напоминает вопли дерущихся кошек.

3. Часть названия птицы составляет название русской реки.

Ответ: Иволга

Тема 4. Млекопитающие.

1 млекопитающее.

1. Маленький зверёк совершает планирующие прыжки до 100 м.

2. Летательная перепонка увеличивает поверхность тела на 170 %.

3. Относится к отряду Грызуны, родственница белки обыкновенной.

Ответ: Белка – летяга.

2 млекопитающее.

1. Всеядное лесное животное.

2. Детёныши рождаются массой до 500 г при массе взрослого животного до 350 кг.

3. Изображёно на гербе села Карагай и Пермского края.

Ответ: Медведь

3 млекопитающее.

1. Полуводное животное, хорошо плавает, обитает в норах по берегам рек.

2. Вытесняется сходным видом американского происхождения.

3. Занесено в Красную книгу Пермского края.

Ответ: Норка европейская

4 млекопитающее.

1. Сильный хищник с хорошо развитым слухом и зрением, легко лазит по деревьям.

2. На ушах есть кисточки.

3. Лесная кошка.

Ответ: Рысь.

5 млекопитающее.

1. Крупный зверь из отряда Парнокопытные, ведущий сумеречный и ночной образ жизни.

2. Детёныши имеют тёмные полосы на спине.

3. Народное название животного – вепрь.

Ответ: Кабан.

Тема 5. Деревья

1 дерево.

1. Шишек на хвойном дереве нет, т.к. они распадаются в начале созревания семян.

2. Кора хвойного дерева светло-серая.

3. Иголки мягкие, находятся по одной на укороченном побеге

Ответ: Пихта.

2 дерево.

1. Образует светлохвойную тайгу.

2. Иголки сидят по две на укороченных побегах.

3. Этому дереву посвятил стихи М.Ю.Лермонтов : «На севере диком стоит одиноко на голой вершине…»

Ответ: сосна обыкновенная.

3 дерево.

1. Высокое лиственное дерево с мощной кроной, растущее в наших лесах.

2. Цветёт рано, образует круглые плоды крылатки.

3. Название дерева произошло от очень твёрдой древесины, в которой топор вязнет.

Ответ: Вяз.

4 дерево.

1. Дерево - Зелёный символ Пермского края, высажено на аллеях России в Москве, Владивостоке и Севастополе.

2. Произрастало в пермский период на территории Пермского края, Ч.Дарвин назвал его «динозавровым деревом».

3. Листья иголки срастаются в двулопастные пластинки.

Ответ: Гинкго двулопастный.

5 дерево.

1. Дерево посажено делегацией лесоводов в США в Парке дружбы как национальный символ России.

2. Имеет мягкие иголки.

3. Зелёный символ Карагайского района.

Ответ: лиственница.

Лист для учёта ответов по игре "Триатлон"


Лист учёта ответов
DOCX / 12.02 Кб

Источники информации:

Верещагина В.А., Колясникова Н.Л. Растения Прикамья .- Пермь: «Книжный мир», 2001

Шкараба Е.М. Деревья и кустарники Пермской области: определитель-справочник. Учебное пособие.- Пермь, 2001.

Юдин А.В. Большой определитель грибов / А.В.Юдин.- М: АСТ: Астрель, 2008.

Животные Прикамья: учебное пособие. – Пермь: «Книжный мир», 2001.

Опубликовано в группе «Внеклассная и внеурочная деятельность по биологии, экологии.»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 04.08.18 в 05:07 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную игру,Раиса Поликарповна! Воспользуюсь идеей обязательно!



Отредактировано 04-08-2018 05:17

Трефилова Раиса Поликарповна, 04.08.18 в 12:30 7Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна, рада, что идея Вам понравилась!
Marina, 20.08.18 в 21:12 6Ответить Пожаловаться
А мы раньше играли в "Пентагон", там 5 подсказок. Захватывающая игра получалась, особенно, когда играли с командой педагогов!
Трефилова Раиса Поликарповна, 28.08.18 в 18:48 7Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв! Игра, действительно, азартная!
Екатерина Петровна, 26.10.18 в 20:00 5Ответить Пожаловаться
Здорово!!! Вы меня выручили! Взяла для своего мероприятия!!!
Трефилова Раиса Поликарповна, 05.11.18 в 21:46 7Ответить Пожаловаться
Спасибо, за добрые слова! Рада, что моя работа востребована!
Екатерина Петровна, 03.03.19 в 21:09 5Ответить Пожаловаться
Большое спасибо! Провела эту игру, ребятам она очень понравилась, хотя некоторые вопросы оказались трудными для них!
Трефилова Раиса Поликарповна, 03.03.19 в 21:11 6Ответить Пожаловаться
Моим пятиклашкам тоже некоторые вопросы показались трудными, смотивировала их заглянуть в книжки, чтобы узнать правильные ответы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.