Конспект НОД «Путешествие по лесным тропинкам» (средний дошкольный возраст)
Цель - Создание условий для обобщения представлений о сезонных изменениях в природе осенью.
Задачи –
- Закреплять знания о времени года: характерных признаках осени в лесу и городе, сезонных изменениях в природе.
- Обобщить знания детей о жизни диких животных: чем питаются, как приспосабливаются к зиме.
- Закрепить знания о деревьях; о том, что вода нужна всему живому.
- Воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни; закреплять правила поведения в природе.
- Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения.
- упражнять в словообразовании, обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;
- Усилить эмоциональное восприятие природы, окружающего леса, животных через музыку, художественное слово.
Материалы и оборудование: магнитофон, мольберт, телевизор,
Демонстрационный материал:
- иллюстрации по правилам поведения в лесу, диких животных и их детёнышей, деревьев и их веточек;
- презентация
- «чудесный мешочек»;
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в зал и становятся полукругом
Воспитатель:
Желтый листик на ладони,
Был когда-то он зеленый,
К нам в окошко он влетел,
Почему он пожелтел?
У кого друзья не спросим,
Скажут – наступила…
Дети: Осень!
Воспитатель: Ребята, вот уже несколько месяцев, как к нам пришла чудесная пора - Золотая осень.
Солнышко не хочет землю согревать,
Листья пожелтели и стали опадать,
Часто льется дождик, мокнет всё вокруг,
Птицы улетают далеко на юг.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а осень она какая?
(Ответы детей: Золотая, желтая, солнечная, дождливая, пасмурная, холодная, поздняя и т.д.)
Воспитатель: Осень бывает разная. Бывает тихая, золотая, а бывает холодная, дождливая, морозная. В такую погоду хочется укрыться в доме, в тепле, а выходя на улицу одеться потеплее. Мы с вами живём в городе и знаем, что за окном осень. А как вы думаете, в лесу сейчас тоже осень?
Ответы детей
Воспитатель: А хотите проверить?
Ответы детей
Воспитатель: Тогда, я вам предлагаю отправиться на прогулку в лес? Согласны? Надеюсь, на лесных полянках мы увидим много интересного.
Но, прежде чем нам отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дети:
1. громко в лесу не разговаривать;
2. аккуратно ходить по лесу, чтобы не наступить на грибы и цветы;
3. мусор надо забрать с собою, а не оставлять его в лесу;
4. не разорять птичьи гнёзда. И т.д.
Воспитатель: Теперь мы смело можем отправляться в лес. Вставайте в круг и берите за руки друг друга.
В центре круга соберемся,
Дружно за руки возьмемся,
Тихо скажем раз-два-три,
Лес волшебный нас прими!
Дети выполняют все действия и оказываются в «лесу».
Звучит запись шум деревьев. На экране – изображение леса.
Воспитатель: Вот мы и в лесу! Ребята, скажите, пожалуйста, а кто живёт в лесу? А как дикие животные готовятся к зиме, мы с вами узнаем, когда сыграем в одну игру.
Игра «Чудесный мешочек»
Игра проводится в кругу, дети передают под музыку мешочек. Когда музыка останавливается тот ребенок, у которого в руках мешочек просовывает ручку в него и достаёт яйцо с загадкой. Воспитатель зачитывает загадку, дети отгадывают загадки и говорят, как это животное готовится к зиме.
- Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Медведь хорошо наедается осенью, и у него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку. Где же медведь спит (ответы детей). Правильно в берлоге. Он натаскивает в берлогу веточки, мох, чтобы ему было тепло.
- Колюч он, но не ёлочка,
В иголках, но не сосёнка.
В клубок свернуться может.
Конечно, это...
Ёжик хорошо наедается осенью, и у него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.
- Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
Белка меняет рыжую шубку на серую, делает запасы: собирает в дупло шишки, орехи, жёлуди.
- Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её?
У лисы вырастает теплая шерсть, но цвет шерсти остается такой же, потому что ей не от кого прятаться, она хищник.
- Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - …
У волка вырастает теплая шерсть, но цвет шерсти остается такой же, потому что ему не от кого прятаться, он хищник. Волк ходит по лесу в поисках добычи.
- Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой –
У зайца серенькая шубка становится белой, чтобы на снегу его не видно было. Летом он питается свежей травой. Сладкими корешками, а зимой молодыми веточками, корой деревьев.
- Молодцы, ребята, всех зверей вы отгадали! Но в лесу случилась беда. Взрослые животные потеряли своих детёнышей и просят нас найти их. Вы готовы помочь?
Игра «Найди маму»
Детям нужно соединить картинку взрослого животного с его детенышем
Волчица - волчата, волчонок
Лиса - лисята, лисёнок
Медведица - медвежата, медвежонок
Белка - бельчата, бельчонок
Зайчиха - зайчата, зайчонок
Ежиха - ежата, ежонок
Воспитатель: Молодцы, ребята, всем детёнышам помогли найти маму.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а что растёт в лесу?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно в лесу растут деревья, кустарники, травы, ягоды и грибы. Ребята, сегодня в лесу был листопад, и листики, которые упали с деревьев, все перепутались, нам нужно с вами навести порядок в лесу и соединить дерево с листиками.
Игры «С какого дерева детки?», под музыку.
Воспитатель: Посмотрите, ребятки, мы пришли с вами к лесному ручейку. Вот и капелька из этого ручейка, она хочет поиграть с вами и узнать, «кому нужна вода».
Игра «Кому нужна вода». Дети под музыку передают капельку, как музыка останавливается, ребёнок у которого капелька оказалась в руках говорит, кому нужна вода (Деревьям; рыбам; морским обитателям; грибам; цветам; людям; домашним птицам; диким животным; домашним животным; насекомым; птицам).
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Ребята, как быстро летит время в лесу. Но, нам пора возвращаться домой.
Воспитатель и дети берутся за руки:
Воспитатель и дети:
В центре круга соберемся,
Дружно за руки возьмемся,
Тихо скажем три-два-раз,
Возвратимся в сад сейчас!
Подведение итогов
Воспитатель: Куда мы сегодня ходили на прогулку?
- А для чего мы ходили в лес?
- Какое сейчас время года в лесу?
Дети возвращаются в группу.