Задание 24 ЕГЭ по русскому языку (Проверка знания лексики и фразеологии)

16
1
Материал опубликован 19 June 2020

Подготовка к № 24 ЕГЭ


Легоцкая В.С.,

учитель МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска



Пояснительная записка


Задание 24 ЕГЭ по русскому языку проверяет знания лексики и фразеологии. Для выполнения этого задания учащимся необходимо знать:

     прямое и переносное значение слова  

     синонимы, в том числе контекстные 

     антонимы, в том числе контекстные 

     фразеологизмы 

     заимствованные слова

     лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы) 

     ограниченная в употреблении лексика (профессионализмы, просторечная лексика,        жаргонизмы, диалектизмы) 

    стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика 

Предлагаемое задание представляет собой текст, взятый с сайта https://yandex.ru/tutor/subject/tag/problems/?ege_number_id=29&tag_id=19 и 22 авторских задания. Может быть использован и в самостоятельной подготовке учащихся, т.к содержит ответы.


Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания


(1)Прибыв на новое место работы, молодой врач Александр Зеленин на следующий день приступил к своим будущим обязанностям. (2)Во время обхода его стало одолевать волнение: было несколько чрезвычайно сложных случаев – без лабораторных данных невозможно разобраться, а лаборатория не работает.

(3)Как он будет лечить этих людей? (4)Работая шприцем или скальпелем, Александр всегда успокаивался. (5)Есть под рукой что-то осязаемое, сразу можно видеть результат. (6)Но терапия без анализов… (7)Сейчас Зеленин чувствовал себя словно древний мореплаватель, только что миновавший Геркулесовы столбы. (8)Безбрежный, неведомый океан колыхался перед ним, в глубине души он даже испытывал страх..

(9)Вот уже больше трёх лет фельдшер Макар Иванович благополучно обходился без рентгена и лаборатории, врачуя без страха и сомнения. (10)В райздраве он славился лихостью своих диагнозов. (11)Перебирая старые истории болезней, Зеленин то и дело натыкался на такие перлы: «(12)Общее сотрясение организма при падении с телеги».

(13)В конце недели Зеленин собрал производственное совещание. (14)Пришли все работники больницы: пять медсестёр, фельдшер, санитарки, бухгалтер, завхоз и кучер Филимон. (15)Все эти люди со скрытой насмешкой, с любопытством и недоверием поглядывали на беспокойного худого юношу, который теперь стал их начальником. (16)Персонал привык к тишине и спокойствию,  все потихоньку варились в собственном соку, ни о чем не тревожились.. (17)Больных было мало, потому что всех мало-мальски серьёзных отправляли в район. (18)Для выполнения плана койко-дней Макар Иванович клал в больницу знакомых старушек и упражнялся на них в диагностике.

(19)Зеленин подумал и неожиданно для самого себя густым голосом сказал:

– (20)Наша больница является самым крупным лечебным учреждением на всём пространстве Круглогорского куста, со стационаром на двадцать пять коек. (21)Как видите, задачи перед нами стоят большие, и мы должны быть на высоте. (22)Но сейчас мы не на высоте! (23)Больше того, мы представляем из себя совершенно невероятный экспонат прошлого столетия. (24)В век телевидения и электроники работаем вслепую. (25)А между тем у нас есть и рентгеновский аппарат, и лабораторное оборудование. (26)Но всё поломанное, грязное. (27)В чём дело? (28)Некому было заняться? (29)Нет, дело в косности. (30)Вот вы, Макар Иванович…

(31)Тот слегка вздрогнул и пошевелил сцепленными на животе пальцами. (32)Полчаса назад он отобедал, и сейчас по голове его под белым колпаком, семеня ножками, бегали крохотные человечки, предвестники мягкой дремоты. (33)Взволнованные восклицания молодого доктора с шипением, как ракеты-шутихи, летели откуда-то издалека, чуть задевая засыпающее сознание.

«(34)Нехорошо получилось, – подумал Зеленин, – ещё обидится старик». (35)Но отступать было поздно.

– (36)Макар Иванович, расскажите, как вы лечите, что назначаете больным?

– (37)Как что? (38)В зависимости от индивидуальных реакций организма, – ответил Макар Иванович и привычно напыжился. – (39)От головы даю пирамидон, от живота бесалол…

– (40)Макар Иванович! (41)Ведь так, наверное, во времена Чехова уже не врачевали. «(42)От головы, от живота…» (43)Скажите, вы вот эту книжку давно перечитывали? – и Зеленин протянул ему толстый том «Пособия для сельских фельдшеров».

(44)Макар Иванович протёр очки, отставил книжку на длину вытянутой руки и прочёл название.

– (45)Мол-лодой человек, я тридцать лет здесь практикую, я… я… – сказал он после этого дрожащим голосом, встал и неловко стал стаскивать с плеч халат. – (46)Я на фронте… (47)Вот так унизить… эх… постыдились бы!..

(48)Минуту спустя Зеленин, чувствуя острую щемящую жалость, увидел в окне нелепую бочкообразную фигуру фельдшера на тонких ножках. (49)Александр несмело обвёл взглядом оставшихся. (50)Что теперь сказать? (51)Ему было жалко Макара Ивановича, хотелось оправдаться перед людьми, но он продолжил свою речь, словно ничего не случилось:

– (52)Итак, мы должны наладить работу своими руками, и начать придётся с рентгеновского кабинета и лаборатории. (53)Для ремонта аппарата придётся вызвать городского техника  – нужно выделить средства, – сказал он, обращаясь к завхозу. – (54)Потом командируем кого-нибудь из сестёр на курсы рентгенолаборантов.

(55)На следующий день, в обед, Зеленин сидел в больничной столовой и смотрел в окно на бескрайнюю ширь озера. (56)Было ветрено, мрачно, ходуном ходил тёмно-серый взлохмаченный горизонт.

«(57)Настоящий морской шторм, – подумал Саша. – (58)Сегодня Макар Иванович не вышел на работу. (59)Филимон говорил, что старик лежит на сундуке с полотенцем на лбу и молчит. (60)Какая я сволочь, это же надо так испортить человеку настроение! (61)Надо пойти к нему, поговорить по душам. (62)Нет, я должен быть твёрд. (63)Что из того, что он стар? (64)Если работаешь – изволь работать добросовестно».

(65)Мысли Зеленина прервались, потому что в дверь бухнули сапогом, а затем появился Филимон, больничный кучер.   (По В.П. Аксёнову*)

*Василий Павлович Аксёнов (1932–2009) – русский писатель, драматург и сценарист, переводчик, педагог.


1. В предложениях 36–42 найдите синонимы (синонимическую пару). Запишите их.


2.Из предложений 20–30 выпишите слово со значением «групповое объединение предприятий, организаций, артелей». 


3.Из предложений 13–20 выпишите слово со значением «определение значений параметров системы, характеризующих её состояние».


4.Из предложений 19–30 выпишите фразеологизм.


5.Из предложений 46–56 выпишите фразеологизм.


6. В предложениях 1–5 найдите синонимы (синонимическую пару). Запишите их.


7.Из предложений 3–13 выпишите фразеологизм.


8. Из предложений 34–38 выпишите слово со значением «действие, возникающее в ответ на какое-либо воздействие».


9.  В предложениях 25–35 найдите синонимы (синонимическую пару). Запишите их.


10. Из предложений 11–19 выпишите фразеологизм.

11. Из предложений 54–64  выпишите устаревшее слово.


12. В предложениях 18–26 найдите  синонимы (синонимическую пару). Запишите их.


13.   Из предложений 17–28 выпишите слово со значением «предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке».


14. Из предложений 3–13  выпишите одно  устаревшее слово.


15. В предложениях 43 –53 найдите антонимы (антонимическую пару). Запишите их.


16. Из предложений 57–64 выпишите фразеологизм.


17. Из предложений 49–57 выпишите слово со значением «направлять куда-либо со служебным заданием, поручением».


18. В предложениях 52–62 найдите антонимы (антонимическую пару). Запишите их.


19. Из предложений 9–18 выпишите слово со значением «постоянный состав  работников  какого-нибудь учреждения».


20. В предложениях 22–26 найдите синонимы (синонимическую пару). Запишите их.


21. Из предложений 58–65  выпишите разговорное слово.


22. В предложениях 10–16 найдите контекстные синонимы (синонимическую пару). Запишите их.    


Ответы


1. В предложениях 36–42 найдите синонимы (синонимическую пару). Запишите их.

Ответ: лечить врачевать  Данные слова имеют один и тот же смысл – «исцелять».


2.Из предложений 20–30 выпишите слово со значением «групповое объединение предприятий, организаций, артелей».  Ответ: куст.

 Начало формы

3.Из предложений 13–20 выпишите слово со значением «определение значений параметров системы, характеризующих её состояние». Ответ: диагностика.


4.Из предложений 19–30 выпишите фразеологизм. Ответ: на высоте.


5.Из предложений 46–56 выпишите фразеологизм. Ответ: ходить ходуном.


6. В предложениях 1–5 найдите синонимы (синонимическую пару). Запишите их.

Ответ: следующий, будущий 


7.Из предложений 3–13 выпишите фразеологизм. Ответ: в глубине души.


8. Из предложений 34–38 выпишите слово со значением «действие, возникающее в ответ на какое-либо воздействие». Ответ: реакция.


9.  В предложениях 25–35 найдите синонимы (синонимическую пару). Запишите их.

Ответ: слегка, чуть 


10. Из предложений 11–19 выпишите фразеологизм. Ответ: вариться в собственном соку, то и дело.


11. Из предложений 54–64  выпишите устаревшее слово. Ответ: изволь.


12. В предложениях 18–26 найдите синонимы (синонимическую пару). Запишите их.

Ответ: крупный, большой 


13.   Из предложений 17–28 выпишите слово со значением «предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке». Ответ: экспонат.


14. Из предложений 3–13  выпишите одно устаревшее слово. Ответ: перлы, врачуя.


15. В предложениях 43 –53 найдите антонимы (антонимическую пару). Запишите их.

Ответ: сельский, городской. Толстый, тонкий


16. Из предложений 57–64 выпишите фразеологизм. Ответ: по душам.


17. Из предложений 49–57 выпишите слово со значением «направлять куда-либо со служебным заданием, поручением». Ответ: командировать.


18. В предложениях 52–62 найдите антонимы (антонимическую пару). Запишите их.

Ответ: наладить, испортить.


19.  Из предложений 9–18 выпишите слово со значением «постоянный состав  работников  какого-нибудь учреждения». Ответ: персонал.


20. В предложениях 22–26 найдите синонимы (синонимическую пару). Запишите их.

Ответ: век, столетие


21. Из предложений 58–65  выпишите разговорное слово. Ответ: сволочь, бухнули.


22. В предложениях 10–16 найдите контекстные синонимы (синонимическую пару). Запишите их.   Ответ: тишина, спокойствие.  ​​​​​​​

Комментарии

Спасибо за работу,Вера Сергеевна!

20 June 2020