Подготовка к ОГЭ по русскому языку «Выразительные средства лексики и фразеологии»

18
5
Материал опубликован 14 October 2018 в группе

ОГЭ – 2018 Задание №3 Выразительные средства лексики и фразеологии. Практикум

1.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были очень крупные, очень спелые, чёрные от густой красноты.

2)Я почувствовал в воде из ручья голос лесных озёр и болот.

3)Этот первый день в школе, радостный для всех других детей, был тяжёлым днём для Тани.

4)После купания лицо его блестело, как камень, а галстук был тёмен от воды.

2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Солнце нырнуло в тучу, и небо потемнело.

2)Вдруг открывается дверь, а там огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый.

3)Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и стал собирать ягоды.

4)"У него золотые руки!" - кричал дядька мне в спину.

3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Александр слушал этот вальс и вспоминал какой-то из институтских балов, лица друзей, разноцветный снегопад конфетти.

2)Дядька задумался, глядел на потемневшее озеро, в котором отражались светлые ещё облака.

3)Я насквозь просмоленный, как птица клёст.

4)Дети побежали к лесу, который встретил их по-прежнему молчаливо.

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.

2)С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.

3)Характер у неё был вулканического происхождения.

4)Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.

5.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека.

2)Я понял, что судьба моя висит на волоске.

3)Ветки берёзы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен - дерево ещё не очнулось от сна.

4)По каменистой тропинке, еле заметной в сумерках, мы спустились вниз, к лесу.

6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Ветки гаснут не скоро, они горят и мерцают, точно целые горсти звёзд.

2)У простой земляники - солнечный вкус, а тут - лесной, болотный, сумрачный.

3)Водяная крыса, испуганная звуками песни девочки, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку.

4)Закат спрятался в тёмный лесисный берег, но окна дома ещё улавливали его отсветы и сияли.

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Чёрный, большой, точно скала, пароход всё же казался маленьким для этой реки.

2)Подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатый песком пахла вода из ручья.

3)Ему хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся на берегу сурового моря.

4)Порыв сухого ветра пронёсся по кустам - они забормотали, зашептались сухими листьями.

8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1)Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два карандаша, авторучку.

2)Скользишь по матовому стеклу льда, под которым угрожающая глубина, какие-то смутные очертания.

3)Старичок-лесовичок сам весь корявый, борода серо-синяя, а руки чёрные, как головёшки.

4)На жемчужном небе - перистые облака рассвета.

9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Он решил отдохнуть, как те большие и зоркие птицы, что целый день парят высоко над лиманом.

2)Июнь, а ещё не отцвели одуванчики и в серой вязаной шапочке распускаются под окном.

3)Человек, последним сбежавший с трапа на пристань, уже никого не видел, кроме одной девочки, поднимавшейся в гору.

4)У самой реки, без устали спешившей к морю, увидели они свой лагерь.

10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.

2)По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.

3)Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.

4)Полина Харитоньевна и мама были передо мной как на ладони.


 

Источники информации:

http://егэша.рф/news/b8/2012-04-28-108

ФИПИ Открытый банк заданий ОГЭ русский язык

http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge


 

Материал

подготовила Селиванова Г.Г.,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Яренская СШ»

2018год

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за работу,Галина Геннадьевна! Заходите в гости!

14 October 2018

Марина Юрьевна, спасибо Вам за внимание! Зашиваюсь с двумя 11 классами. Зайду с радостью!

14 October 2018

Спасибо за материалы к ОГЭ! Успехов Вам в работе, Галина Геннадьевна!

26 December 2018

Спасибо за нужную работу!

26 December 2018

Рада быть полезной для коллег, Валентина Ивановна! Всего Вам доброго!

2 March 2019