Подготовка к ОГЭ по русскому языку «Выразительные средства лексики и фразеологии»
ОГЭ – 2018 Задание №3 Выразительные средства лексики и фразеологии. Практикум
1.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были очень крупные, очень спелые, чёрные от густой красноты.
2)Я почувствовал в воде из ручья голос лесных озёр и болот.
3)Этот первый день в школе, радостный для всех других детей, был тяжёлым днём для Тани.
4)После купания лицо его блестело, как камень, а галстук был тёмен от воды.
2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Солнце нырнуло в тучу, и небо потемнело.
2)Вдруг открывается дверь, а там огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый.
3)Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и стал собирать ягоды.
4)"У него золотые руки!" - кричал дядька мне в спину.
3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Александр слушал этот вальс и вспоминал какой-то из институтских балов, лица друзей, разноцветный снегопад конфетти.
2)Дядька задумался, глядел на потемневшее озеро, в котором отражались светлые ещё облака.
3)Я насквозь просмоленный, как птица клёст.
4)Дети побежали к лесу, который встретил их по-прежнему молчаливо.
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.
2)С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.
3)Характер у неё был вулканического происхождения.
4)Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.
5.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека.
2)Я понял, что судьба моя висит на волоске.
3)Ветки берёзы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен - дерево ещё не очнулось от сна.
4)По каменистой тропинке, еле заметной в сумерках, мы спустились вниз, к лесу.
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Ветки гаснут не скоро, они горят и мерцают, точно целые горсти звёзд.
2)У простой земляники - солнечный вкус, а тут - лесной, болотный, сумрачный.
3)Водяная крыса, испуганная звуками песни девочки, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку.
4)Закат спрятался в тёмный лесисный берег, но окна дома ещё улавливали его отсветы и сияли.
7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Чёрный, большой, точно скала, пароход всё же казался маленьким для этой реки.
2)Подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатый песком пахла вода из ручья.
3)Ему хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся на берегу сурового моря.
4)Порыв сухого ветра пронёсся по кустам - они забормотали, зашептались сухими листьями.
8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два карандаша, авторучку.
2)Скользишь по матовому стеклу льда, под которым угрожающая глубина, какие-то смутные очертания.
3)Старичок-лесовичок сам весь корявый, борода серо-синяя, а руки чёрные, как головёшки.
4)На жемчужном небе - перистые облака рассвета.
9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Он решил отдохнуть, как те большие и зоркие птицы, что целый день парят высоко над лиманом.
2)Июнь, а ещё не отцвели одуванчики и в серой вязаной шапочке распускаются под окном.
3)Человек, последним сбежавший с трапа на пристань, уже никого не видел, кроме одной девочки, поднимавшейся в гору.
4)У самой реки, без устали спешившей к морю, увидели они свой лагерь.
10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.
2)По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.
3)Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.
4)Полина Харитоньевна и мама были передо мной как на ладони.
Источники информации:
http://егэша.рф/news/b8/2012-04-28-108
ФИПИ Открытый банк заданий ОГЭ русский язык
http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
Материал
подготовила Селиванова Г.Г.,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Яренская СШ»
2018год
Горбачёва Марина Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Устинова Валентина Ивановна
Селиванова Галина Геннадьевна