Задания по теме «Лексика и фразеология» для обучающихся по профессии «Повар, кондитер»
Тема: Слово и его лексическое значение
Задание 1. Объясните лексическое значение представленных ниже слов. При работе над заданием обращайтесь к профессиональным справочникам и словарям.
А) Абилировать, безе, глясировать, грильяж, мариновать, пассеровать, пастеризовать, руккола, стейк, фраппировать.
Б) Анелли, баветте, бланшировать, десерт, заколеровать, майоран, пахлава, пошировать, штрудель, шпиговать.
Критерии оценки задания:
«5» – лексическое значение всех 10 слов определено верно.
«4» ‒ лексическое значение 1 слова объяснено неверно или не определено вовсе.
«3» ‒ допущено 2-3 ошибки в толковании слов.
«2» ‒ допущено более 3 ошибок.
Задание 2. Установите соответствия между словом и его лексическим значением, подобрав к предложенным определениям соответствующее название макаронного изделия.
1) Макаронные изделия, представляющие собой квадратные кусочки пасты, собранные в центре, чтобы получился бантик.
2) Макаронные изделия, представляющие собой миниатюрные колечки для супов.
3) Макаронные изделия, напоминающие и по размеру, и по форме рис или перловку.
4) Маленькие фаршированные пельмешки из макаронного теста, уголки которых соединяют, чтобы получилось кольцо или бутончик. Бывают разных цветов, в зависимости от начинки, которой может быть свекла, помидоры, шпинат, кальмары и прочее.
5) Макаронные изделия в форме колес от повозки.
6) Макаронные изделия, которые представляют собой длинные и толстые полоски теста шириной 13 миллиметров, традиционно подаваемые с густыми сливочными или мясными соусами.
А) Анелли; Б) Орзо; В) Паппарделле; Г) Тортеллини; Д) Фарфалле; Е) Руот;
Критерии оценки задания:
«Зачтено» – соответствия установлены верно или допущено не более 2 ошибок.
«Незачтено» ‒ допущено более 2 ошибок.
Тема: Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление
Задание 3. Объясните, почему правописание одного и того же слова в первом случае было оценено как нормативное, в другом – как ошибка. Чем являются данные слова?
А) 1. К Льву Толстому в Ясную Поляну являлись отовсюду многочисленные паломники.
-
Огромным паломником Анна Павловна разливала суп по глубоким тарелкам.
Б) 1. Удобный половник пришелся бабушке по душе.
2. В храм вошел седой половник.
Задание 4. Объясните значение слов пассеровать и пассировать по толковому словарю. Чем являются данные слова?
Критерии оценки задания:
«Зачтено» – найдено верное толкование.
«Незачтено» ‒ верное толкование найдено не было.
Тема: Лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас
Задание 5. Распределите слова по двум группам: собственно русские и заимствованные. Укажите, из какого языка пришли в русский представленные заимствования.
А) Блины, варенье, вермишель, бутерброд, винегрет, гренки, каша, кефир, котлета, лапша, лепешка, окорок, омлет, рагу, хлеб.
Б) Баранка, ветчина, каша, квас, кекс, омлет, макароны, пельмени, пирог, пицца, сало, уха, хлеб, шашлык, щи.
В) Батон, борщ, вафли, гуляш, картофель, каравай, каша, кисель, ливер, окорок, пюре, рассольник, солянка, уха, шоколад.
Г) Блины, баранка, картофель, капуста, кисель, лапша, окрошка, омлет, макароны, сайка, сало, салями, солянка, сосиски, суп.
Критерии оценки задания:
«5» – все 15 слов распределены по группам верно или допущен 1 недочет при определении языка заимствования.
«4» ‒ при распределении по группам допущено 1-2 ошибки или 2 ошибки при определении языка заимствования.
«3» – допущено 3-4 ошибки, язык заимствований указан не везде.
«2» ‒ более 5 ошибок, язык заимствований не указан вовсе.
Задание 6. Составьте небольшой словарь (не менее 10 слов) «Профессионализмы и термины в речи повара».
Критерии оценки задания:
«Зачтено» – словарь составлен в необходимом объеме.
«Незачтено» ‒ в словаре менее 10 слов.
Тема: Фразеологизмы
Задание 7. Объясните значение фразеологизмов: блюдечко с голубой каемочкой, заварить кашу, калачом не заманишь, несолоно хлебавши, лаптем щи хлебать, манна небесная, пуд соли съесть, хуже горькой редьки.
Критерии оценки задания:
«5» – дано верное толкование всех фразеологизмов.
«4» ‒ в определении значения 1 из фразеологизмов допущена ошибка или в толковании фразеологизмов допущено 2 недочета.
«3» – 3-4 ошибки в толковании фразеологизмов.
«2» ‒ более 4 ошибок.
Задание 8. По одному из рассмотренных выше фразеологизмов подготовьте сообщение «История происхождения фразеологизма».
Критерии оценки задания:
«5» – история происхождения фразеологизма раскрыта, сообщение соответствует требованиям, предъявляемым к публичным выступлениям, стилистические и грамматические ошибки отсутствуют.
«4» ‒ история происхождения фразеологизма раскрыта, однако были допущены стилистические или грамматические ошибки.
«3» – история происхождения фразеологизма раскрыта не в полной мере, были допущены стилистические и грамматические нарушения. Соблюдены не все требования, предъявляемые к устным выступлениям.
«2» ‒ история происхождения фразеологизма раскрыта не была, речь выступающего отличается грубыми нарушениями языковых норм.