Тематический зачёт по русскому языку в 6 классе «Лексика и фразеология»
«Лексика и фразеология» (тематический зачет), 6 класс (конец года) 1 вариант
Обязательная часть
Все слова языка ____________________________________________________________
Раздел лингвистики, изучающий лексику - ______________________________________
Какие слова являются многозначными? а) айсберг б) кнопка в) бессердечный г) бежать. Приведите примеры словосочетаний с многозначными словами.
Какие слова употреблены в переносном значении? а) холодный взгляд б) холодный ветер в) холодное сердце г) холодная печь
Выпишите синонимы: весёлый, грустный, веселить, радостный.
Какие слова являются омонимами? а) теплая печь б) печь пироги в) скрипичный ключ г) ключ от двери.
Найдите антонимы: а) длинный – короткий б) верх – низкий
Найдите диалектные слова:
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
Какие слова являются профессионализмами?
На берегу реки сидел художник. Перед ним располагался мольберт. Справа от него находилась палитра. Колорит картины был ярким.
Найдите заимствованное слово и составьте с ним сложное предложение. Река, город, глаза, барабан.
Распределите слова на 2 группы: а) устаревшие слова; б) неологизмы
Кафтан, дизайнер, лапти, ботфорты, менеджер.
Соедините фразеологизм и его лексическое значение.
А) поставить точки на и очень хорошо трудиться
Б) засучив рукава долго разговаривать по телефону
В) сесть в калошу быть на посту
Г) висеть в калошу выяснить всё до конца
Д) стоять на часах попасть в неловкое положение
Дополнительная часть
Запишите синонимы-фразеологизмы со следующим значением:
- до конца - __________________________________________
_____________________________________________________
- много - _________________________________________
_________________________________________________________
___________________________________________________________
С три короба, от корки до корки, куры не клюют, вагон и маленькая тележка, хоть пруд пруди, непочатый край, от доски до доски.
Замените антонимы –фразеологизмы к данным фразеологизмам: Коломенская верста, не зги не видно, хоть иголки собирай, от горшка два вершка.
Составьте с данными сочетаниями слов два предложения: в одном используйте словосочетание фразеологизм, а в другом – как свободное словосочетание.
Идти в гору, отвести глаза
«Лексика и фразеология» (тематический зачет), 6 класс (конец года) 2 вариант
Обязательная часть
1. Словарный запас одного человека ____________________________________________________________
2. Раздел лингвистики, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение фразеологизмов - ______________________________________
3. Какие слова являются многозначными? а) изумрудный б) ставить в) раскаяться г) партер. Приведите примеры словосочетаний с многозначными словами.
4. Какие слова употреблены в переносном значении? а) спит река б) спит ребенок в) спит природа г) спит кошка
5. Выпишите синонимы: горе, горевать, несчастье, беда.
6. Какие слова являются омонимами? а) песчаная коса б) острая коса в) стакан из стекла г) вода стекла.
7. Найдите антонимы: а) поднимается- спускается б) узкий - ширина
8. Найдите диалектные слова:
А в окне на сети скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
9. Какие слова являются профессионализмами?
Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лежаки. У него есть фуганок, ладило, длиной больше чем в два роста.
10. Найдите заимствованное слово и составьте с ним сложное предложение. Страна, земля, ветер, акварель
11. Распределите слова на 2 группы: а) устаревшие слова; б) неологизмы
Треуголка, ботфорты, бизнесмен, евроремонт, веретено
12. Соедините фразеологизм и его лексическое значение.
А) от корки до корки мешать
Б) вставлять палки в колеса ничего не делать
В) дневать и ночевать прочитать от начала до конца
Г) держать язык за зубами постоянно где-либо находиться
Д) бить баклуши молчать
Дополнительная часть
13. Запишите синонимы-фразеологизмы со следующим значением:
- опытный человек - __________________________________________
_____________________________________________________
- темно - _________________________________________
_________________________________________________________
___________________________________________________________
Не видно не зги, хоть глаз выколи, тьма кромешная, стреляный воробей, тертый калач
14. Замените антонимы –фразеологизмы к данным фразеологизмам: заварить кашу, через час по чайной ложке, единым духом, расхлёбывать кашу
15. Составьте с данными сочетаниями слов два предложения: в одном используйте словосочетание фразеологизм, а в другом – как свободное словосочетание.
Встать на ноги, сдавать в архив