Подготовка к ОГЭ по русскому языку
I. 1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка».
За спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.
А Николая била в висок ужасная мысль.
В большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.
Ведь этот Мурлышка — вся её жизнь!
— А вредная она всё-таки, — он покрутил головой.
Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? — дерзко спросил Лёвка.
Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.
Но результат не заставил себя ждать.
Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили.
На улице тишь, только шаркает метлой дворник.
4. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении «Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели; тонкие берёзки, тронутые желтизной»?
1) сравнительный оборот 2) эпитеты
3) метафора 4) гипербола
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней.
Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, подперев кулачками непутёвые головы и пораскрыв рты, слушали, как сказку.
— Шашки вон! — командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды.
Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами, отыскивая, как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь, о казачке, не дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её, напрасно убитой горлице, об умирающем ямщике и наказе его или ещё о чём-то таком, что сердце сводило печалью, навёртывалась горячая слеза.
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
И грохнуло, обрушилось всё небо.
За шумом никто не услышал, как упали и потекли капли дождя на стёклах.
Запах влаги, прели, дождя и травы наполнил зал.
Земля растрескалась, от зноя выцвело небо, и вдали, над горизонтом, висела мгла, будто пыль от стада.
7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Вдали показалась чёрная туча птиц, двинулась к нам и с карканьем опустилась на рощу.
За сим последовал антракт, наступила тишина, которую изредка нарушало пение сверчка, сидевшего в траве возле публики.
Впрочем, не стану отбивать хлеб у поэтов, пусть они пишут.
Графский повар шёл к нам и, весело смеясь, показывал нам свой кулак.
II. 1. Из предложений 44—50 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».(44)Ничего подобного она не думает, - вдруг вступился за Алёнку Васька. - (45)И вообще... (46)Она, может, даже не знает, что надо готовить номер, и танец, и группу поддержки? (47)Она же первый раз в лагере.
(48)После этого случайно услышанного разговора я попыталась объяснить Алёнке, что такое конкурс красоты в нашем лагере, что от неё требуется, но она слушала нетерпеливо и рассеянно и наконец сказала:
- (49)Маша, вы хотите кого-нибудь другого поставить? (50)Ну, пожалуйста, мне всё равно...
2. Из предложений 1—6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».(1)Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. (2)Все её страницы были разрисованы красками, прилежно, тщательно и трудолюбиво. (3)Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.
(4)И я рисовал когда-то - давно это было, - примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе. (5)От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. (6)Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке.
3. Из предложений 31—37 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).
(31)На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом, в которой лежал корж. (32)Она ничего не сказала и положила нежданный гостинец перед внуком.
(33)Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. (34)Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. (35)Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. (36)Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба.
(37)Коля сполз со скамейки и пошёл прочь...
4. Из предложений 20—27 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на -о(-е) пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
(20)Ну как там наша Нина? (21)Спасут ли... вот горе!
(22) Разве так не бывает, что судьба одного человека, доселе никому не известного, вдруг становится средоточием всеобщего сострадания, и множество людей озабоченно следят за чужой судьбой, которая их волнует и в которой подчас выражена судьба многих.
(23)Чуянов приехал. (24)Воронин ещё издали крикнул ему:
- (25)Не подходи близко! (26)Стена вот-вот рухнет...
(27)Нина Петрунина лежала спокойно, и Чуянов до конца жизни не забыл её прекрасного лица, веера её золотистых волос, а ноги девушки, уже раздробленные, покоились под громадной и многотонной массой полуразрушенной заводской стены, которая едва-едва держалась.
5. Из предложений 1—5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН».
(1)Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно. (2)Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела. (3)И только появление «бесноватой» пробудило в них интерес. (4)Спортивный интерес.
(5)Год назад, когда она переводилась в эту школу, Агния была хрупкой девочкой с потрясающими длинными медово-русыми волосами, похожей на принцессу настолько, насколько может быть похожей на принцессу девчонка, не отличающаяся благонравным характером.