12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ефимова Наталья Николаевна19
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

 

Ефимова Н.Н

педагог дополнительного образования

ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

 

Подготовка руки дошкольника к письму

«Каждый из нас хочет, чтобы его ребенок был успешным, счастливым, здоровым, и мы готовы многое сделать для этого, но совсем не редко сталкиваемся с проблемами, о которых мало знаем, и поэтому не можем помочь своим детям. Многочисленные исследования показывают, что одна из таких проблем – обучение письму». Марьяна Безруких

Академик РАО, российский психофизиолог Марьяна Михайловна Безруких создала методику, которая поможет каждому взрослому научить ребенка писать красиво и правильно. Ею написаны книги: «10 простых шагов к красивому и правильному письму», «Как научить ребенка писать красиво», «Пишу красиво и правильно» и другие. Письмо – один из сложнейших видов деятельности человека, сложнейший навык, который формируется длительно и не просто. М.М. Безруких пишет: «Опыт показывает, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий…, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти». Не менее важной проблемой является сокращение количества часов в первом классе, отпущенных на освоение каллиграфии. В связи с этим, подготовку руки к письму желательно начинать как можно раньше, но делать это постепенно, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Многих сложностей при обучении детей письму к начальной школе можно избежать, проведя целенаправленную подготовительную работу в дошкольный период.

Эта работа начинается не в 5-6 лет, а намного раньше. Когда ребенок берет в руки свой первый пишущий инструмент. Это может быть карандаш, мелок, пальчиковые краски. Хорошо, если родители вдумчиво относятся к занятиям малыша. Важно не пропустить тот момент, когда способ удержания инструмента становится устойчивым. К сожалению не всегда он становится правильным, а переучить ребенка очень трудно, а чаще невозможно.

Большое значение для развития мелкой моторики руки имеет координация движений всего тела. Движение – естественное состояние ребенка. Поэтому для занятий можно использовать обычные детские подвижные игры, в которые играют дети всего мира: ладушки, «Сим, сим, фони», «Соку, бачи, вира», «Летел лебедь», «Падишах», игры с мячом, скакалкой и многие другие.

Хорошо развивают пальчики игры и упражнения с предметами. Можно использовать комплексы упражнений с карандашами, камешками, шишками, массажными мячиками, снаперсами, крышками. Конструкторы, пазлы, шнурки, пуговицы помогут ребенку интересно и с большой пользой проводить время одному, с друзьями, с родителями.

Большое количество специальных стихотворений помогут запомнить названия каждого пальчика. Это очень пригодится для того, чтобы научиться правильно держать ручку и карандаш, так как каждый пальчик играет свою роль в этом непростом деле.

Замечательная настольная игра «Твистер для пальцев» поможет укрепить мышцы кистей и пальцев рук, развить их ловкость и гибкость, моторику, координацию движений, воспитать упорство на пути к своей цели.

Много интересных упражнений для кисти руки можно найти на канале «Палец вверх». Ведущий канала Сергей Копылов обладает удивительной ловкостью и гибкостью пальцев. Автор канала человек увлеченный, он знает все о пальчиковой гимнастике. Его упражнения имеют разный уровень сложности и рассчитаны на детей и взрослых.

Детский логопед нейропсихолог Вероника Мазина делится увлекательными ритмичными разминками с музыкальным сопровождением. Чувство ритма, способность к переключению имеют большое значение при обучении письму. Ребята очень любят эти упражнения. Тетради В. Мазиной со специальной разлиновкой помогут сформировать красивый почерк не только школьникам и дошкольникам, но и взрослым.

Научить ребенка правильно держать пишущие инструменты помогут специальные приспособления (насадки), которые могут быть в форме рыбок или иметь специальные «кармашки» для пальчиков. Снять усталость при работе поможет ручка – самоучка. Особое внимание уделить ведущей руке ребенка. Если ребенок левша, нужно учесть особенности характерные для таких детей. Сейчас есть много пособий и инструментов, которые созданы специально для них.

Игра с использованием специального игрового поля «Муха» помогает сформировать у ребенка понятия вправо, влево, вверх, вниз, по диагонали. В игре можно использовать камешки, фишки, можно увеличивать игровое поле. Игра развивает внимание, память, переключение. Можно усложнять игру и делать более интересной придумывая дополнительные правила вместе с ребенком.

Большое количество печатных изданий на тему подготовки руки к письму позволяют выбрать пособия, которые будут доступны и интересны именно вашему ребенку. Интересные задания, раскраски, лабиринты, графические диктанты. Важно иметь чувство меры при их приобретении.

Хорошо если ребенок справляется с самыми элементарными бытовыми задачами: застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. Лепит из пластилина, а может быть и из теста, помогает родителям в домашних делах.

Увлекает ребенка и очень хорошо развивает мелкую моторику искусство складывания фигурок из бумаги – оригами. Существует много простых моделей, доступных для ребенка.

До школы надо познакомиться и хорошо освоить такой инструмент как ножницы. Большое количество интересных поделок, игр можно придумать для занятий с ними. Сделать прическу львенку, вырезать семь цветов радуги, нарисовать и вырезать бороду Деду Морозу.

Интересно выстроена система работы с дошкольниками в программе «Русской Классической Школы». Для детей четырех, пяти и шести лет созданы пособия по каллиграфическому рисованию. При подготовке к письму ребята пользуются мелками, карандашами и даже перьями.

Путь к красивым буквам начинается с красивых линий. Замечательные пособия для работы остроконечной и ширококонечной кистью замечательного художника, каллиграфа, педагога Генриетты Тихомировой позволяют не только помочь подготовить руку ребенка к письму, но и способствуют развитию художественного вкуса. Дети делают замечательное открытие: они узнают, что кистью можно не только рисовать, но и писать.

Можно бесконечно рассказывать о различных формах работы, играх, пособиях, замечательных людях и педагогах, которые помогают детям в этом сложном деле – подготовке руки к письму, развитию мелкой моторики. Но родители и дети выберут свой путь. Самое главное, сделать так, чтобы ребенок не потерял интерес к письму и пошел в первый класс с желанием учиться. Важно, чтобы занятия были регламентированы по времени, учитывали эмоциональное и физическое состояние ребенка. И тогда они принесут большую пользу и радость детям и их родителям.

 

 

 

Библиографический список

Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. Пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста. Дрофа, 2014. Безруких М.М. Десять простых шагов к красивому и правильному письму. Рама Паплишинг, 2010. Семенович А. В. Эти невероятные левши. Генезис, 2018.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.