Актуальность разработки и внедрения интегрированной системы менеджмента в России
УДК 005(470+571)
Актуальность разработки и внедрения интегрированной системы менеджмента в России
The relevance of the development and implementation of integrated management system in Russia
Аннотация: Внедрение интегрированных систем менеджмента становится все более актуальным для российских компаний, которые сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны западных и некоторых отечественных компаний, подтвердивших сертификатами свои достижения в области управления качеством, безопасностью выпускаемой продукции, безопасностью труда и экологического менеджмента. Разработка и внедрение интегрированной системы на предприятии – сложный инновационный проект, направленный на повышение эффективности общего менеджмента организации.
Annotation: Implementation of integrated management systems is becoming increasingly important for Russian companies, which face stiff competition from Western and some Russian companies that have confirmed their certificates of achievement in the field of quality management, safety products, safety and environmental management. Development and implementation of an integrated system for the enterprise - a complex innovative project aimed at improving the effectiveness of the overall management of the organization.
Ключевые слова: Интегрированные системы менеджмента, сертификат, конкуренция, менеджмент организации.
Keywords: Integrated management system certification, competition, management of the organization.
В последнее время вопрос внедрения интегрированных систем менеджмента (ИСМ) становится все более актуальным для российских компаний, которые сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны западных и некоторых отечественных компаний, подтвердивших сертификатами свои достижения в области управления качеством, безопасностью выпускаемой продукции, безопасностью труда и экологического менеджмента.
ИСМ представляет собой часть системы общего менеджмента организации, отвечающую требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующую как единое целое [3]. Очевидно, что ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты деятельности организации, поскольку ИСМ не затрагивает вопросы финансового, инвестиционного менеджмента, менеджмента ценных бумаг и т.д.
Внедрение интегрированной системы менеджмента, созданной в четком подтверждении с размерами и нуждами организации, дает организации преимущества: снизить себестоимость производимой продукции, выйти на международные рынки, установить сотрудничество с иностранными компаниями, повысить имидж и репутацию организации, обеспечить ее экономическую устойчивость. Позволяет снизить затраты организации на обнаружение и исправление дефектов, а также внешние и внутренние потери, вызванные дефектами и несоответствиями. Как результат, предприятие становится более прозрачным для руководителей и (при необходимости) для внешнего окружения, повышается уверенность, качество и оперативность принятия управленческих решений [1]. Больше всего внедрение системы менеджмента с последующей сертификацией, влияет на конкурентоспособность предприятия [4].
Разработка и внедрение интегрированной системы менеджмента в уже имеющуюся в организации систему на предприятии позволяет решить следующие проблемы, зачастую возникающие при параллельном или последовательном независимом внедрении нескольких систем менеджмента:
дублирование процессов, документов, должностей и функций подразделений;
запутанность взаимосвязей между системами менеджмента качества, экологического менеджмента, профессиональной безопасности и охраной здоровья при независимом внедрении;
сложность целостного восприятия системы менеджмента руководством компании, и, соответственно, низкая эффективность планирования, контроля и управления в целом;
длительный срок внедрения группы стандартов на предприятии;
большая трудоемкость и потребность в ресурсах при независимом внедрении группы стандартов [2].
Таким образом, целесообразность создания максимально интегрированных систем менеджмента не вызывает сомнений. К числу явных достоинств таких систем можно отнести:
обеспечение большей согласованности действий внутри организации, что приводит к усилению синергетического эффекта, заключающегося в том, что общий результат от согласованных действий выше, чем простая сумма отдельных результатов;
минимизация функциональной разобщенности в организации, возникающая при разработке автономных систем менеджмента;
обслуживание системы, как правило, значительно менее трудоемко, чем нескольких параллельных систем;
число внутренних и внешних связей меньше, чем суммарное число этих связей в нескольких системах;
объем документов значительно меньше, чем суммарный объем документов в нескольких параллельных системах;
достижение более высокой степени вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации;
учет баланса интересов внешних сторон организации выше, чем при наличии параллельных систем;
затраты на разработку, функционирование и сертификацию интегрированной системы ниже, чем суммарные затраты при нескольких системах менеджмента.
В связи с обозначенными достоинствами ИСМ можно выделить следующие основные цели ее внедрения:
эффективное принятие решений менеджерами относительно развития управляемого объекта или оказываемой услуги;
постоянное повышение конкурентоспособности продукции или оказываемой услуги;
систематическое смягчение рисков (оперативных, стратегических, рисков информационной безопасности);
устойчивость процессов организации [2].
Из всего этого следует, что за последние годы многие российские организации все чаще внедряют интегрированные системы менеджмента с целью активного развития на потребительском рынке и повышения уровня конкурентоспособности. Разработка и внедрение ИСМ на предприятии – сложный инновационный проект, направленный на повышение эффективности общего менеджмента организации.
Список использованной литературы
Жамболова, А. Б. Путь к успеху: о внедрении интегрированных систем менеджмента / А. Б. Жамболова // Science time Вып. 4. - Казань, 2015. - С. 270-272.
Быкова, Е. П. Интегрированная система менеджмента: достоинства и недостатки / Е. П. Быкова // Актуальные вопросы экономических наук Вып. 11-2. - Новосибирск, 2010. - С. 137-141.
Зубкова К. С. Формирование критериев проверки интегрированной системы менеджмента / К. С. Зубкова, Е. Н. Шабанова, Ю. Г. Малахова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики Вып. 10. - Красноярск, 2014.-С. 262-264.
Латыпова Л.В., Большова И.В. Внедрение системы менеджмента качества в малые предприятия розничной торговли // Экономика и предпринимательство. – 2015.-№5 (ч.2) – С.865- 869.