Статья «Важность интегрированной системы менеджмента»

1
0
Материал опубликован 15 January 2016 в группе

УДК 005

Важность интегрированной системы менеджмента

Essence yntehryrovannoy management system

Аннотация: Основным направлением совершенствования системы управления предприятиями является создание и внедрение интегрированных систем менеджмента на основе международных стандартов ИСО. Интегрированные системы менеджмента в настоящее время являются своего рода визитной карточкой предприятия, показывая высокий уровень зрелости менеджмента, стремление удовлетворить требования потребителя.

Annotation: Improvement Osnovnыm direction control system javljaetsja enterprise creation and Introduction yntehryrovannыh management systems based on ISO mezhdunarodnыh standartov. Yntehryrovannыe management system at present javljajutsja TIME svoeho Rod vyzytnoy kartochkoy enterprise, Highest Level pokazыvaya maturity management, Aspiration udovletvoryt Requirements consumer.

Ключевые слова: Стандарты ИСО, интегрированная система менеджмента, менеджмент организации, удовлетворенность потребителей.

Keywords: Standartы ISO, yntehryrovannaya management system, management organization, udovletvorennost consumers.

В настоящее время во всем мире основным направлением совершенствования системы управления предприятиями любой формы собственности является создание и внедрение интегрированных систем менеджмента на основе международных стандартов ИСО серии 9001 и 14000, OHSAS 18000 и др. В этих документах собран мировой опыт системного управления качеством, экологией, персоналом, охраной труда и промышленной безопасностью.

Вместе с тем, в международных стандартах на указанные выше системы менеджмента изложены лишь общие положения, подходы и принципы управления, перечень необходимых показателей, масштабы деятельности предприятия, его отраслевая специфика не раскрыты. В этой связи каждая организация самостоятельно разрабатывает необходимые стандарты, содержание и качество исполнения которых напрямую зависят от компетентности и профессионализма разработчиков.

Интегрированные системы менеджмента (ИСМ) в настоящее время являются своего рода визитной карточкой предприятия, показывая высокий уровень зрелости менеджмента, стремление удовлетворить требования потребителя. Само понятие качество, становится более широким, и уже невозможно считать качественной ту продукцию, создание которой наносит вред, как персоналу, так и окружающей среде. Общество желает видеть использование экологических технологий, персонал безопасных условий работы на предприятии. Все эти требования расширяют понятие качество, и одной системы менеджмента качества становится уже недостаточным. Появляется устойчивый спрос на несколько систем менеджмента [1].

Целесообразность создания максимально интегрированных систем менеджмента не вызывает сомнений. К числу явных достоинств таких систем можно отнести [3]:

ИСМ обеспечивает большую согласованность действий внутри организации, усиливая тем самым взаимоусиливающий эффект;

ИСМ минимизирует функциональную разобщённость в организации, возникающую при разработке автономных систем менеджмента;

создание интегрированной системы, как правило, значительно менее трудоёмко, чем нескольких параллельных систем;

объем документов в интегрированной системе значительно меньше, чем суммарный объем документов в нескольких параллельных системах;

в интегрированной системе достигается более высокая степень вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации;

способность интегрированной системы учитывать баланс интересов внешних сторон организации выше, чем при наличии параллельных систем;

затраты на разработку, функционирование и сертификацию интегрированной системыниже, чем суммарные затраты при нескольких системах менеджмента

Основные принципы, на которых должна базироваться ИСМ[2]:

механическое объединение требований различных стандартов в результате не дадут ИСМ, так как ИСМ это, прежде всего оптимизация различных систем менеджмента в единую структуру;

любое объединение должно нести в себе взаимоусиливающий эффект;

системный и процессный подходы, цикл PDCA это общая архитектура для интеграции системы менеджмента;

интеграция систем менеджмента в единую систему должна обеспечивать баланс интересов заинтересованных сторон. Система менеджмента качества (СМК) должна отвечать интересам потребителей и поставщиков, СМПБОТ (OHSAS 18001) должна отвечать интересам работников, а СЭМ (ISO14001) должна отвечать интересам общества.

Основываясь на предложенных принципах построения модели ИСМ, можно сказать, что механическое объединение различных требований стандартов в общую структуру, не просто не принесёт ожидаемых результатов от внедрения ИСМ, но и ещё больше усложнит функционирование систем менеджмента. В связи с чем, важной и актуальной задачей становится разработка методики для оценки уровня интеграции систем менеджмента. Поэтому вопросы, связанные с проблемой адекватной и объективной оценки, а также последующего анализа результативности ИСМ приобретает вид как теоретической, так и практической [4]. Анализ отечественных и зарубежных публикаций, показывает, что данному вопросу уделяется недостаточное внимание.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

управление предприятием должно осуществляться как цельным единым организмом, как системой, по следующему алгоритму этого процесса: международные стандарты – российские стандарты и законодательные акты – стандарты предприятий, внутренние нормативные документы - СМК –ИСМ;

основой создания интегрированной системы менеджмента (ИСМ) должны стать международные и отечественные системы качества, которые базируются на процессном подходе с использованием системы сбалансированных показателей (ССП) и системы управления бизнес-процессами (СУБП);

при разработке и построении ИСМ необходимо учитывать все аспекты, среди которых: классификация систем менеджмента, типизация предприятий, функциональная разобщённостьслужб участвующих в ИСМ.

Список использованной литературы

Воруничев Д.С. Оценка уровня интеграции систем менеджмента в рамках интегрированной системы менеджмента / Д.С. Воруничев // Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения. Вып. 6. - М., 2013.-С. 32-35.

Воруничев Д.С. Интегрированная система менеджмента предприятия радиоэлектронного комплекса / Д.С. Воруничев // Организатор производства, № 2 (53), 2012. - С.59-61

Дрофа В.В. Переход предприятия на интегрированную систему менеджмента / В.В.Дрофа, М.Б. Дюжева // Сибирский торгово-экономический журнал. Вып. 9. - Омск, 2009. - С. 69-71.

Латыпова Л.В. Современные методы оценки системы менеджмента качества // Экономика и предпринимательство. – 2015.-№6 (ч.3) – С.846-847.

Комментарии
Комментариев пока нет.