Подробный конспект к уроку литературного чтения в 4 классе

3
0
Материал опубликован 13 April 2021

Тема: Юрий Иванович Ермолаев «Иголка с ниткой»

Класс: 4

Программа: «Гармония»

Тип урока: работа с крупнообъёмным произведением

Цель: знакомство с рассказом Ю.И. Ермолаева «Иголка с ниткой» и анализ его идейно – художественного содержания.

Задачи:

Образовательные:

- формировать навык осознанного и правильного чтения;

- формировать умение выразительно читать произведение;

- формировать умение делать выводы из прочитанного;

Развивающие:

- развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас;

- развивать умение доказывать свою точку зрения;

- развивать умение находить ответ на вопрос из текста учебника и подтверждать его примерами.

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся чувство дружбы и ответственности;

- воспитывать уважительное отношение к учителю и одноклассникам.



Ход урока:

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся


I.Организационный момент


- Встали красиво! Подравнялись! Садитесь!

Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.


Эмоциональный настрой учащихся на урок:

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!




Приветствуют учителя.




Эмоциональный настрой на урок.

Улыбаются друг другу.


II. Подготовка к первичному восприятию произведения


- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением уже известного вам писателя Юрия Ивановича Ермолаева.

- Давайте вспомним об этом писателе.

(Рассказ о писателе в Приложении 1.)

- И сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным рассказом Юрия Ермолаева, а как называется этот рассказ, попробуйте догадаться сами.


На слайде картинка:

Иголка с ниткой.


- Ребята, посмотрите на картинку на слайде и предположите, как же называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?


- Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом, который называется «Иголка с ниткой».

- Ребята, как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь в этом рассказе?

- Ребята, давайте проверим ваши догадки.

- Откройте учебник на странице 47.

Давайте прочитаем первые два предложения из этого рассказа.

- Юля, прочитай первые два предложения.




- Итак, ребята, о ком же пойдёт речь в рассказе?

- Верно, ребята, свой рассказ Юрий Ермолаев посвятил двум подругам, о которых мы сегодня и прочитаем.

- В тексте вам могут встретиться незнакомые слова.

Давайте объясним их значение.


Садко – это опера композитора Николая Римского-Корсакова в семи картинах.


Площадь Свердлова – это площадь в Москве, сейчас ей вернули первоначальное название – Театральная.


Вестибюль – это большое помещение перед входом во внутренние части здания.


Бросилась опрометью, значит, побежала очень быстро.






Слушают учителя.










Предполагают:

- Иголка.

- Иголка и нитка.

- Иголка с ниткой.




Предполагают.




Открывают учебник на странице 47.


- Так в шутку их прозвали в классе товарищи – «Иголка с ниткой». И Наташа с Верой немного гордились этим прозвищем.


- О Наташе и Вере, о двух подругах, которых прозвали «Иголка с ниткой».












Объясняют значение слов вместе с учителем.







III. Целеполагание


- Итак, ребята, какова основная цель нашего урока? Давайте поставим перед собой задачи, которые будем решать в ходе урока.

В этом нам помогут слова – помощники.


На доске слова – помощники:

Познакомиться, научиться, определять.


- Давайте продолжим высказывания:

Познакомиться …



Научиться …





Определять …
















- Познакомиться с рассказом Ю. И. Ермолаева «Иголка с ниткой».


- Научиться выразительно читать произведение, выражать собственное мнение, давать характеристику героев.


- Определять собственное отношение и отношение автора к героям произведения и их поступкам.



IV. Первичное восприятие


- А теперь откроем учебник на странице 47 и приступим к чтению произведения.


- Я начинаю читать, а вы внимательно слушайте и следите.


Комбинированное чтение рассказа.


Учитель начинает читать рассказ, далее учитель останавливается, и продолжают читать учащиеся.


- Ребята, мы с вами прочитали первую половину рассказа, и сегодня на уроке мы будем работать только с этой частью рассказа «Иголка с ниткой».






Учащиеся следят за чтением учителя по учебнику.


Далее сами по очереди читают рассказ до предложения: И вообще никогда с ней не помирюсь…


V. Проверка первичного восприятия


- Ребята, понравилась ли вам первая половина рассказа Ю. П. Ермолаева «Иголка с ниткой»?


- Кто из героев больше понравился? Почему?


- Какой эпизод вам больше запомнился? Почему?






Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.


VI. Повторное чтение текста. Постановка проблемной задачи


- Ребята, а сейчас мы с вами ещё раз будем читать эту часть рассказа и подумаем, изменились ли отношения между двумя неразлучными подругами, и можно ли было предотвратить их ссору.


Чтение текста с остановками (по частям).


- Читать будем по цепочке, каждый по 2 предложения.











Учащиеся читают рассказ по цепочке по 2 предложения.


VII. Чтение и анализ первой части


Учитель и учащиеся прочитывают первую часть рассказа до слов «…мечтала стать драматической актрисой».


Вопросы учителя:


- Почему Наташу и Веру одноклассники прозвали «Иголка с ниткой»?


- Как вы думаете, а почему девочки гордились этим прозвищем?


- Какой же секрет рассказала Вера своей подруге Наташе?





- А какие планы на жизнь были у Наташи? Что она рассказала Вере?





- Ребята, подумайте, как бы вы озаглавили эту часть рассказа?


Вывод учителя по 1 части:

- Ребята, мы видим что девочки, действительно, дорожат своей дружбой и делятся своими самыми сокровенными секретами, которые они доверяют только друг дружке. И это очень ценно, ведь настоящая дружба – это большая редкость в наше время.









- Потому что они были неразлучными подругами.


- Им было приятно и они очень ценили свою дружбу.



- Наташа узнала, что Вере ещё с 1 класса нравится их одноклассник Эдик Кравцов.




- Она рассказала Вере о том, что ей никто из мальчишек не нравится и, наверное, никогда не понравится, потому что она хочет посвятить себя искусству и мечтает стать драматической актрисой.


Учащиеся высказывают свои варианты.










VIII. Чтение и анализ второй части


- Ребята, давайте прочитаем вторую часть рассказа и узнаем, чем же так была шокирована Вера.


Учитель и учащиеся прочитывают вторую часть рассказа до слов «…они скрылись в ярко освящённом вестибюле театра».

Вопросы учителя:


- Что же Наташа объявила Вере на школьном вечере?




- Скажите, ребята, а как на это отреагировала Вера? Она обрадовалась? Опишите её эмоции.


- Прочитайте, как Вера пропела песню?


- Ребята, а как это, пропела басом?


- Кто может пропеть эту строчку из песни и показать, как это звучит?


- Ребята, но что же случилось в субботу, когда Вера начала собираться на спектакль?



- Как вы думаете, Вера обиделась на Наташу или она поняла свою подругу?


- А какие чувства испытывала Наташа, как вы думаете?


- Ребята, а в вашей жизни возникали ситуации, когда вам было неудобно и неловко перед своими друзьями, когда вы что – то обещали, но не выполняли своего обещания?


- Ребята, зачем Вера всё же поехала в театр?




- Что же увидела Вера возле театра?


- Ребята, давайте прочитаем, как выглядели Эдик и Наташа.


- Как вы думаете, что в этот момент подумала Вера?


- Ребята, как бы вы озаглавили эту часть?


Вывод учителя по 2 части:

- Ребята, Вера очень доверяла Наташе, считая её своей самой близкой подругой, но то, что она увидела, конечно же, привело её в настоящий ужас, ведь она и подумать не могла, что Наташа может так с ней поступить.

Но судить поступок Наташи мы не можем, ведь мы ещё не знаем, как всё на самом деле было.







Читают вторую часть.





- Наташина мама купила им билеты на спектакль «Садко», поэтому Вере нужно отложить все дела в субботу днём.


Описывают эмоции Веры.




- Вера пропела басом.


- Серьёзно, грубо…






- К Вере прибежала Наташа и сказала о том, что на спектакль вместо них пойдут Наташины родственники.


- Вера поняла подругу и не обиделась на неё.



- Наташе было неудобно перед подругой.



Рассказывают.




- Она решила съездить к театру, чтобы узнать, когда в следующем месяце пойдёт «Садко».


- Она увидела Наташу с Эдиком Кравцовым, мальчиком, который нравится Вере с 1 класса.


Читают.


Отвечают.



Высказывают предложения.











IX. Чтение и анализ третьей части


- Ребята, давайте прочитаем третью часть и посмотрим, как же теперь будут складываться взаимоотношения подруг.


Вопросы учителя:


- Ребята, прочитайте в тексте, что же сделала Вера после увиденного?


- То есть она очень быстро побежала к автобусной остановке.


- Ребята, а какие чувства испытывала Вера? Каким было её душевное состояние?


- Когда после произошедшего впервые встретились девочки?


- Как вела себя Вера по отношению к Наташе? Хотела ли она видеть Наташу?


- Вера не хотела видеть Наташу и не хотела общаться с ней.


- Ребята, а что же значит «Вера ответила сухо».

Как вы понимаете это выражение?


- Как же теперь Вера стала относиться к Наташе?




Хотела ли она поговорить с ней?




- Как вы думаете, понимала ли Наташа, почему Вера вдруг перестала общаться с ней?


- Ребята, как бы вы озаглавили данную часть рассказа?


Учитель делает вывод по третьей части:

- Ребята, бывает так, что даже, казалось бы, у самых близких друг другу людей могут возникать конфликты, ссоры и недопонимания, как и у наших героинь Веры и Наташи. И очень часто мы делаем поспешные выводы, осуждая человека за его поступки, сами не зная истины.




Читают.





- Вера вышла из – за колонны и опрометью бросилась к остановке автобуса.




- Вере было очень тяжело на душе.



- Через день у лагерных автобусов.


- Вера избегала общения с Наташей, она не желала её видеть.




- Без чувств, холодно, равнодушно…



- Вера не хотела мириться с Наташей, считая, что она предала её и их дружбу, и не хотела с ней разговаривать.


- Нет, Наташа не знала, почему Вера избегает с ней общения.



Высказывают предложения.




X. Обобщение



- Ребята, мы с вами прочитали первую половину рассказа «Иголка с ниткой».



- Скажите, изменились ли отношения между подругами?

Какими они стали?


- А почему Вера не хотела разговаривать с Наташей?





- Ребята, как вы думаете, а верно ли поступила Вера, перестав общаться с Наташей, ничего ей при этом не объяснив?

В чём заключается ошибка Веры? Что нужно было ей сделать?


- Да, верно, ребята, Вере нужно было поговорить с Наташей, чтобы выяснить, почему же лучшая подруга так поступила.


- Мы с вами уже сказали о том, что поспешные выводы не всегда оказываются верными, и иногда мы можем ошибаться, приняв лож за истину.


- Ребята, мы с вами прочитали не весь рассказ, и мы не знаем, как же будут складываться отношения между подругами в дальнейшем, и какую правду узнает Вера.

Об этом вы узнаете дома.








- Да, отношения подруг изменились. Они совсем перестали общаться.



- Потому что Вера была сильно обижена на Наташу и не хотела с ней больше поддерживать общение.



- Нет, Вере нужно было рассказать о своих переживаниях, спросить Наташу, зачем и почему она так поступила, чтобы всё выяснить.
















XI. Итог урока. Рефлексия.


- Ребята, а наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги:


- С каким произведением мы начали знакомиться на сегодняшнем уроке?


- Кто автор этого рассказа?


- Кто являются главными героями этого произведения?


- Из – за чего же перестали общаться неразлучные подруги, которых называли «Иголка с ниткой»?





- Как вы думаете, помирятся ли Наташа и Вера? Смогут ли они вернуть прежнюю дружбу?


- Вот об этом вы и расскажите на следующем уроке.


- А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.


- Выберите и продолжите любое предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал…

Сегодня я сумел…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…




- С рассказом «Иголка с ниткой».



- Юрий Ермолаев.


- Две подруги Вера и Наташа.


- Вера обиделась на Наташу, увидев её идущую на спектакль с мальчиком, который нравился Вере с первого класса, и она решила, что Наташа предала её.



Высказывают предположения.














Оценивают свою работу на уроке.


XII. Домашнее задание


- Вы большие молодцы! Я очень вами довольна!


- Хочется закончить урок такими словами: «Дружба – это великая ценность, которой мы должны дорожить».


- Ребята, запишите домашнее задание в дневник:

дома вам нужно дочитать этот рассказ до конца, разделить на части и озаглавить каждую из частей.










Записывают домашнее задание.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.