Подробный конспект к уроку литературного чтения в 4 классе
Тема: Юрий Иванович Ермолаев «Иголка с ниткой»
Класс: 4
Программа: «Гармония»
Тип урока: работа с крупнообъёмным произведением
Цель: знакомство с рассказом Ю.И. Ермолаева «Иголка с ниткой» и анализ его идейно – художественного содержания.
Задачи:
Образовательные:
- формировать навык осознанного и правильного чтения;
- формировать умение выразительно читать произведение;
- формировать умение делать выводы из прочитанного;
Развивающие:
- развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас;
- развивать умение доказывать свою точку зрения;
- развивать умение находить ответ на вопрос из текста учебника и подтверждать его примерами.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувство дружбы и ответственности;
- воспитывать уважительное отношение к учителю и одноклассникам.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент | - Встали красиво! Подравнялись! Садитесь! Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Эмоциональный настрой учащихся на урок: - Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! | Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой на урок. Улыбаются друг другу. |
II. Подготовка к первичному восприятию произведения | - Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением уже известного вам писателя Юрия Ивановича Ермолаева. - Давайте вспомним об этом писателе. (Рассказ о писателе в Приложении 1.) - И сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным рассказом Юрия Ермолаева, а как называется этот рассказ, попробуйте догадаться сами. На слайде картинка: Иголка с ниткой. - Ребята, посмотрите на картинку на слайде и предположите, как же называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? - Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом, который называется «Иголка с ниткой». - Ребята, как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь в этом рассказе? - Ребята, давайте проверим ваши догадки. - Откройте учебник на странице 47. Давайте прочитаем первые два предложения из этого рассказа. - Юля, прочитай первые два предложения. - Итак, ребята, о ком же пойдёт речь в рассказе? - Верно, ребята, свой рассказ Юрий Ермолаев посвятил двум подругам, о которых мы сегодня и прочитаем. - В тексте вам могут встретиться незнакомые слова. Давайте объясним их значение. Садко – это опера композитора Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Площадь Свердлова – это площадь в Москве, сейчас ей вернули первоначальное название – Театральная. Вестибюль – это большое помещение перед входом во внутренние части здания. Бросилась опрометью, значит, побежала очень быстро. |
Слушают учителя. Предполагают: - Иголка. - Иголка и нитка. - Иголка с ниткой. Предполагают. Открывают учебник на странице 47. - Так в шутку их прозвали в классе товарищи – «Иголка с ниткой». И Наташа с Верой немного гордились этим прозвищем. - О Наташе и Вере, о двух подругах, которых прозвали «Иголка с ниткой». Объясняют значение слов вместе с учителем. |
III. Целеполагание | - Итак, ребята, какова основная цель нашего урока? Давайте поставим перед собой задачи, которые будем решать в ходе урока. В этом нам помогут слова – помощники. На доске слова – помощники: Познакомиться, научиться, определять. - Давайте продолжим высказывания: Познакомиться … Научиться … Определять … | - Познакомиться с рассказом Ю. И. Ермолаева «Иголка с ниткой». - Научиться выразительно читать произведение, выражать собственное мнение, давать характеристику героев. - Определять собственное отношение и отношение автора к героям произведения и их поступкам. |
IV. Первичное восприятие | - А теперь откроем учебник на странице 47 и приступим к чтению произведения. - Я начинаю читать, а вы внимательно слушайте и следите. Комбинированное чтение рассказа. Учитель начинает читать рассказ, далее учитель останавливается, и продолжают читать учащиеся. - Ребята, мы с вами прочитали первую половину рассказа, и сегодня на уроке мы будем работать только с этой частью рассказа «Иголка с ниткой». | Учащиеся следят за чтением учителя по учебнику. Далее сами по очереди читают рассказ до предложения: И вообще никогда с ней не помирюсь… |
V. Проверка первичного восприятия | - Ребята, понравилась ли вам первая половина рассказа Ю. П. Ермолаева «Иголка с ниткой»? - Кто из героев больше понравился? Почему? - Какой эпизод вам больше запомнился? Почему? | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. |
VI. Повторное чтение текста. Постановка проблемной задачи | - Ребята, а сейчас мы с вами ещё раз будем читать эту часть рассказа и подумаем, изменились ли отношения между двумя неразлучными подругами, и можно ли было предотвратить их ссору. Чтение текста с остановками (по частям). - Читать будем по цепочке, каждый по 2 предложения. | Учащиеся читают рассказ по цепочке по 2 предложения. |
VII. Чтение и анализ первой части | Учитель и учащиеся прочитывают первую часть рассказа до слов «…мечтала стать драматической актрисой». Вопросы учителя: - Почему Наташу и Веру одноклассники прозвали «Иголка с ниткой»? - Как вы думаете, а почему девочки гордились этим прозвищем? - Какой же секрет рассказала Вера своей подруге Наташе? - А какие планы на жизнь были у Наташи? Что она рассказала Вере? - Ребята, подумайте, как бы вы озаглавили эту часть рассказа? Вывод учителя по 1 части: - Ребята, мы видим что девочки, действительно, дорожат своей дружбой и делятся своими самыми сокровенными секретами, которые они доверяют только друг дружке. И это очень ценно, ведь настоящая дружба – это большая редкость в наше время. | - Потому что они были неразлучными подругами. - Им было приятно и они очень ценили свою дружбу. - Наташа узнала, что Вере ещё с 1 класса нравится их одноклассник Эдик Кравцов. - Она рассказала Вере о том, что ей никто из мальчишек не нравится и, наверное, никогда не понравится, потому что она хочет посвятить себя искусству и мечтает стать драматической актрисой. Учащиеся высказывают свои варианты. |
VIII. Чтение и анализ второй части | - Ребята, давайте прочитаем вторую часть рассказа и узнаем, чем же так была шокирована Вера. Учитель и учащиеся прочитывают вторую часть рассказа до слов «…они скрылись в ярко освящённом вестибюле театра».
Вопросы учителя: - Что же Наташа объявила Вере на школьном вечере? - Скажите, ребята, а как на это отреагировала Вера? Она обрадовалась? Опишите её эмоции. - Прочитайте, как Вера пропела песню? - Ребята, а как это, пропела басом? - Кто может пропеть эту строчку из песни и показать, как это звучит? - Ребята, но что же случилось в субботу, когда Вера начала собираться на спектакль? - Как вы думаете, Вера обиделась на Наташу или она поняла свою подругу? - А какие чувства испытывала Наташа, как вы думаете? - Ребята, а в вашей жизни возникали ситуации, когда вам было неудобно и неловко перед своими друзьями, когда вы что – то обещали, но не выполняли своего обещания? - Ребята, зачем Вера всё же поехала в театр? - Что же увидела Вера возле театра? - Ребята, давайте прочитаем, как выглядели Эдик и Наташа. - Как вы думаете, что в этот момент подумала Вера? - Ребята, как бы вы озаглавили эту часть? Вывод учителя по 2 части: - Ребята, Вера очень доверяла Наташе, считая её своей самой близкой подругой, но то, что она увидела, конечно же, привело её в настоящий ужас, ведь она и подумать не могла, что Наташа может так с ней поступить. Но судить поступок Наташи мы не можем, ведь мы ещё не знаем, как всё на самом деле было. | Читают вторую часть. - Наташина мама купила им билеты на спектакль «Садко», поэтому Вере нужно отложить все дела в субботу днём. Описывают эмоции Веры. - Вера пропела басом. - Серьёзно, грубо… - К Вере прибежала Наташа и сказала о том, что на спектакль вместо них пойдут Наташины родственники. - Вера поняла подругу и не обиделась на неё. - Наташе было неудобно перед подругой. Рассказывают. - Она решила съездить к театру, чтобы узнать, когда в следующем месяце пойдёт «Садко». - Она увидела Наташу с Эдиком Кравцовым, мальчиком, который нравится Вере с 1 класса. Читают. Отвечают. Высказывают предложения. |
IX. Чтение и анализ третьей части | - Ребята, давайте прочитаем третью часть и посмотрим, как же теперь будут складываться взаимоотношения подруг. Вопросы учителя: - Ребята, прочитайте в тексте, что же сделала Вера после увиденного? - То есть она очень быстро побежала к автобусной остановке. - Ребята, а какие чувства испытывала Вера? Каким было её душевное состояние? - Когда после произошедшего впервые встретились девочки? - Как вела себя Вера по отношению к Наташе? Хотела ли она видеть Наташу? - Вера не хотела видеть Наташу и не хотела общаться с ней. - Ребята, а что же значит «Вера ответила сухо». Как вы понимаете это выражение? - Как же теперь Вера стала относиться к Наташе? Хотела ли она поговорить с ней? - Как вы думаете, понимала ли Наташа, почему Вера вдруг перестала общаться с ней? - Ребята, как бы вы озаглавили данную часть рассказа? Учитель делает вывод по третьей части: - Ребята, бывает так, что даже, казалось бы, у самых близких друг другу людей могут возникать конфликты, ссоры и недопонимания, как и у наших героинь Веры и Наташи. И очень часто мы делаем поспешные выводы, осуждая человека за его поступки, сами не зная истины. | Читают. - Вера вышла из – за колонны и опрометью бросилась к остановке автобуса. - Вере было очень тяжело на душе. - Через день у лагерных автобусов. - Вера избегала общения с Наташей, она не желала её видеть. - Без чувств, холодно, равнодушно… - Вера не хотела мириться с Наташей, считая, что она предала её и их дружбу, и не хотела с ней разговаривать. - Нет, Наташа не знала, почему Вера избегает с ней общения. Высказывают предложения. |
X. Обобщение | - Ребята, мы с вами прочитали первую половину рассказа «Иголка с ниткой». - Скажите, изменились ли отношения между подругами? Какими они стали? - А почему Вера не хотела разговаривать с Наташей? - Ребята, как вы думаете, а верно ли поступила Вера, перестав общаться с Наташей, ничего ей при этом не объяснив? В чём заключается ошибка Веры? Что нужно было ей сделать? - Да, верно, ребята, Вере нужно было поговорить с Наташей, чтобы выяснить, почему же лучшая подруга так поступила. - Мы с вами уже сказали о том, что поспешные выводы не всегда оказываются верными, и иногда мы можем ошибаться, приняв лож за истину. - Ребята, мы с вами прочитали не весь рассказ, и мы не знаем, как же будут складываться отношения между подругами в дальнейшем, и какую правду узнает Вера. Об этом вы узнаете дома. | - Да, отношения подруг изменились. Они совсем перестали общаться. - Потому что Вера была сильно обижена на Наташу и не хотела с ней больше поддерживать общение. - Нет, Вере нужно было рассказать о своих переживаниях, спросить Наташу, зачем и почему она так поступила, чтобы всё выяснить. |
XI. Итог урока. Рефлексия. | - Ребята, а наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги: - С каким произведением мы начали знакомиться на сегодняшнем уроке? - Кто автор этого рассказа? - Кто являются главными героями этого произведения? - Из – за чего же перестали общаться неразлучные подруги, которых называли «Иголка с ниткой»? - Как вы думаете, помирятся ли Наташа и Вера? Смогут ли они вернуть прежнюю дружбу? - Вот об этом вы и расскажите на следующем уроке. - А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. - Выберите и продолжите любое предложение: На сегодняшнем уроке я узнал… Сегодня я сумел… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… | - С рассказом «Иголка с ниткой». - Юрий Ермолаев. - Две подруги Вера и Наташа. - Вера обиделась на Наташу, увидев её идущую на спектакль с мальчиком, который нравился Вере с первого класса, и она решила, что Наташа предала её. Высказывают предположения. Оценивают свою работу на уроке. |
XII. Домашнее задание | - Вы большие молодцы! Я очень вами довольна! - Хочется закончить урок такими словами: «Дружба – это великая ценность, которой мы должны дорожить». - Ребята, запишите домашнее задание в дневник: дома вам нужно дочитать этот рассказ до конца, разделить на части и озаглавить каждую из частей. | Записывают домашнее задание. |