Конспект урока литературного чтения в 4 классе
Тема: Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Серёжины книги
Цель: Актуализировать знания детей по истории детской литературы. Познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославовича против половцев. Познакомить с одним из авторов детской литературы С.Т. Аксаковым.
Планируемые результаты:
Предметные:
Воспринимать на слух тексты в исполнении учащихся.
Осознанно, правильно, выразительно читать в слух
Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции.
Метапредметные:
Познавательные:
Строить рассуждение.
Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым.
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной форме
Адекватно использовать речевые средства, владеть диалогической формой речи
Адекватно использовать речевые средства для решения различных задач.
Высказывать свою точку зрения.
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Личностные:
Умение осознавать и определять свои эмоции.
Понимании ценности семьи, чувства уважения, благодарности по отношению к своим близким
Этапы занятия. Содержание
Психологический настрой
Цель: положительный настрой детей на предстоящий урок.
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Книга – верный друг детей,
С ней живется веселей!
Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Викторовна, сегодня я буду вести у вас урок литературного чтения!
Актуализация знания
Цель: возбудить познавательный интерес детей к изучаемой теме, создать мотивационную основу, повторить ранее изученный материал.
-Вы изучаете историю отечественной детской литературы. С четвероклассниками Олей, Игорем и профессором Николаем Александровичем вы совершили на машине времени уже одно путешествие в прошлое: побывали в 10, 12, 16 столетиях…
- Сегодня нам предстоит новое путешествие. Но литературный компьютер испортился. Нарушился порядок в записи имен и фамилий.
Мы сможем отправиться в прошлое, только починив компьютер, а для этого надо восстановить порядок имен в исторической последовательности. Будете мне помогать?
Ответив на все эти вопросы, мы получим билет в прошлое.
Вопросы:
1. Что читали дети на Руси в 10-12 веках?
Ответ: В 10-15 веках на Руси еще не было детской литературы.
Литература еще только зарождалась с приходом письменности. Дети на
Руси читали религиозные книги: Библию, Ветхий и Новый Завет,
Псалтырь, Жития святых, отрывки из летописей.
2. Что такое летопись?
Ответ: «Лето» означает «год». Летопись – это книга, в которой запись событий велась по годам.
3. Кто составлял летописи и почему?
Ответ: Летописи составляли монахи, т.к. они были по тому времени весьма образованными людьми.
4. О каком монахе-летописце рассказал А.С.Пушкин в поэме «Борис Годунов»?
Ответ: Пушкин создал образ монаха-летописца Пимена.
5. С чьими именами связано возникновение письменности у славян?
Ответ: Возникновение письменности у славян связано с именами двух братьев Кирилла и Мефодия.
6. Кто создал первую рукописную книгу для детей?
Ответ: Первой рукописной книгой для детей был написанный в 1491 году учебник латинского языка «Донатус». Автор – русский дипломат и переводчик Дмитрий Герасимов.
7. Кто является первым книгопечатником на Руси? Как называлась первая печатная книга?
Ответ: Первой печатной книгой была Азбука. Ее составил русский первопечатник Иван Федоров и издал в городе Львове в 1574 году.
8. Назовите имена первых детских поэтов.
Ответ: Справщик Савватий, в миру Терентий Васильев по прозвищу
Тейша; Симеон Полоцкий, в миру Самуил Емельянович Ситниакович-
Петровский; Карион Истомин, в миру Заулонский.
На доске появляются карточки:
Летопись
Пимен
Кирилл и Мефодий
Дмитрий Герасимов
Иван Федоров
Савватий
Симеон Полоцкий
Карион Истомин
Открытие новых знаний
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с историей похода князя
Игоря Святославовича против половцев. Познакомить с одним из авторов детской литературы С.Т. Аксаковым.
-Итак, компьютер исправлен, мы можем путешествовать. Откройте учебник на странице 57.Прочитайте заголовок.
-как вы думаете какая цель нашего урока?
-Сегодня мы отправляемся во второе путешествие, в 18 век. Писателей, сочинявших специально для детей, и в 18 веке было мало. Для детского чтения использовались религиозные книги, летописи, сочинения для взрослых. Сейчас мы отправимся в необычный полет на машине времени.
-В путь!
Чтение текста «Путешествие второе». (стр. 57-59, до слов «Значит, они действительно попали в чужой сон»).
– Какие моменты путешествия заставили вас поволноваться?
– Если бы у вас была возможность управлять этим путешествием, то что бы захотелось пережить заново, рассмотреть подробнее и т.д.?
– Снятся ли вам сны после чтения книг? Какие книги стали вашими снами?
Физминутка
– Что поразило мальчика, читателя XVIII века, в «Слове о полку Игореве» настолько, что перешло в его сон?
– Знаете ли вы что-нибудь о «Слове о полку Игореве»?
– Что запомнили из рассказа Николая Александровича?
- Перед вами книга «Слово о полку Игореве», авторство которой до сих пор не установлено. Более 200 лет находится «Слово о полку Игоре» в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов и просто читателей.
- Появление этого рассказа такова:
Известный любитель и собиратель русских древностей граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин в конце 18-го века приобрел в Спасском монастыре города Ярославля старинный рукописный сборник. В нем среди многих древнерусских произведений было и “Слово о полку Игореве”. Чуть позже, по поручению графа, для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 году “Слово о полку Игореве” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес. Но в 1812 году сборник, включавший “Слово о полку Игореве”, сгорел во время пожара Москвы в доме Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слово о полку Игореве”, выполненная для Екатерины II. В основу этого произведения положены события злополучного похода князя Игоря против половцев.
- Отправляемся дальше в путь? (чтение с.59-63)
– Что такое усадьба? (Рассматриваем изображение на с. 60.)
Усадьба-Отдельный дом с примыкающими к нему строениями, угодьями. (толковый словарь Ожегова)
– Знакома ли фамилия Аксаковых?
– Что общего между мальчиком Серёжей и усадьбой Аксаковых?
– Каково ваше восприятие речи XVIII века?
– Назовите любимых Серёжиных писателей.
– Слышали ли вы о них?
– Каким вы представляете Серёжу Аксакова, что можете сказать о нём?
– Сохранились ли эти качества в нём впоследствии (портрет на с. 63)?
– Может ли сегодня даже самый начитанный семилетний ребёнок знать всех детских писателей? Почему?
– Какой журнал взволновал Николая Александровича?
– Прокомментируйте название журнала. О чём оно говорит?
– Как может каждый из вас поближе познакомиться с Серёжей Аксаковым?
– Почему писатель заменил свою фамилию на другую – Багров? (Любая книга, даже автобиографическая, – это не слепок с жизни, всегда есть элемент творчества, вымысла; кроме этого, такой приём позволяет избежать ненужных прямых параллелей между реальным человеком и литературным героем.)
С.Т. Аксаков – это выдающийся русский прозаик. (родился 20 сентября 1791-30 апреля 1859 г.)Он родился на Урале, в Уфе в дворянской семье, принадлежащей к старинному роду. В семье издавна культивировалось хорошее образование и воспитание детей. Поэтому Сергей сразу же был погружен в атмосферу интеллигентности и интеллектуального труда. Уделяя все больше свободного времени литературе, Аксаков написал очерк «Буран» в 1834 году. Именно это произведение дало «толчок» к другим более проблемным и личным произведениям автора. Об Аксакове заговорили как о писателе-автобиографисте впоследствии. Также его произведения проникнуты природоведческими предпосылками, написаны интересным, понятным языком. Большой успех имело сочинение Аксакова "Записки об уженье рыбы", а также "Записки ружейного охотника", где писатель талантливо поэтизировал русскую природу и указал на ее неповторимость.
В конце жизни здоровье Аксакова ухудшилось. Он начал слепнуть. Ему стало уже трудно писать и вообще вести активную общественную жизнь. Автобиографичность присуща в большей степени его поздним произведениям, таким как "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова-внука", сочиненные на основе детских воспоминаний и семейных традиций самого автора.
-Ну вот, наше путешествие и закончилось! Мне было приятно с вами общаться!
ИТОГ
РЕФЛЕКСИЯ