Программа элективного курса на тему «Подросток и закон» (7–9 классы)
Рабочая программа
элективного курса для 8-х классов
«Подросток и закон»
Пояснительная записка
Элективный курс «Подросток и закон» расчитан на 10 часов дополняет и расширяет содержание предмета «Обществознание» для 8 классов. Одни темы этого курса являются оригинальными, другие служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах. Изучая предмет «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая, во-первых, помогает им легче, естественнее «войти» в содержащие последующих предметов в конце основной и далее в средней школе, а во-вторых, имеет выраженное воспитательное значение.
Предлагаемый курс направлен на: осознание учащимися необходимости изучения прав как одного из средств адаптации в условиях развития рыночного общества; развитие умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы; формирование собственных норм и ценностей; установление конструктивных отношений с окружающими.
Курс «Подросток и закон» позволяет учащимся оценить свои способности и дает возможность сделать осознанный выбор в жизни. Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых программах, позволяет осуществить практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность.
Цель: воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.
Задачи изучения элективного курса в 9 классе
- формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих; развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
- профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав личности.
Планируемые результаты обучения
Показателями усвоения элективного курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно - технологическая, коммуникативная.
Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей:
– формирование у учащихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
– приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
– формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
– освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
– развитие социального кругозора и формирование познавательного кругозора;
– способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
– способность выделять главное в тексте и второстепенное;
– способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
– способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
– способность оценивать и корректировать свое поведение в социальной среде.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Предполагается, что в результате изучения предмета учащиеся должны овладеть:
– интеллектуально-познавательные действиями:
Добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.
– нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действиями:
Определять и объяснять другим людям своё отношение общественным нормам (нравственным, патриотическим общечеловеческим);
Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.
– нравственно-оценочные, личностные действиями:
Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (получение образования, контакты с органами власти, торговые сделки и т.п.).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Личностные, метапредметные результаты описаны выше.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.
Рабочая программа по истории составлена на основании:
Содержание учебного курса
Тема 1. Права несовершеннолетних. Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией прав ребенка, Конвекцией о правах ребенка.
Тема 2: Трудовое право несовершеннолетних
Продолжительность рабочего времени, ограничения в выборе трудовой деятельности. Заключение трудового договора с несовершеннолетними. Отпуск для несовершеннолетних. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования.
Тема 3: Подросток в условиях семейного права.
Право ребенка жить и воспитываться в семье. Права ребенка при расторжении брака родителей, установление происхождения ребенка. Установление отцовства. Права и обязанности детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой. Право ребенка на защиту. Право ребенка выражать свое мнение. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Имущественные права ребенка в семье. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Права детей на алиментное содержание.
Тема 4: Ответственность несовершеннолетних по уголовным делам.
Преступления против несовершеннолетних. Преступления, совершаемые несовершеннолетними. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Принудительные меры к несовершеннолетним.
Тема: 5 Правовые возможности подростков в политической деятельности.
Создание и участие подростков в формальных и неформальных политических организациях.
Тема: 6 Гражданское право для подростков.
Имущественные неимущественные права подростков. Дееспособность подростков в имущественных отношениях. Экономические сделки несовершеннолетних. Наследственные права подростков. Отказ от наследства несовершеннолетними. Защита прав несовершеннолетних при наследственном разделе.
Тема: 7 Право подростка на образование.
Формы получения образования. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения. Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Дата |
Примечания |
1 |
Права несовершеннолетних |
|
|
2
|
Трудовое право несовершеннолетних |
|
|
3 |
Трудовое право несовершеннолетних |
|
|
4 |
Подросток в условиях семейного права |
|
|
5 |
Ответственность несовершеннолетних по уголовным делам |
|
|
6 |
Ответственность несовершеннолетних по уголовным делам |
|
|
7 |
Правовые возможности подростков в политической деятельности |
|
|
8 |
Гражданское право для подростков |
|
|
9 |
Право подростка на образование |
|
|
10 |
Урок - зачет |
|
|
|
|
|
|