Подросток в виртуальном мире: польза или вред?
Муниципальное образовательное учреждение
«Краснопресненская средняя общеобразовательная школа
имени В.П. Дмитриева»
Исследовательский проект
ТЕМА:
«ПОДРОСТОК В ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?»
Выполнил: учащийся 9 класса
Серов Андрей
Руководитель: учитель физической культуры
Иванова Екатерина Сергеевна
Адрес: Тверская обл.,
Калининский р-он,
ж/д ст. Кулицкая, ул. Титова, д 1А
МОУ «Краснопресненская СОШ им. В.П. Дмитриева»
Тел.38-81-93
e-mail krasnopresnenskaja@yandex.ru
2022 год
Содержание
Введение...................................................................................................................................................3
Глава 1. Девайсы и гаджеты: их роль в жизни подростка 5
1.1. Гаджет и девайс: в чем разница? 5
1.2. Польза девайсов и гаджетов 5
1.3. Чем девайсы и гаджеты опасны?..................................................................6
Глава 2. Практическая часть 10
2.1. Исследование влияния девайсов и гаджетов на учеников МОУ «Краснопресненская СОШ им. В.П. Дмитриева» 10
2.1.1. Зависимость от социальных сетей 10
2.1.2. Тест Такера на выявление игровой зависимости.......................................11
2.1.3. Степень подверженности к зависимости от телефона (номофобии)....11
2.1.4. Эксперимент «3 дня без девайсов и гаджетов».............................................12
2.2. Рекомендации «Как использовать цифровые устройства разумно и с максимальной пользой».......................................................................................................13
Заключение..............................................................................................................15
Список интернет источников....................................................................................16
Приложения..................................................................................................................17
Введение
«Когда речь идет о технологиях,
хорошо быть губкой. Впитывайте. Пробуйте.
Но не забывайте периодически
отжимать лишнее».
Дэниел Сиберг1
Мы живем в эпоху научно-технического прогресса. Каждый день появляются новые устройства и гаджеты. На сегодняшний день очень трудно представить современного человека, будь то взрослый или ребенок, без этих устройств. Они не только упрощают нашу жизнь, они являются частью нашего досуга. Мы можем в любое время поговорить с друзьями, обменяться новостями, попросить совета или помощи.
Но где проходит граница между зависимостью и нормой?
Задумываемся ли мы, как девайсы и гаджеты влияют на нас, насколько сильно мы зависимы от них и как они изменили наши повседневные привычки? Эти вопросы всегда будут актуальными.
Цель проекта:
выявить какое влияние девайсы и гаджеты оказывают на подростка, оформить буклет «Профилактика цифровой зависимости».
Для реализации поставленной цели в ходе выполнения работы решались следующие задачи:
изучить информацию о девайсах и гаджетах;
рассмотреть всю информацию о влиянии девайсов и гаджетов на подрастающее поколение;
провести исследование на определение цифровой зависимости и проанализировать полученные данные;
оформить собранную информацию в виде буклета «Профилактика цифровой зависимости».
Гипотеза: неконтролируемое использование мобильных телефонов, планшетов и других подобных устройств, приводит к появлению зависимости от этих устройств.
Методы исследования:
1. Изучение информации.
2. Сбор и систематизация полученной информации.
3. Анкетирование.
4. Анализ полученных данных.
Глава 1. Девайсы и гаджеты: их роль в жизни подростка
1.1. Гаджет и девайс: в чем разница?
Изучая информацию по данному вопросу, я понял, что многие люди такие термины, как «девайс» и «гаджет» считают синонимами. Однако это неправильно. Чтобы понять, почему путать эти слова некорректно, следует приступить к изучению терминологии и всех нюансов данного вопроса.
Гаджет (англ. gadget – устройство, штуковина) – компактное вспомогательное приспособление, созданное для решения ограниченного круга задач. К этой категории относят небольшие устройства, способные в разы улучшить жизнь человека. Программисты используют слово «gadgets» для обозначения небольших приложений, например, программ для анонсов новостей или транслирования прогноза погоды. [2]
Девайс (англ. device – устройство, прибор) – многофункциональное приспособление, которое можно использовать во многих сферах социальной и профессиональной жизни человека. Такие устройства могут работать автономно, и своей универсальностью они превосходят гаджеты. [2]
Проще говоря: девайс — самостоятельное устройство, а гаджет — расширение к нему.
Многие ошибочно называют гаджетами смартфоны, ноутбуки и тому подобные автономные предметы техники. Чтобы не путаться в терминах, необходимо ознакомиться с основными различиями между гаджетами и девайсами:
В большинстве случаев девайсы являются самостоятельными приборами с независимым источником питания и зарядным устройством.
Гаджеты не способны работать без подключения к другим приборам.
Девайсы отличаются многозадачностью, а их функционал выделяется наличием виджетов и разных возможностей.
Стоит сказать пару слов о еще одном родственном понятии — виджете. Это гаджет, который находится в программном обеспечении смартфонов и ПК. Виджет представляет собой небольшую программку: это может быть прогноз погоды в вашем телефоне или будильник для Windows 7. [1]
Поэтому, не смотря на схожесть этих понятий, в повседневной жизни стоит их разграничивать.
1.2. Польза девайсов и гаджетов
Польза и вред девайсов активно обсуждаются многими людьми всех возрастов. Некоторые считают, что пользы намного больше, чем вреда. Люди же более старого поколения считают, что девайсы только вредят, а никакой пользы от них нет.
На современном этапе школьный процесс обучения построен в основном с применением информационных технологий, позволяющим школьникам лучше ориентироваться в потоках информации окружающего их мира. Также, современная учеба предполагает написание огромного количества рефератов, создание презентаций, просмотр обучающих роликов. Таким образом, без гаджетов школьнику не обойтись. Вот только чего же в них все же больше достоинств или недостатков?
И так, какие же плюсы есть у этих устройств.
Гаджеты и девайсы всегда под рукой. В любой момент можно заглянуть в интернет и найти нужную информацию.
Есть множество детских развивающих игр, рассчитанных на разные возрастные группы.
Без посещения кинотеатра полезным времяпровождением становится просмотр мультиков и фильмов, виртуальные экскурсии по музеям, картинным галереям городов и стран.
Существуют программы по всем школьным предметам, позволяющие получить, закрепить и проконтролировать знания. Процесс овладения знаниями происходит в интересной наглядной форме.
Возможность применения карманной библиотеки. При наличии у школьника электронной книги, которая может вместить в себе целое библиотечное книгохранилище, освобождая подростка от ношения из библиотеки стопок тяжелых книг. Кроме того школьник приучается к мысли, что интернет служит не только для развлечений, а является источником нужной информации.
Круг общения не имеет территориальных границ.
Пользуясь гаджетами, ребенок быстро адаптируется к цифровому миру и легко осваивает технологические новинки.
Есть множество приложений со спортивными тренировками, которые можно установить на телефон. [3]
Родители имеют возможность в любое время и в любом месте быть на связи с ребенком, проконтролировать его занятия, напомнить о тренировке или дать поручение.
1.3. Чем девайсы и гаджеты опасны?
Использование гаджетов и девайсов без чувства меры наносит большой вред организму. При чрезмерном их использовании, вырабатывается зависимость от девайсов и гаджетов.
Зависимость от девайсов и гаджетов представляет собой неконтролируемое использование, злоупотребление данными устройствами, которое негативно влияет на психическое и физическое здоровье человека, его социальную жизнь.
По данным исследований, о зависимости можно говорить, если ребенок ежедневно проводит в их компании от 8 до 24 часов. В это время не входит использование смартфона по прямому назначению – для того, чтобы позвонить. Однако если ваш ребенок пересаживается от смартфона к планшету, а от планшета к компьютеру, то это тревожный сигнал.
Зависимость от гаджетов тесно связана с понятием номофобии. Этот термин описывает страх остаться без мобильного устройства или забыть его.
Термин «номофобия» является аббревиатурой “no mobile phone phobia”. Она была придумана во время британского исследования 2010 года, целью которого было определить проблемы, с которыми сталкиваются пользователи мобильных устройств. Исследование показало, что почти 53% пользователей мобильных телефонов в Великобритании, как правило, испытывают беспокойство, когда теряют или забывают свой мобильный телефон, он разряжается или находится вне зоны доступа сети. [5]
Можно выделить отдельно еще один вид зависимости: игровая зависимость.
В конце мая 2019 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально отнесла зависимость от компьютерных игр к болезням и внесла её в обновленную редакцию Международной классификации заболеваний (МКБ-11), в которую также входят азартные игры, алкоголизм и наркозависимость. [6]
Согласно новым критериям, человек считается заболевшим, если игры негативно и продолжительно влияют на его жизнь, но он ничего с этим не делает. У геймеров игры становятся впереди прочих жизненных интересов, а также вызывают нарушения в семейной, социальной, образовательной, профессиональной или иных сферах жизни.
Еще одним отрицательным аспектом игромании эксперты назвали плохой контроль над игровым временем, а также приоритетность игр даже после того, как возникают негативные последствия. Для постановки диагноза симптомы должны сохраняться на протяжении года, но он может быть поставлен и раньше, в зависимости от их выраженности.
При бесконтрольном и частом использовании, гаджеты оказывают негативное влияние на здоровье школьника.
Это может привести к ухудшению зрения, к заболеваниям опорно-двигательного аппарата. К примеру, частое и долгое сидение за компьютером или ноутбуком может вызвать искривление позвоночника, нарушить циркуляцию крови в ногах, руках.
Малоподвижный образ – причина гиподинамии, слабости мышечного тонуса и появления лишнего веса.
Влияние электромагнитных волн до конца не изучено, но установлено, что снижается работоспособность, ухудшается общее самочувствие подростков и появляются головные боли. Использование наушников ведет к проблемам со слухом.
Яркая и контрастная картинка на дисплее гаджетов и мониторов не дает мозгу отдыхать, поэтому если ребенок играл в компьютер перед сном, то он не сможет сразу уснуть. Специалисты сравнивают недостаток сна с недоеданием: в этих случаях детский организм постепенно истощается, что негативно сказывается на процессе обучения.
Психологические проблемы. В гаджетах нет места для развития фантазии и творчества ребенка – там все уже придумано и запрограммировано. Нужно действовать по шаблону, многократно повторяя одни и те же действия. Школьник пассивно потребляет информацию, не принимает решений и не выстраивает ассоциации. Развитие навыков и способностей носит однобокий характер. Психологи говорят о клиповом мышлении, где запоминание поверхностно. [4]
Появляются трудности в общении с друзьями, неумение наладить живой контакт и вступить в игру, потому что в реальную жизнь переносятся виртуальные принципы.
Происходит подмена ценностей, когда школьники оценивают друг друга не по личным качествам, а по наличию дорогого смартфона. Перестают цениться школьные успехи и достижения в творчестве. Ценности диктует не семья, а кумиры социальных сетей, не развивается критическое мышление.
Представители технологической элиты США, как правило, проявляют удивительную строгость к своим детям в вопросе использования гаджетов, и этому есть веские причины, сообщает в январе 2018 года Business Insider.
В интервью британскому изданию Mirror в апреле 2017 года основатель Microsoft Билл Гейтс заявил, что не разрешал своим двум дочерям и сыну пользоваться мобильными телефонами, пока детям не исполнилось 14 лет. По словам миллиардера, дети жаловались на ограничения, но никакие доводы не заставили его смягчить политику в отношении гаджетов. Также в доме Гейтса смартфоны под запретом за обеденным столом и перед сном.
Гейтс далеко не одинок в своем подходе: в интервью The New York Times в 2011 году легендарный глава Apple Стив Джобс признался, что не позволял своим детям пользоваться "яблочной" продукцией дома. [6]
В ноябре 2017 года в интервью Axios сооснователь Napster и Facebook Шон Паркер признал пагубное воздействие соцсети, отметив, что Facebook влияет на взаимоотношения с обществом и друг с другом, а также фатально сказывается на продуктивности.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Исследование влияния девайсов и гаджетов на учеников МОУ «Краснопресненская СОШ им. В.П. Дмитриева»
При изучении информации о гаджет-зависимости, можно выделить основные ее виды, которые чаще всего встречаются у подростков в наше время. К ним относятся социальные сети и онлайн игры.
Первым этапом является анкетирование. Респонденты проходят три анкеты: на выявление зависимости от социальных сетей, онлайн игр, на выявление степени подверженности зависимости от телефона. В данном этапе исследования приняло участие 60 человек ученики с 5 по 11 класс.
Второй этап – эксперимент « 3 дня без девайсов и гаджетов». В данном эксперименте было предложено поучаствовать моим одноклассникам.
2.1.1. Зависимость от социальных сетей
Изучая эту тему, мне стало интересно, склонны ли ученики МОУ «Краснопресненская СОШ им. В.П. Дмитриева» к зависимости от социальных сетей и мы провели простое анкетирование. Анкета включала в себя следующие вопросы:
Зарегистрированы ли вы хотя бы в одной из социальных сетей?
Сколько времени вы тратите на социальные сети?
Считаете ли вы, что социальные сети отвлекают Вас от важных дел (занятий)?
Можно и нужно ли лечить зависимость от социальных сетей.
Считаете ли Вы себя зависимым от соцсетей
Какие эмоции Вы переживаете в социальных сетях?
Совпадает ли Ваш круг общения в соцсетях и в реальной жизни?
Не имея возможности выйти в соцсеть, Вы испытываете?
Заходите ли Вы в соцсети во время уроков?
Сколько раз в день Вы выходите в социальные сети?
По полученным данным, каждый ученик с 5 по 11 класс, зарегистрирован хотя бы в одной из социальных сетей. Из них 28% любят сидеть в социальных сетях, 27% тратят на это всё свое свободное время. (Приложение 1, 2) 48% детей это делают даже во время уроков. 3-4 раза в день заходит только 16 человек из 56. Не каждый день заходят в социальные сети только 12 человек. (Приложение 1, 4)
30 человек из 60 считают, что социальные сети их не отвлекают от важных дел.
58% учеников считают, что зависимость от социальных сетей – это болезнь, и её необходимо лечить, но, тем не менее, они продолжают проводить много времени в социальных сетях. Остальная часть так не считает или не знает. Находясь в социальных сетях, 93% из всех опрошенных, испытывают радость. 55% иногда испытывают агрессию, 43 % - иногда чувствуют усталость и прилив сил, 33% завидуют более успешным людям. И только 7% учеников, находясь в социальных сетях, ничего не испытывают. (Приложение 1, 3)
Изучив полученные данные, можно сделать вывод, что половина учеников 5-11 класса имеет предпосылки для развития зависимости от социальных сетей.
2.1.2. Тест Такера на выявление игровой зависимости (модифицированный и адаптированный для несовершеннолетних психологом Коныгиной И.А.)
Ученикам нужно было ответить на данные вопросы:
Играл ли ты за последний год в видео игры так, что не замечал времени?
За последний год, играя в компьютерные игры, нужно было тебе больше времени для того, чтобы достичь нужной степени азарта?
Когда ты играл накануне, возвращался ли на следующий день к той же игре, чтобы пройти незавершённые уровни?
Брал ли ты деньги в долг, чтобы иметь возможность играть?
Было ли у тебя когда-нибудь чувство, что у тебя могут быть проблемы с зависимостью от компьютерных игр?
Можно ли так сказать, что компьютерные игры являлись иногда причиной твоих проблем со здоровьем (включая стресс и беспричинное беспокойство)?
Критиковали тебя когда-нибудь за твоё пристрастие к компьютерным играм, даже если ты считал эти замечания несправедливыми?
Было ли когда-нибудь твоё пристрастие к компьютерным играм причиной твоих проблем?
Возникало ли у тебя когда-нибудь чувство вины за то, как ты играешь, или за то, что происходит во время игры?
Полученные результаты нас порадовали, игровая зависимость среди учеников 5-11 классов МОУ «Краснопресненская СОШ им. В.П. Дмитриева» не выявлена. Только 12% учеников, по результатам своих ответов попали на начало границы в 3 — 7 баллов. Это означает, что увлечение виртуальными играми может стать причиной последствий. Это зависимостью пока не считается, но данным ученикам стоит задуматься о том, чтобы сократить количество времени, затрачиваемое на прохождение игры. (Приложение 9)
2.1.3. Степень подверженности зависимости от телефона (номофобии)
Ученикам было предложено честно и откровенно ответить утвердительно («да») или отрицательно («нет») на следующие утверждения:
Телефон – это главное устройство в моей жизни. Я не представляю свою жизнь без него.
Я провожу со своим смартфоном много времени. Гораздо больше, чем уделяю другим занятиям.
Я конфликтую с близкими из-за того, что много времени уделяю своему гаджету.
С каждым днём я все больше времени провожу с телефоном в руках. При этом неважно, как его использую, возможны игры, общение или чтение.
Мой телефон способен поднять мне настроение, когда он рядом, мне спокойнее.
Если я не могу пользоваться смартфоном, то начинаю нервничать.
Мне постоянно хочется использовать смартфон, при каждом удобном случае я беру его в руки.
У меня не получается сократить время использования. Постоянно появляется повод вновь взять смартфон в руки.
Иногда я врал окружающим людям о том, сколько времени я провёл за своим телефоном.
Я часто откладываю важные дела, чтобы заняться чем-то не очень полезным на смартфоне.
По результатам этого опроса 77% опрошенных не имеют зависимости от телефона. 13% респондентов имеют тенденцию к зависимости. 6 человек согласились с 7 и более утверждениями, это означает, что они зависимы от своего устройства.
2.1.4. Эксперимент «3 дня без девайсов и гаджетов»
И последний этап нашего исследования – эксперимент «3 дня без девайсов и гаджетов». Почему 3 дня? Мы решили взять 3 дня, так как 1 день, как нам кажется, – это мало, а неделя – много. Поэтому мы взяли средний показатель.
Данный эксперимент я хотел провести на моих одноклассниках, но все отказались, придумывая различные причины, например: «А как я буду общаться с родными?». Я считаю, что это отговорка, родных мы видим каждый день дома. Если они живут в соседней деревне, можно заехать в гости и пообщаться. А если они живут далеко, я уверен, что каждый день вряд ли кто-то созванивается. В конце концов, у многих есть стационарный телефон, с которого тоже можно позвонить.
Отказ от эксперимента – это тоже результат, который показывает, что поколение современных подростков не представляют своей жизни без гаджетов. Мы не берем в расчет те случаи, когда родители отбирают телефоны у детей с целью наказания. Основная суть эксперимента заключается в том, чтобы дети по собственному желанию отказались от телефона.
2.2. Рекомендации «Как использовать цифровые устройства разумно и с максимальной пользой»
Запретить школьникам гаджеты невозможно и бессмысленно. Чтобы они стали помощниками, а не вредителями, нужно найти баланс. Изучив все рекомендации, которые предлагают нам интернет источники, мы выделили самые главные. У нас получилось 10 правил:
1. Исключите устройство, как отдых.
После учебы, мы частенько балуем себя соц. сетями или играем в игры, ошибочно полагая, что так мы расслабляемся. На самом деле, мы как продолжали нагружать наш мозг интеллектуальной работой, так и продолжаем. Главный отдых для мозга — это смена деятельности.
2. Старайтесь не пользоваться телефонами в школе: как на уроках, так и на переменах. Займитесь более полезным делом, например: подготовьтесь к следующему уроку или просто отдохните. ( Не забудьте про правило №1)
3. Определите чёткое время для цифровых развлечений.
Цифровые развлечения дают нам дофамин. Легкодоступный и незаслуженный. Так что если вы сначала развлекаетесь, а потом пытаетесь работать, ваш мозг будет сильно протестовать: зачем ему трудиться, если у него и так есть возможность бесплатно «дофаминиться» в сети.
4. Один день в неделю полностью освобождайте себя от любой техники.
Это оказывает чудотворное воздействие на нашу дофаминовую систему, обостряет чувствительность дофаминовых рецепторов и возвращает яркость жизни.
5. При работе за компьютером, делайте перерыв и гимнастику для глаз.
Можно соблюдать правило «20-20-20». Через каждые 20 минут, нужно делать перерыв на 20 секунд. В течение этого времени нужно смотреть на точку в 20 футах от себя (около шести метров).
6. Держите телефон на расстоянии 30 см от лица. Монитор компьютера следует ставить не ближе, чем в 60 см от глаз, телевизор — в 300 см.
7. Не пользуйтесь телефоном во время еды (и не перекусывать во время просмотра чего-либо).
Когда мы смотрим видео под еду, мы формируем прочный условный рефлекс. Я голоден — я включаю видео — я ем еду — я насыщаюсь. Мозг думает: «Ага, чтобы стать по итогу сытым, нужно включить видео». Теперь каждый раз, когда мы включаем видео, нам хочется есть. Это приводит к кусочничеству (едим, даже когда не хотим или когда нам скучно) и перееданию (продолжаем есть, пока не закончится видео).
8. Не используйте устройство сразу после пробуждения.
9. Не пользуйтесь телефоном за час до сна.
Для хорошего и качественного сна нам нужен мелатонин «Гормон сна». Концентрация мелатонина начинает возрастать примерно за 2 часа до привычного для человека времени отхода ко сну. На синтез мелатонина влияет яркость света и световой спектр. Поэтому когда вы до ночи глазеете на экран своего смартфона, мелатонин разрушается, и вместо него вырабатывается кортизол —гормон стресса.
10. Используйте очки с фильтром синего цвета. Они поглощают яркость экрана и блокируют синий спектр (самый вредный для наших глаз). Производители утверждают, что такой аксессуар поможет сохранить зрение и улучшить качество сна.
Будьте осторожны! В сети можно столкнуться с опасностями!
Заключение В результате проделанной работы я пришел к выводу, что чрезмерное использование девайсов и гаджетов, действительно, может привести к появлению зависимости от этих устройств. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. Но ведь это же зависит только от нас. Мы сами выбираем, кем нам быть: пользователем или потребителем. Пользователь видит подводные камни и осознанно пользуется технологиями в своих целях. Потребитель бездумно поглощает всё, что ему предлагают. Технологиями можно пользоваться, они облегчают нашу жизнь, но всё должно иметь меру. Самое главное, видеть эту грань и не переступать её.
Как сказал Дэниел Сиберг: «Когда речь идет о технологиях, хорошо быть губкой. Впитывайте. Пробуйте. Но не забывайте периодически отжимать лишнее».
Список интернет источников
https://gelius.ua/chto-takoe-gadget/
https://otherness.ru/12-devajs-i-gadzhet-v-chem-raznica.html
https://plusiminusi.ru/gadzhety-v-zhizni-shkolnika-plyusy-i-minusy/
https://polzavred.ru/gadzhety-dlya-shkolnikov-polza-i-vred.html
https://lala.lanbook.com/zavisimost-ot-gadzhetov-i-nomofobiya-kak-vzyat-svoyu-zhizn-pod-kontrol
https://zdrav.expert/index.php/Статья:Зависимость_от_гаджетов
https://nashi-de-ti.ru/zavisimost-ot-gadzhetov
https://livelovelook.ru/lifestyle/item/290-life-with-gadgets.html
Приложения
Приложение 1
Зависимость от социальных сетей
№ п/п | Вопросы | Ответы |
1. | Зарегистрированы ли вы хотя бы в одной из социальных сетей? | 1) Да 100% 2) Нет |
2. | Сколько времени вы тратите на социальные сети? | 1) 1 час - 1,5 часа 25% 2) до 3 часов в день 27% 3) трачу все свое свободное время 28% 4) захожу не каждый день 20% |
3. | Считаете ли вы, что социальные сети отвлекают Вас от важных дел (занятий)? | 1) Да 50% 2) Нет 50% |
4. | Можно и нужно ли лечить зависимость от социальных сетей? | 1) Да 58% 2) Нет 23% 3) Не знаю 4% |
5. | Считаете ли Вы себя зависимым от соцсетей: | 1) Да 20% 2) Нет 58% 3) Не знаю 22% |
6. | Какие эмоции Вы переживаете в социальных сетях? | Радость – 93%, агрессия – 55%, прилив сил – 43%, зависть – 33%, нервозность – 40%, ощущение вседозволенности – 20%, ненависть – 15%, усталость – 43%, чувство собственной власти – 33%, ничего – 7%. |
7. | Совпадает ли Ваш круг общения в соцсетях и в реальной жизни? | 1) Да 52% 2) Нет 8% 3) Частично 40% |
8. | Не имея возможности выйти в соцсеть, Вы испытываете. | 1) скуку 13% 2) раздражение 8% 3) желание найти способ выхода 7% 4)спокойно занимаетесь другим делом 63% 5) другое 9% |
9. | Заходите ли Вы в соцсети во время уроков? | 1)Да 13% 2)Нет 52% 3)Постоянно 3% 4)Иногда 32% |
10. | Сколько раз в день Вы выходите в социальные сети? | 1) 3-4 раза в день 26% 2) Иногда 10% 3) Много 64% |
П риложение 2
П риложение 3
П риложение 4
П риложение 5
П риложение 6
П риложение 7
П
Ваш возраст:_____________
Ваш пол: Жен. Муж.
Анкетирование
Зависимость от социальных сетей
1.Зарегистрированы ли вы хотя бы в одной из социальных сетей?
1)да 2) нет
2.Сколько времени вы тратите на социальные сети?
1) 1 час - 1,5 часа 2) до 3 часов в день
3) трачу все свое свободное время 4) захожу не каждый день
3. Считаете ли вы, что социальные сети отвлекают Вас от важных дел (занятий)?
1)да 2)нет
4. Можно и нужно ли лечить зависимость от социальных сетей?
1)да 2)нет
5. Считаете ли Вы себя зависимым от соцсетей:
да нет не знаю другое___________________
6. Какие эмоции Вы переживаете в социальных сетях? Оцените в баллах: 0 – никогда, 1 – редко, 2- часто, 3 – постоянно
Радость_____ агрессия_____ нервозность______ усталость ______ прилив сил______ чувство собственной власти _______ зависть_______ ощущение вседозволенности________ ненависть к успешным людям__________ другое_________________________
7. Совпадает ли Ваш круг общения в соцсетях и в реальной жизни?
Да нет частично
8. Не имея возможности выйти в соцсеть, Вы испытываете: скуку, раздражение, желание найти способ выхода, спокойно занимаетесь другим делом, другое____________________________________________
9. Заходите ли Вы в соцсети во время уроков? Да нет постоянно иногда
10. Сколько раз в день Вы выходите в социальные сети?___________________
Приложение 9
Тест Такера на выявление игровой зависимости
Отвечать следует, имея в виду последние 12 месяцев.
Ответьте на предложенные вопросы, используя следующую шкалу:
Никогда- 0 баллов;
Иногда – 1 балл;
Чаще всего – 2 балла;
Почти всегда – 3 балла.
Играл ли ты за последний год в видео игры так, что не замечал времени?
За последний год, играя в компьютерные игры, нужно было тебе больше времени для того, чтобы достичь нужной степени азарта?
Когда ты играл накануне, возвращался ли на следующий день к той же игре, чтобы пройти незавершённые уровни?
Брал ли ты деньги в долг, чтобы иметь возможность играть?
Было ли у тебя когда-нибудь чувство, что у тебя могут быть проблемы с зависимостью от компьютерных игр?
Можно ли так сказать, что компьютерные игры являлись иногда причиной твоих проблем со здоровьем (включая стресс и беспричинное беспокойство)?
Критиковали тебя когда-нибудь за твоё пристрастие к компьютерным играм, даже если ты считал эти замечания несправедливыми?
Было ли когда-нибудь твоё пристрастие к компьютерным играм причиной твоих проблем?
Возникало ли у тебя когда-нибудь чувство вины за то, как ты играешь, или за то, что происходит во время игры?
Приложение10
Как определить, степень подверженности зависимости
Сделать это несложно. Если вам легко проводить выходные без средств связи, если в день делаете не более 5 звонков и не висите всё свободное время в мессенджерах, скайпе или соцсетях, можете быть спокойны. Но если в вас вселяется тревога при мысли о том, что придётся расстаться со своим гаджетом даже ненадолго, то стоит пройти этот небольшой тест. Честно ответьте самому себе на каждое из этих 10 утверждений.
Телефон – это главное устройство в моей жизни. Я не представляю свою жизнь без него.
Я провожу со своим смартфоном много времени. Гораздо больше, чем уделяю другим занятиям.
Я конфликтую с близкими из-за того, что много времени уделяю своему гаджету.
С каждым днём я все больше времени провожу с телефоном в руках. При этом неважно, как его использую, возможны игры, общение или чтение.
Мой телефон способен поднять мне настроение, когда он рядом, мне спокойнее.
Если я не могу пользоваться смартфоном, то начинаю нервничать.
Мне постоянно хочется использовать смартфон, при каждом удобном случае я беру его в руки.
У меня не получается сократить время использования. Постоянно появляется повод вновь взять смартфон в руки.
Иногда я врал окружающим людям о том, сколько времени я провёл за своим телефоном.
Я часто откладываю важные дела, чтобы заняться чем-то не очень полезным на смартфоне.
1Дэниел Сиберг - футуролог и эксперт в области информационных технологий из США, автор книги Digital Diet.