Подвеска-брелок "С любовью из Югры" Техника выполнения: акрил, пластик

16
4
Материал опубликован 6 June в группе

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«ДШИ им. А.М.Кузьмина»


















Урок: Подвеска-брелок "С любовью из Югры"

Техника выполнения: акрил, пластик




Автор: преподаватель

отделения изобразительных искусств

Балыгина Светлана Олеговна














г. Мегион, 2023 г.





Тема: Подвеска-брелок «С любовью из Югры»

(с включением регионального компонента)



Техника выполнения: акрил, пластик;

Учебный предмет: Прикладная композиция, 5Б класс;

t1717647627aa.jpgt1717647627ab.jpg












Цель: Выполнить роспись брелка и продолжить знакомство обучающихся с культурой коренных народов севера.


Задачи: 

Обучающие:

- научить аккуратно, наносить рисунок при работе с шаблоном на акриловую заготовку;

- научить детей разгадывать символику и кодировку национального орнамента;

закрепить умение и навыки украшать предметную форму (подвеска-брелок), используя элементы хантыйских орнаментов;


 Воспитывающие:

- приобщать к культуре народов севера по средствам художественного творчества, расширять их представление о жизни и культуре народов Югры;

- воспитывать уважение и любовь к родному краю;

- воспитание чувства гармонии цветов в тёплой и холодной гамме в композиционной творческой работе.

- открытие своеобразия, красоты и характера техники.

 

Развивающие:

- развивать творческое воображение, фантазию, формировать знания о народах, населяющих Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, их культуру и искусство;

развивать эстетический вкус и творческое воображение;

- сформировать представление о видах и формах современного декоративного искусства;

 

 Оборудование для педагога:

Оформление стенда современными текстильными изделиями (футболка, сумка-шоппер, брелок) с элементами орнаментального строя народов севера.

Примеры композиций, выполненных данным способом;

Шаблоны в масштабе 1:1: «Солнце», «Крест», «Олень», «Кедровая шишка», «Лягушка», «Жук», «Глухарка сна», «Змея».


t1717647627ac.jpg

Оборудование для обучающихся:

Прозрачная круглая, пластиковая заготовка подвеска-брелок, фурнитура для подцепа;

Скотч малярный (бумажный);

Маркеры акриловые;

Стаканчик для воды;

Кисть;

Лак акриловый (глянцевый);


Организация рабочего места:

Рабочее место обучающегося организуется заранее.

 

Структура занятия:

1.Вводная беседа — 2 мин.,

2.Объяснение нового материала — 5 мин.;

3.Практическая часть:

- Объяснение задания на самостоятельную работу - 5 мин.;

- Самостоятельная работа — 25 мин.,

4. Итог занятия – 3 мин.;


Объяснение нового материала:

До наших дней дошли своеобразные элементы языческой культуры – узоры и орнаменты народов ханты и манси. Изображения этих мотивов доказывают своеобразное видение мира северных народов. В этих орнаментах они выражали свои нравственные и эстетические идеалы. Ведь нужно быть мужественным, чтобы жить на этой земле, иметь щедрое сердце, чтобы любить суровый север.

Узоры народов севера были не только украшением одежды, но и считались священными символами. Такие священные орнаменты применяли для изготовления ритуальных поясов, варежек, шапок. Предметы с их изображением предназначались для духов-покровителей. В священных узорах таится некая сила, заряд энергии для очищения предмета, на котором они изображены.

Обратимся к шаблону, который представлен у каждого обучающегося на рабочем месте. Девять священных орнаментов разберем их более детально.

Священный орнамент «солнце» связан с дарительницей силы, энергии для поддержания земной жизни.

«Глухарка сна» смысл данного изображения в том, что глухарка является вместилищем души человека во время сна и удерживает ее на одном месте, оберегает сон, следит за тем, чтобы душа отдыхала.

«Крест» - оберег от дурного глаза;

Узор «олень» символизирует землю, «наполненную оленями». По смыслу, если человек имеет большое количество «рогатых оленей», то он защищен дважды: во-первых, это материальное благополучие (теплая одежда, еда), во-вторых, он всегда имеет возможность принести жертву и тем самым получить расположение бога.

«Жук» - символ связи с предками;

«Лягушка» также выполняет функции оберега, направленного дать здоровье и долголетие. Известен обычай почитания лягушки, «между кочек живущей женщины», «прыгающей женщины», которая способна дарить семейное счастье.

«Кедровая шишка» - символ хантыйского человека;

«Змея» защищает от недугов. Этот орнамент почитается в связи с тем, что змей считают косами Казымской богини*. Змеи способны «высосать болезнь», и их изготавливали в случае тяжелого недуга.

Стоит отметить, что в орнаментах прослеживается определенный колорит: коренные жители умело объединяют природные цвета меха с яркими, контрастными цветами (зеленым, красным, желтым).

Примерные вопросы:

- Перечислите, какие цвета используются во флаге Югры?

Ответ: Синий, зеленый, белый;

- Какое имеют значение синий, зелёный и белый цвет?

Ответ: Цвет в культуре народов ханты и манси также имеет символическое значение: синий – реки и озера, зеленый – цвет тайги, белый – цвет снега.

- Дайте понятие термину «орнамент»?

Ответ: «Орнамент» - это узор, который состоит из повтора или чередования элементов;

- Какие еще вы знаете орнаменты народов севера?

Ответ: «Выдра», «бобёр», «соболь» и т.д.


Практическая часть:

Определяемся с выбором наиболее понравившегося священного орнамента народов ханты и манси из представленных девяти образцов. При помощи бумажного скотча фиксируем пластиковую заготовку к образцу, центруем по отверстию для кольца. Определяемся с цветовой палитрой орнаментальной росписи. Начинаем обводку по контору орнамента. После того, как предварительный рисунок композиции нанесен, заполняем контурное пространство, во время росписи используем графические приёмы точка, линия, пятно.

Создание брелка с региональным компонентом позволяет выполнить совершенно не похожие друг на друга изделия, и создать неповторимую дизайнерскую задумку. По завершению росписи, тонким слоем покрываем акриловым лаком для фиксации. Затем преподаватель при помощи инструментов к расписанной заготовке крепит подвес и фурнитуру. Подвеска-брелок «С любовью из Югры» готов!

 Самостоятельная работа:

В процессе работы происходит индивидуальная работа с обучающимися.

t1717647627ad.jpgt1717647627ae.jpgt1717647627af.jpg

Итог занятия:

В конце занятия расписанное изделие располагаются так, чтобы все могли посмотреть и оценить работы друг друга, кладутся на стол, или вывешиваются. Высказывается мнение о каждой работе, что получилось и над чем ещё нужно работать.

Ребята, вы сегодня показали себя как настоящие дизайнеры. У всех получились хорошие работы, у каждого художника по-своему интересные композиции, цветовые решения.

Предлагаю выразить рефлексию по уроку!


Вы сегодня выполнили изделие, которое не купишь в магазине, такое изделие только у вас. 


t1717647627ag.jpg

























t1717647627ah.jpg

t1717647627ai.jpg



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Какие интересные и глубокие по смыслу орнаменты! Благодарю за незнакомую, но познавательную информацию!

6 June

Ваш отзыв вдохновляет продолжать совершенствоваться, спасибо!

6 June

Шикарные работы! Спасибо, Светлана Олеговна! Новых творческих идей и вдохновения!

8 June

Благодарю за интересную работу!

8 June

Сборник методических разработок и педагогических идей