Подвеска-брелок "С любовью из Югры" Техника выполнения: акрил, пластик
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«ДШИ им. А.М.Кузьмина»
Урок: Подвеска-брелок "С любовью из Югры"
Техника выполнения: акрил, пластик
Автор: преподаватель
отделения изобразительных искусств
Балыгина Светлана Олеговна
г. Мегион, 2023 г.
Тема: Подвеска-брелок «С любовью из Югры»
(с включением регионального компонента)
Техника выполнения: акрил, пластик;
Учебный предмет: Прикладная композиция, 5Б класс;
Цель: Выполнить роспись брелка и продолжить знакомство обучающихся с культурой коренных народов севера.
Задачи:
Обучающие:
- научить аккуратно, наносить рисунок при работе с шаблоном на акриловую заготовку;
- научить детей разгадывать символику и кодировку национального орнамента;
- закрепить умение и навыки украшать предметную форму (подвеска-брелок), используя элементы хантыйских орнаментов;
Воспитывающие:
- приобщать к культуре народов севера по средствам художественного творчества, расширять их представление о жизни и культуре народов Югры;
- воспитывать уважение и любовь к родному краю;
- воспитание чувства гармонии цветов в тёплой и холодной гамме в композиционной творческой работе.
- открытие своеобразия, красоты и характера техники.
Развивающие:
- развивать творческое воображение, фантазию, формировать знания о народах, населяющих Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, их культуру и искусство;
- развивать эстетический вкус и творческое воображение;
- сформировать представление о видах и формах современного декоративного искусства;
Оборудование для педагога:
Оформление стенда современными текстильными изделиями (футболка, сумка-шоппер, брелок) с элементами орнаментального строя народов севера.
Примеры композиций, выполненных данным способом;
Шаблоны в масштабе 1:1: «Солнце», «Крест», «Олень», «Кедровая шишка», «Лягушка», «Жук», «Глухарка сна», «Змея».
Оборудование для обучающихся:
Прозрачная круглая, пластиковая заготовка подвеска-брелок, фурнитура для подцепа;
Скотч малярный (бумажный);
Маркеры акриловые;
Стаканчик для воды;
Кисть;
Лак акриловый (глянцевый);
Организация рабочего места:
Рабочее место обучающегося организуется заранее.
Структура занятия:
1.Вводная беседа — 2 мин.,
2.Объяснение нового материала — 5 мин.;
3.Практическая часть:
- Объяснение задания на самостоятельную работу - 5 мин.;
- Самостоятельная работа — 25 мин.,
4. Итог занятия – 3 мин.;
Объяснение нового материала:
До наших дней дошли своеобразные элементы языческой культуры – узоры и орнаменты народов ханты и манси. Изображения этих мотивов доказывают своеобразное видение мира северных народов. В этих орнаментах они выражали свои нравственные и эстетические идеалы. Ведь нужно быть мужественным, чтобы жить на этой земле, иметь щедрое сердце, чтобы любить суровый север.
Узоры народов севера были не только украшением одежды, но и считались священными символами. Такие священные орнаменты применяли для изготовления ритуальных поясов, варежек, шапок. Предметы с их изображением предназначались для духов-покровителей. В священных узорах таится некая сила, заряд энергии для очищения предмета, на котором они изображены.
Обратимся к шаблону, который представлен у каждого обучающегося на рабочем месте. Девять священных орнаментов разберем их более детально.
Священный орнамент «солнце» связан с дарительницей силы, энергии для поддержания земной жизни.
«Глухарка сна» смысл данного изображения в том, что глухарка является вместилищем души человека во время сна и удерживает ее на одном месте, оберегает сон, следит за тем, чтобы душа отдыхала.
«Крест» - оберег от дурного глаза;
Узор «олень» символизирует землю, «наполненную оленями». По смыслу, если человек имеет большое количество «рогатых оленей», то он защищен дважды: во-первых, это материальное благополучие (теплая одежда, еда), во-вторых, он всегда имеет возможность принести жертву и тем самым получить расположение бога.
«Жук» - символ связи с предками;
«Лягушка» также выполняет функции оберега, направленного дать здоровье и долголетие. Известен обычай почитания лягушки, «между кочек живущей женщины», «прыгающей женщины», которая способна дарить семейное счастье.
«Кедровая шишка» - символ хантыйского человека;
«Змея» защищает от недугов. Этот орнамент почитается в связи с тем, что змей считают косами Казымской богини*. Змеи способны «высосать болезнь», и их изготавливали в случае тяжелого недуга.
Стоит отметить, что в орнаментах прослеживается определенный колорит: коренные жители умело объединяют природные цвета меха с яркими, контрастными цветами (зеленым, красным, желтым).
Примерные вопросы:
- Перечислите, какие цвета используются во флаге Югры?
Ответ: Синий, зеленый, белый;
- Какое имеют значение синий, зелёный и белый цвет?
Ответ: Цвет в культуре народов ханты и манси также имеет символическое значение: синий – реки и озера, зеленый – цвет тайги, белый – цвет снега.
- Дайте понятие термину «орнамент»?
Ответ: «Орнамент» - это узор, который состоит из повтора или чередования элементов;
- Какие еще вы знаете орнаменты народов севера?
Ответ: «Выдра», «бобёр», «соболь» и т.д.
Практическая часть:
Определяемся с выбором наиболее понравившегося священного орнамента народов ханты и манси из представленных девяти образцов. При помощи бумажного скотча фиксируем пластиковую заготовку к образцу, центруем по отверстию для кольца. Определяемся с цветовой палитрой орнаментальной росписи. Начинаем обводку по контору орнамента. После того, как предварительный рисунок композиции нанесен, заполняем контурное пространство, во время росписи используем графические приёмы точка, линия, пятно.
Создание брелка с региональным компонентом позволяет выполнить совершенно не похожие друг на друга изделия, и создать неповторимую дизайнерскую задумку. По завершению росписи, тонким слоем покрываем акриловым лаком для фиксации. Затем преподаватель при помощи инструментов к расписанной заготовке крепит подвес и фурнитуру. Подвеска-брелок «С любовью из Югры» готов!
Самостоятельная работа:
В процессе работы происходит индивидуальная работа с обучающимися.
Итог занятия:
В конце занятия расписанное изделие располагаются так, чтобы все могли посмотреть и оценить работы друг друга, кладутся на стол, или вывешиваются. Высказывается мнение о каждой работе, что получилось и над чем ещё нужно работать.
Ребята, вы сегодня показали себя как настоящие дизайнеры. У всех получились хорошие работы, у каждого художника по-своему интересные композиции, цветовые решения.
Предлагаю выразить рефлексию по уроку!
Вы сегодня выполнили изделие, которое не купишь в магазине, такое изделие только у вас.
Спицына Любовь Ивановна
Балыгина Светлана Олеговна
Куприянова Светлана Павловна
Горбачёва Марина Юрьевна