Поэтапный сценарий урока литературы: Актуальность комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Поэтапный сценарий урока «Актуальность комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Оргмомент.
Какой сейчас урок?
Что мы читаем на уроке литературы?
Кто автор комедии?
Назовите главных героев комедии.
Что мы делали на прошлом уроке?
Когда Грибоедов написал комедию?
Целеполагание.
Комедия «Горе от ума» была написана Грибоедовым в 1824 году. С тех пор прошло почти 200 лет, но мы по – прежнему читаем и изучаем это произведение. Зачем современному человеку читать произведение, которое было написано так давно?
О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Какие слова в теме нашего урока вам незнакомы (непонятны)?
Что мы хотим узнать?
Что нам нужно делать, чтобы это узнать? Прочитайте план нашей работы.
Что мы уже умеем делать? Что не умеем?
Значит, что мы хотим научиться делать нового?
Что нам поможет этому научиться?
Зачем нам это нужно?
Анализ конфликта.
С чего мы начнём нашу работу?
Что такое конфликт?
Какие герои участвуют в конфликте?
Что значит анализировать конфликт?
С чего начался конфликт между Чацким и Фамусовым?
Как Чацкий относится к службе? Почему? Подтвердите цитатами.
Как Фамусов относится к службе? Почему? Подтвердите цитатами.
О чём ещё спорят герои?
Как Чацкий относится к обучению, чтению? Почему? А Фамусов? Почему?
Какое отношение к Москве у Чацкого? Почему? У Фамусова? Почему?
Какое отношение к моде на иностранцев у героев? Почему оно разное?
Как герои относятся к инакомыслию? Почему?
Что Чацкий говорит о крепостном праве в России? Почему? А Фамусов? Почему?
Как можно назвать конфликт героев?
Могут ли Чацкий и Фамусов помириться? Почему?
Характеристика героев в паре.
Чтобы доказать, что герои слишком разные, давайте дадим им характеристику, но не с помощью цитат, а с помощью прилагательных и существительных.
Что такое характеристика?
Как мы будем работать?
Что вам нужно сделать?
Какие определения для характеристики ещё можно добавить? Почему?
Формулировка проблем.
Мы выяснили, что Чацкий и Фамусов слишком разные люди. Но в чём они похожи? О чём они оба думают? Какие вопросы их волнуют?
Эти вопросы важны не только для Чацкого и Фамусова, но и для самого Грибоедова. Вопрос, который очень важен для автора произведения, называется проблемой.
Говорим правильно: автор поднимает проблему, автор затрагивает проблему, автор обращает внимание на проблему.
Чтобы правильно сформулировать проблему, нужно использовать Родительный падеж.
Проблема (чего?) ………………….
Например, проблема одиночества, проблема равнодушия, проблема отношения к природе.
От вашего умения правильно формулировать проблему зависит и то, насколько успешно вы напишете экзаменационное сочинение.
Вернёмся к вопросам, о которых спорили герои комедии. Сейчас мы попробуем из этих вопросов сформулировать проблемы.
Итак, Чацкий честно относится к службе, ему не нужно чинов и денег, он хочет служить Родине бескорыстно. Значит, как называется эта проблема?
Герои спорят о том, нужно ли заниматься наукой, читать, учиться. Это какая проблема?
Мы сказали, что Чацкий недоволен Москвой, потому что она не меняется, а изменения очень нужны России. Это какая проблема?
Чацкому не нравится мода на всё иностранное. Почему? К какой проблеме приводит эта мода?
Мы выяснили, что Фамусов боится инакомыслия, а Чацкий приветствует его, он считает, что каждый должен честно и открыто выражать своё мнение. Как называется эта проблема?
Мы видим, что герои по – разному относятся к крепостному праву. Какую проблему поднимает этот спор?
Все эти проблемы вместе образуют проблематику комедии. Что такое проблематика? Проблематика - это совокупность (несколько) проблем, поднятых автором.
Посмотрите ещё раз на нашу тему и цель нашей работы. Что мы хотели узнать? Удалось ли нам это?
Исследование ситуации в группе.
Что значит исследовать? - Наблюдать, сравнивать, делать выводы.
В нашей таблице «Конфликт Чацкого и Фамусова» осталась последняя пустая колонка. Как вы думаете, о чём она?
Я предлагаю вам вместе обсудить, существует ли каждая из этих проблем сейчас, в современной России? Как проявляется сейчас каждая из этих проблем?
Опорные вопросы.
Проблема честного и бескорыстного отношения к службе.
Есть ли в нашей стране люди, которые относятся к службе так же, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб? Как вы думаете, кого сейчас больше: таких, как Фамусов, или таких, как Чацкий?
Проблема образования.
Много ли мы читаем? Многие ли из нас хотят заниматься наукой? Кого среди нас больше: таких, как Фамусовых, или таких, как Чацкий?
Проблема реформирования общества.
Есть ли в нашей стране коррупция? Кумовство? Все ли соблюдают законы? Нужно ли нам что – то менять?
Проблема сохранения русского языка и культуры.
Знаем ли мы хорошо свой родной язык? Какой язык сейчас в моде?
Проблема свободы слова.
Мы всегда открыто и честно говорим о проблемах или молчим?
Проблема социального неравенства.
Есть ли в нашей стране очень бедные и очень богатые люди? Это хорошо или плохо?
Можно ли сказать, что проблемы, которые поднимал Грибоедов, существуют и сейчас? Такие проблемы называются актуальными. Актуальность - современность, важность проблем сейчас, в наше время.
Рефлексия.
Посмотрите ещё раз на нашу тему и цель. Что мы узнали сегодня? Чему научились?
Что случилось через год после написания комедии «Горе от ума»? Почему произошло восстание декабристов?
Что будет, если не решать эти проблемы сейчас?
Давайте вернёмся к главному вопросу урока, который я задала вам ещё в начале: Зачем современному человеку читать произведение, которое было написано так давно?
Общий вывод урока: проблемы, поднятые в комедии «Горе от ума» существуют и сейчас. Автор предупреждает нас: если не решать проблемы, в обществе может быть конфликт, революция, социальный взрыв.
Оцените каждый свою работу на уроке.
Домашнее задание.
Написать сочинение «Проблема, которая важна для Грибоедова и для меня» с опорой на памятку.
_____________________________________________________________________________________
План урока:
Анализировать конфликт героев.
Работать с цитатной характеристикой.
Составлять описательную характеристику (в паре)
Формулировать проблемы комедии.
Исследовать ситуацию (в группе).
Подводить итоги.
Распечатки на доску:
Как ставить цель своей работы.
Описательная характеристика.
Проблемный вопрос.
Термины: проблема, проблематика, актуальность. Говори правильно!
Распечатки для ребят:
Цитатная характеристика Чацкого, Фамусова (у каждого)
Вопросный план для исследования (одна на группу)
Памятка для написания сочинения (для каждого)
Распечатки для гостей:
Технологическая карта
Цитатная характеристика
Вопросный план для группы
Памятка для написания сочинения
Памятка для написания сочинения «Проблема, которая важна для Грибоедова и для меня».
Порядок работы над сочинением:
Выбери из списка проблем ту проблему, которая тебе интересна и важна.
Проблема честного и бескорыстного отношения к службе;
Проблема образования;
Проблема реформирования общества;
Проблема сохранения русского языка и культуры;
Проблема свободы слова;
Проблема социального неравенства.
Начни сочинение так:
А.С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» поднимает (затрагивает, обращает внимание на) проблему ……………………. . Для автора эта проблема была очень важна (почему?)……………
3. Далее составляй предложения с опорой на вопросы:
Как относится к этой проблеме Чацкий? Докажи цитатой (цитатами)
Как относится к этой проблеме Фамусов? Докажи цитатой (цитатами)
Как относишься к этой проблеме ты? Почему?
*Как проявляется эта проблема в современной России? Приведи 2- 3 примера из реальной жизни.
*Как ты думаешь, что будет, если не решать эту проблему?
**Как, на твой взгляд, можно решить эту проблему? Предложи свои способы решения.
Примечание.
Цитировать героев комедии можно с помощью:
- прямой речи (Чацкий утверждал (считал, полагал, говорил): «Служить бы рад, прислуживаться тошно»);
- косвенной речи (Чацкий утверждал (считал, полагал, говорил), что он служить бы рад, прислуживаться тошно);
- вводных слов (по мнению Чацкого, надо служить, а не прислуживаться).
2. Используй в своём сочинении слова: на мой взгляд, с моей точки зрения, по моему мнению.
Как оценивается сочинение?
«5» ставится, если ты ответил на все вопросы, включая сложные вопросы 4*, 5* и 6**.
«4» ставится, если ты ответил на все вопросы, кроме 6**.
«3» ставится, если ты ответил только на вопросы 1-3.
Оценка за грамотность ставится отдельно (по русскому языку).
Вопросы для исследовательской работы.
Проблема честного и бескорыстного отношения к службе.
Есть ли в нашей стране люди, которые относятся к службе так же, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб? Как вы думаете, кого сейчас больше: таких, как Фамусов, или таких, как Чацкий?
Проблема образования.
Много ли мы читаем? Многие ли из нас хотят заниматься наукой? Кого среди нас больше: таких, как Фамусовых, или таких, как Чацкий?
Проблема реформирования общества.
Есть ли в нашей стране коррупция? Кумовство? Все ли соблюдают законы? Нужно ли нам что – то менять?
Проблема сохранения русского языка и культуры.
Знаем ли мы хорошо свой родной язык? Какой язык сейчас в моде?
Проблема свободы слова.
Мы всегда открыто и честно говорим о проблемах или молчим?
Проблема социального неравенства.
Есть ли в нашей стране очень бедные и очень богатые люди? Это хорошо или плохо?
Вопросы для исследовательской работы.
Проблема честного и бескорыстного отношения к службе.
Есть ли в нашей стране люди, которые относятся к службе так же, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб? Как вы думаете, кого сейчас больше: таких, как Фамусов, или таких, как Чацкий?
Проблема образования.
Много ли мы читаем? Многие ли из нас хотят заниматься наукой? Кого среди нас больше: таких, как Фамусовых, или таких, как Чацкий?
Проблема реформирования общества.
Есть ли в нашей стране коррупция? Кумовство? Все ли соблюдают законы? Нужно ли нам что – то менять?
Проблема сохранения русского языка и культуры.
Знаем ли мы хорошо свой родной язык? Какой язык сейчас в моде?
Проблема свободы слова.
Мы всегда открыто и честно говорим о проблемах или молчим?
Проблема социального неравенства.
Есть ли в нашей стране очень бедные и очень богатые люди? Это хорошо или плохо?