Урок литературы в 6 классе «Поэтические образы и картины природы в стихотворениях сургутских поэтов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46
с углублённым изучением отдельных предметов
Урок по теме: «Поэтические образы и картины природы в стихотворениях сургутских поэтов», 6 класс
Фомина Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
г.Сургут, 2023
ПАСПОРТ УРОКА
Название разработки | Урок родной (русской) литературы | | ||
Предмет | Родная литература (русская) | | ||
Тема урока | «Поэтические образы и картины природы в стихотворениях сургутских поэтов» | | ||
Класс | 5А | | ||
Тип урока | Интегрированный урок: обобщение с изучением нового материала с применением технологии веб-квеста | | ||
Цель урока | Познакомить учащихся со стихотворениями сургутских поэтов о родной природе; расширить представление обучающихся о русской лирике, включающей в себя тему родной природы; научить извлекать полезную информацию из различных источников, в т. ч. сети Интернет; развивать навыки выразительного чтения стихотворного текста, навыки устной речи, навыки анализа стихотворений; | | ||
Этапы урока Систематизации и обобщения знаний и умений | Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. Обобщение и систематизация знаний Применение знаний и умений в новой ситуации Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Рефлексия (подведение итогов занятия) | | ||
Планируемые результаты УУД | Предметные результаты: -знать особенности стихотворной речи, ее отличия от прозаической; -выразительно читать, анализировать стихотворение, опираясь на мировоззрение автора, на понимание его нравственных убеждений объясняя значение художественных образов, ключевых слов и понятий; -знать определение лирики, понятия лирический герой, пейзажная лирика, ритм, рифма, строфа; -знать особенности интонирования (логические ударения, смысловые и ритмические паузы); -формулировать связные ответы. Метапредметные результаты регулятивные: -понимать смысл и цель анализа лирического произведения; анализировать собственные действия для достижения результата; -анализировать качество собственного ответа; коммуникативные: -участвовать в коллективном обсуждении; связывать информацию, обнаруженную в произведении, со знаниями из других источников -композиционно грамотно формулировать высказывание в соответствии с заданной темой; -различать в устном ответе вид и цель высказывания: тезис - доказательство-вывод | | ||
| | Личностные результаты: -проявлять познавательный интерес к цели и способам решения учебной задачи; -стремиться самостоятельно приобретать знания; -совершенствовать навыки выразительного чтения и комментирования художественного произведения сопоставления его с личным опытом; -совершенствовать речевые умения, стремиться проявлять творчество в решении поставленной задачи; -объективно оценивать результат труда; -совершенствовать культуру речи; | ||
| Педагогические технологии | Технология веб-квест, метод наглядного обучения, частично-поисковой, репродуктивно-поисковой, проблемный, словесно- наглядный, дистанционные технологии, проблемная ситуация, самостоятельная работа, развивающие и дидактические игры, работа со словарём. | ||
| Ф.И.О. разработчика | Фомина Светлана Владимировна | ||
| Должность | Учитель русского языка и литературы | ||
| Год разработки | 2023 |
Конспект урока
Поэтические образы и картины природы в стихотворениях сургутских поэтов.
Тип урока: интегрированный: обобщение с изучением нового материала.
Технология: веб-квест
Цели урока:
1) обучающая: познакомить учащихся со стихотворениями сургутских поэтов о родной природе; расширить представление обучающихся о русской лирике, включающей в себя тему родной природы
2) развивающая: извлекать полезную информацию из различных источников, в т. ч. сети Интернет; развивать навыки выразительного чтения стихотворного текста, навыки устной речи, навыки анализа стихотворений;
3) воспитательная: воспитывать любовь к поэзии, к Родине и родной природе.
Оборудование урока:
ноутбуки, проектор, репродукции картин художников-пейзажистов; портреты Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова; аудиозаписи фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года», С. Рахманинов "Рапсодия на тему Паганини, 18 вариация", литературоведческие словари, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс», учебник, тетрадь, презентация (Приложение 1)
Время урока: 45 мин.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Слово учителя
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас пройдет необычный урок в форме веб- квеста. Что такое веб- квест? Попробуйте сами определить значение этого слова. Отгадайте загадку:
Есть такая сеть на свете
Ею рыбу не поймать.
В неё входят даже дети,
Чтоб общаться и играть.
Информацию находят,
И чего здесь только нет!
Как же сеть ту называют?
Ну, конечно, ИНТЕРНЕТ!
Интернет - международная (всемирная) компьютерная сеть. Слово
ВЕБ в переводе с английского языка означает СЕТЬ.
А английское слово QUEST означает ПОИСК, ПРИКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, веб- квест – поиск в Интернете.
Слово учителя.
Мы знаем, что существует четыре времени года. И у каждого времени года свои энергии. Древние учили: «Всегда следуй за энергиями времен года». Что за окном, то же происходит и в нашем теле.
Люди-удивительные существа планеты Земля- постоянно развиваемся, учимся новым знаниям, осваиваем науки, ремесла. И живем мы в таком же не менее удивительном, постоянно меняющемся мире, живом и прекрасном. Необходимо находиться с природой в постоянном взаимодействии.
Существует терапия времен года.
Весна- Расцветающее дерево. Расцвет, развитие, рост природы и сил человека начинается весной, с приходом стихии дерева.
Лето. Воспринимай все сердцем. Главная стихия лета – огонь. Энергия огня помогает развить качества выше земных и небесных.
Осенью природа очищается. Деревья сбрасывают листья, а зверьки – меняют шкурки, стихию земли сменит стихия металла.
С наступлением зимы приходит стихия этого времени года – вода. Энергия воды поможет укрепить внутреннюю силу, которая заключена в мягкости: «Вода мягкая, а точит камень», «Стань подобным воде», «Бери за образец воду» - учили древние.
В природе – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, писателей, композиторов, и, конечно же, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться. И только внимательному зрителю и слушателю откроется много удивительного, загадочного и прекрасного. Только тогда нам станет понятен таинственный и неповторимый язык родной природы. Мир вокруг нас кажется постоянным и неизменным, но это лишь иллюзия. На самом деле окружающая нас природа постоянно меняется, обновляется. Стоит лишь присмотреться.
А теперь подумайте над темой сегодняшнего урока.
Учитель.
Природа - одна из вечных тем мирового искусства. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. На протяжении нескольких уроков мы беседовали о некоторых русских поэтах XIX века, которые в своих стихотворениях восхваляли родные леса, поля, луга, а также птиц и зверей. Все времена года прошли перед нами в стихах Пушкина, Ники Тютчева, Фета, Рубцова.
Обращение к эпиграфу.
Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку.
Когда напевают закаты в реке,
И сосны вздыхают, и шепчут кусты,
Кто землю поймет на родном языке?
Кто, если не я?
Кто, если не ты? (Л Щипахина)
Учащиеся озвучивают тему урока. Запись темы на доске и в тетрадях. Постановка цели учащимися. Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, опираясь на опорные слова, учитель корректирует.
Опорные слова:
Узнать…
Научиться…
Совершенствовать умение…
Цель: познакомиться со стихотворениями сургутских поэтов о природе, научиться анализировать лирическое произведение, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений.
2. Роли и задания веб-квеста (Приложение 2).
Маршрутные листы (Приложение 3)
Памятки «Полезный сундучок» (Приложение 4)
Учащиеся знакомятся с ролями квеста и выбирают ту, которая им интереснее.
Учитель раздает группам маршрутные листы и далее выполняет роль консультанта
Самостоятельная работа обучающихся в группах согласно маршруту:
- Распределяют роли (1-2 мин.)
- Исследуют Интернет-ресурсы, извлекают полезную информацию из предложенных источников, в т.ч. собственных мобильных (Приложение 5) 10 мин
Оформляют материал в виде фрагментов «лоскутного одеяла» (3-5 мин.)
- Размещают на доске готовые продукты – лоскутки «одеяла»
- Защищают работу (2-3 мин).
Во время защиты остальные группы внимательно слушают выступление одноклассников с целью постижения материала и формулировки вопросов по теме.
- Стоят забор Тома Сойера (на полосках цветной бумаги записывают вопросы каждой группе, из которых «вырастает» забор) – 2-3 мин.
- Отвечают на вопросы, заданные группе (представители каждой группы вытаскивают из забора свои шпалерки-вопросы, обозначенные цветом группы, и отвечают на них) – 2 мин.
3. Изучение нового материала.
Учитель:
- Год начинается с зимы. Зима – чудесное время года. Белоснежное покрывало из блестящего снега, неповторимые узоры на окнах, морозный воздух. Поэты не могли не заметить удивительной красоты зимней природы.
1.Слово группе «Зима»
Биограф
http://suhanovread.slib.ru/o-poete биография Петра Суханова
petr_suhanov.pptx биография Петр Суханова
Мастер художественного слова
Стихотворение читает И. Смоктуновский
Литературоведы
о поэзии Петра Суханова
Художники
- Каменев «Зимняя дорога»
- Каменев «Зимний пейзаж»
Учитель:
- Как вы думаете, удалось ли поэту передать нам эти удивительные картины?
Аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года» или Вивальди «Времена года».
Физминутка
Мы пройдемся по дорожке.
Чтобы отдохнуть немножко,
Мы пройдемся по дорожке.
Но дорожка не простая –
Нас от парт не отпускает.
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперед, другой – вперед,
А потом наоборот.
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
Образ весны в русской поэзии
2.Слово группе «Весна»
Биограф
https://ugralit.okrlib.ru/authors/sochihin-nikon-nikolay-vasilevich биография Никона Сочихина
http://www.poemsonalltimes.ru/poety-surguta/nikon-sochixin биография Никона Сочихина
Мастер художественного слова
http://teatr.audio/plescheev-aleksey-vesna
Стихотворение о весне читает И. Смоктуновский
Литературоведы
osnova_21_16_7982.pdf о поэзии Никона Сочихина
Художники
Левитан «Март»
Учитель:
Да, это весна, которая приходит вслед за зимой. С этим временем года связано пробуждение природы и человека, это символ чистоты, обновления, начала чего-то нового.
Образ лета в русской поэзии
Учитель: Отгадайте загадку и назовите время года:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я — …
(Лето)
Учитель:
3.Слово группе «Лето»
Биограф
http://www.xn----ctbefbczlwdjbuk9m.xn--p1ai/node/85 биография Александры Лазаревой
Мастер художественного слова
Стихотворение читает И. Смоктуновский
Литературоведы
https://ok.ru/video/3725368430948 встреча с Александрой Лазаревой в Сургуте
http://literklubisety.ucoz.com/fles/files2/lazareva2.pdf стихи Александры Лазаревой
Художники
https://funforkids.ru/art/summer/summer087.jpg А. Рылов «Полевая рябинка»
https://clck.ru/34MbFZ А. Пластов «Летом»
Любую художественную картину, нарисованную красками или словесно, можно не только увидеть, но и услышать, и почувствовать. В ней есть свои неповторимые звуки и запахи.
Звуки: шум от крыльев улетающих уток, звон колокольчика, пробудились рыбаки, песни птиц, песня пахаря.
Запахи: утренней свежести, прохлады, близкого водоема, запах цветущих трав.
Образ осени в русской поэзии
4. Слово группе «Осень»
Биограф
https://ugralit.okrlib.ru/authors/smetanin-sergey-egorovich биография Сергея Сметанина
Мастер художественного слова
http://teatr.audio/plescheev-aleksey-vesna
Стихотворение читает И. Смоктуновский
Литературоведы
https://stihi.ru/2012/01/09/4774 о поэзии Сергея Сметанина
http://lib.a-grande.ru/smetanin.php стихи Сергея Сметанина
Художники
https://clck.ru/34MbHt Поленов «Золотая осень»
http://i1150.photobucket.com/albums/o617/redsvn/slide/slide-levitan.jpg
- И. Левитан «Золотая осень»
6. Рефлексия.
Учитель: Я начинаю предложение, а вы продолжаете:
Вопросы для рефлексии урока:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Я выполнял задания…
4. Я понял, что…
5. Теперь я могу…
6. Я почувствовал, что…
7. Я приобрел…
8. Я научился…
9. У меня получилось …
10. Я смог…
11. Я попробую…
12. Меня удивило…
13. Урок дал мне для жизни…
14. Мне захотелось…
7. Подведение итогов, выставление оценок.
Учитель:
Стихи открывают для нас с вами красоту нашего родного края, они учат нас быть внимательными к миру, который нас окружает, учат понимать язык природы. Поэзия – прекрасный мостик, связывающий человека с миром прекрасного. Этот мир может быть закрыт, но он обязательно откроется человеку, который умеет слушать и слышать, человеку, который стремится увидеть прекрасное
Как напутствие, прослушайте стихотворение о природе Ольги Короленко (Приложение 6)
8. Домашнее задание.
1.Разгадать кроссворд: (http://puzzlecup.com/?guess=5AEE01DEA07CA4AU ).
Изобразитель-выразительные средства
2. Сыграть в игру. (http://LearningApps.org/display?v=p51um58w215 )
Писатели 19 века о родной природе
Приложение 1
Презентация «Поэтический Сургут»
Приложение 2
Описание процесса выполнения задания
1. Организуйте работу команды в зависимости от выбранной роли.
2. Изучите список интернет-ресурсов.
3. Составьте план поиска информации по своей роли.
4. Исследуйте информационные ресурсы.
5. Обсудите результаты исследования в команде.
6. Отберите нужную информацию.
7. Подготовьте отчёт в зависимости от задания. Будьте готовы ответить на вопросы класса и учителя.
Роли и задания веб-квеста.
«Биографы»
Вы выбрали роль биографов. Ваша задача – найти информацию с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Подготовить информацию о сургутском поэте Сергее Сметанине.
Ответьте на вопросы:
Где родился и провел своё детство будущий писатель?
Что обусловило большую любовь писателя к родным краям?
Какое образование получил С. Сметанин?
Как началась его писательская деятельность?
Какие темы в литературе привлекли Сметанина в начале творческого пути?
Отчётное задание: работу можно оформить в виде сообщения, презентации.
2. Мастера художественного слова
1.Прослушайте актерское чтение стихов о родной природе. Определите, чем понравилось вам исполнение и почему.
2.Подумайте, при помощи чего актеру удается передать замысел автора стихотворения.
3. Прочитайте выбранное стихотворение наизусть
Отчётное задание: выразительное чтение наизусть
3. Литературоведы
1.Познакомьтесь со стихотворением сургутского поэта. Определите общее и индивидуальное в изученных произведениях по теме.
2. Заполните маршрутный лист, проанализировав по схеме, с учетом художественно-изобразительных средств языка.
Отчётное задание: работу можно оформить в виде сообщения, заполненного маршрутного листа.
4 . «Художники»
1.Рассмотрите картины русских художников-пейзажистов. Выберите те из них, которые созвучны стихам русских поэтов данному времени года.
2.Попробуйте создать свой рисунок, посвященный вашему времени года.
Как удалось художникам передать образ природы, (графика - живопись, краски, фон, настроение и т. д).
Отчётное задание: работу можно оформить в виде сообщения, рисунка.
Приложение №3
Маршрутный лист
Автор, название | Тема | Картины, образы, нарисованные в стихотворении Мысли и чувства автора | Основная мысль | Худ. средства | Какое впечатление произвело стихотворение | Вывод: что объединяет творчество поэта со стихами русских поэтов о природе и Родине |
| | | | | | |
Приложение 4
«Полезный сундучок»
План анализа лирического стихотворения:
Каково настроение стихотворения, меняется ли оно по ходу текста?
Сколько в стихотворении частей, как они взаимосвязаны?
Назовите главные образы стихотворения, способы их создания. (изобразительно-выразительные средства языка, их роль)
Каков смысл названия стихотворения? Как в нём выражается позиция автора?
Понятия
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
От слова «пейзаж» произошло название жанра лирики – пейзажная.
«Сравнение» – сопоставление одного предмета или явления с другим, имеющими общие признаки с первым (А как Б).
«Эпитет» - (гр.сл – приложение) – образное слово, определяющее, характеризующее какое-то свойство предмета или явления.
«Метафора» - (гр.сл. - перенос) – употребление слов в переносном значении для определения предмета или явления на основе сходства значения, уподобления.
«Олицетворение» - перенесение человеческих качеств или черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.
Тексты стихов сургутских поэтов
Петр Суханов. Сургутская зима
Зима по всем по правилам
Взялась и за Сургут!..
Машины, как фонарики,
по улицам
снуют…
Стальные кони в силе,
Дорога
хороша…
Белым-бела Россия,
светлым-светла душа!..
Как будто бы к застолью
снега приглашены –
метельное раздолье
в четыре стороны…
Деревни и деревья
в сугробах до небес,
морозной акварелью
мир разукрашен весь!..
Мне радостно и грустно…
И я схожу с ума,
когда приходит
русская
сургутская зима!
Александра Лазарева
Кончилось лето, холодное лето,
Школьники-дети собрались гурьбой,
Держат цветы, рюкзаки и конфеты,
Страх перед новым, отбросив долой.
Вновь задрожат под тугими дождями
Ветки деревьев, желтея листвой.
Странники-птицы на юг улетая,
Как на параде, построятся в строй.
Люди, намокнув, спешат на работу,
Скинуть охапку одежды сырой.
Восемь часов погруженных в заботу,
Мрачно корпея над светлой мечтой.
Творчество осенью кутают тени –
Тонкой души раздирающий вой.
Пушкин и Лермонтов, Блок и Есенин,
Я вспоминаю стихи их порой
И погружаюсь в осеннюю дрёму,
Тихо беседуя лично с собой:
"Кончилось лето, холодное лето,
Можно остаться у Вас на постой?"
Сергей Сметанин. Осенний час
Здравствуй, здравствуй, пора несравненная!
Нежный взор поредевшего сада!
Мне приятно твое настроение,
Золотые дары листопада.
Полушалки рябины багряные,
Ветерка торопливые жесты
И под вопли ворон полупьяные
Робкий танец березки-невесты.
Я в кольце переменчивой прелести:
Мне милы эти посвисты птичьи!
Зря зима напрягла свои челюсти
В вожделенье законной добычи.
Так наивны луны очертания
В сонном блеске мерцающей лужи!
Как пленительны слов излияния —
Как признанья в любви неуклюжи!
Никон Сочихин
Пусть снова вьюга злится,
И леденеет даль,
Но клюнула синица
О голубой хрусталь.
И смотрит день с улыбкой,
Как тетушка сосна
Качает солнца зыбку,
А в зыбке той — весна.
Еще не скоро лето,
Не слышно, не зови.
Еще за морем где-то
Зимуют соловьи.
И все ж светлеют лица,
И розовеет даль,
И клюнула синица
О голубой хрусталь.
Приложение №5
Интернет-ресурсы для работы в группах
1.Слово группе «Зима»
1. Пазл
Биограф
Мастер художественного слова
Стихотворение читает И. Смоктуновский
Литературоведы
Художники
2.Слово группе «Весна»
1. Пазл
Биограф
Мастер художественного слова
Стихотворение о весне читает И.Смоктуновский
Литературоведы
osnova_21_16_7982.pdf о поэзии Никона Сочихина
Художники
3.Слово группе «Лето»
1. Пазл
Биограф
Биография Александры Лазаревой
Мастер художественного слова
Стихотворение читает И.Смоктуновский
Литературоведы
Встреча с Александрой Лазаревой в Сургуте
Художники
4. Слово группе «Осень»
1.Пазл
Биограф
Мастер художественного слова
Стихотворение читает И.Смоктуновский
Литературоведы
Художники
Приложение 6
Стихотворение О природе Ольга Короленко
О как божественна природа на планете!
Так ослепляет взор ее краса
Зимою, осенью, весной и жарким летом,
Что хочется взлететь под небеса!
И горы, и моря, леса и реки,
И радуга, и звёзды, и заря –
Всё создано для блага человека,
Всё на земле и под водой не зря.
Вот только мы, порой, не замечаем,
Что каждый листик и цветок неповторим,
Глаза на это чудо закрываем,
Куда-то вечно в суете спешим.
Мы, люди, часто так неблагодарны,
Не ценим то, что есть, и не храним,
Уничтожаем грубо и бездарно,
О будущем подумать не хотим.
А ведь природа нам ошибок не прощает,
И катаклизмами ответный ход дает.
Никто из нас, наверняка, не знает,
Что будет с нами завтра, что нас ждёт.
И если б каждый, кто живёт на этом свете,
Берёг природу, и её ценил,
То непременно б каждый атом на планете
Нам, в благодарность, молодость продлил...