Поиск своего Пушкина

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 им. А.С.Пушкина»

Клинова Елена Ивановна, учитель истории

Как знакомить учащихся разных возрастных категорий с жизнью и творчеством А. С.Пушкина, каждый педагог решает по-своему, каждый видит свой путь к поэту, используя как традиционные, так и современные инновационные технологии. Один из путей – привлечение ребят к учебно – исследовательской работе. Некоторые считают, что исследованиями, связанными с жизнью или творчеством А.С.Пушкина, могут заниматься только те ученики, которые увлекаются литературой.

Это ошибочное мнение!

Кто – то может исследовать путешествия А.С.Пушкина и составить карту этих путешествий. Это исследование для любителей географии. А можно создать карту путешествий его героев! А тема может звучать так: «Образ Дороги как важнейший элемент поэтики Пушкина»

Можно предложить тему, в рамках Экономики. Например, «Экономическая наука и А.С.Пушкин»

Терминология, существующая и используемая в современной теории налогообложения полностью соответствует строкам Пушкина в «Сказке о попе и его работнике Балде» - термины недоимка, порядок взимания, штрафные санкции – все прописано у А.С.Пушкина очень точно.

А, кроме того - В своем произведении «Скупой рыцарь» Пушкин показывает, что накопительная функция денег не должна быть единственной и осуждает лежащие мертвым грузом деньги.

Сравнение хозяйственных навыков двух помещиков в повести «Барышня-крестьянка», или сравнение мелкого и неэффективного хозяйства с большим имением в романе «Дубровский» - Пушкин показывает необходимость эффективного управления.

Эпоха – два десятилетия XIX века – получила наименование пушкинской эпохи.

Потому что всё, что осталось от неё так или иначе связано с Пушкиным, с его судьбой и его поэзией. С Пушкиным вошёл в отечественную литературу и новый герой, - город Петербург.

Каким он был? Как изменялось отношение к Петербургу Александра Сергеевич?

 «Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия»

Но когда Пушкин говорит о том Петербурге, который видит каждодневно, о Петербурге 30-х годов он находит иные слова: «Город пышный, горд бедный, дух неволи, стройный вид. Свод небес зелёно-бледный, скука, холод и гранит» 

Эту идею можно использовать для исследования любителям техносферы.

А любителям такой науки, как физика, можно напомнить, что в творческом наследии А.С. Пушкина есть    замечательные поэтические образы и находки, где ярко и безошибочно отражены физические явления.

Ведь некоторые сказочные небылицы, воспетые А. С. Пушкиным, стали реальностью и  связаны с физикой.

Например:

«Зеркальце» – телевизор;

Полеты Руслана в воздухе – самолеты;

Живая и мертвая вода в поэме “Руслан и Людмила” – реальные лекарства

Пушкин и наука - две вещи несовместные?

Темы могут звучать так:

Научное предвиденье поэта

Лекарственные препараты, их назначение и использование в произведениях А.С.Пушкина.

«А.С. Пушкин и наука его времени»

Сорок седьмой номер "Аргументов и фактов" за 1991 год вышел с сенсационным заявлением на первой странице о тайных кодах Пушкина. Статья именовалась "Пушкин - российский пророк". С претензией на мировую сенсацию газета писала о тайных архивах "философских таблицах" и математических моделях развития человечества, якобы, оставленных Пушкиным атаману Д. Кутейникову. Может кто-то из ребят раскроет или попробует исследовать эту тайну?

Те учащиеся, которые тяготеют к изучению флоры и фауны, тоже могут участвовать в исследовательской деятельности, связанной с творческим наследием А.С.Пушкина.

Например, в течение многих веков на Востоке как символ, иносказание использовался селам — язык цветов, способ выражения мыслей и чувств, при помощи растений и их сочетаний.

Символика растений занимает существенное место в поэтическом творчестве Пушкина, особенно в период юности и молодости. «Язык Флоры» помогает ему выразить в одном-двух словах порой целую гамму образов, понятных современникам.

А если все- таки, литература, то интересной может быть такая тема: «Связь времен… А.С.Пушкин и А.А.Ахматова»

Целью исследовательской работы, может быть: определение истинной роли поэтического наследия А.С. Пушкина в становлении «таинственного песенного дара» А.А. Ахматовой.

Е. Евтушенко, в стихах, посвященных памяти А.А. Ахматовой писал:

Она связала эти времена

В туманно-теневое средоточье,

И если Пушкин – солнце, то она

В поэзии прибудет белой ночью…

Если расположить стихи А.Пушкина и А.Ахматовой в определенном порядке, можно построить целую повесть с множеством мизансцен, перипетий, действующих лиц, случайных и неслучайных происшествий.

Математика и поэзия. Что роднит их, казалось, на первой взгляд они такие разные… А что, если «ученики-математики» выяснят, насколько прослеживалась связь творчества с точной наукой математикой в литературном процессе А. С. Пушкина.

У каждого человека, от мала до велика, есть свой Пушкин. Пусть он будет и у наших учеников. А путь к великому поэту может начаться с исследовательской работы в рамках любимого учебного предмета.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересно, заинтересовалась, появились задумки!

17 February 2017

Может быть, работа сама по себе интересна, но она не соответствует теме конкурса, на который представлена ("Вводный урок")

17 March 2017

Спасибо! Учту при дальнейшей работе на сайте.

22 March 2017