Поиск своего Пушкина
Поиск своего Пушкина
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 им. А.С.Пушкина»
Клинова Елена Ивановна, учитель истории
Как знакомить учащихся разных возрастных категорий с жизнью и творчеством А. С.Пушкина, каждый педагог решает по-своему, каждый видит свой путь к поэту, используя как традиционные, так и современные инновационные технологии. Один из путей – привлечение ребят к учебно – исследовательской работе. Некоторые считают, что исследованиями, связанными с жизнью или творчеством А.С.Пушкина, могут заниматься только те ученики, которые увлекаются литературой.
Это ошибочное мнение!
Кто – то может исследовать путешествия А.С.Пушкина и составить карту этих путешествий. Это исследование для любителей географии. А можно создать карту путешествий его героев! А тема может звучать так: «Образ Дороги как важнейший элемент поэтики Пушкина»
Можно предложить тему, в рамках Экономики. Например, «Экономическая наука и А.С.Пушкин»
Терминология, существующая и используемая в современной теории налогообложения полностью соответствует строкам Пушкина в «Сказке о попе и его работнике Балде» - термины недоимка, порядок взимания, штрафные санкции – все прописано у А.С.Пушкина очень точно.
А, кроме того - В своем произведении «Скупой рыцарь» Пушкин показывает, что накопительная функция денег не должна быть единственной и осуждает лежащие мертвым грузом деньги.
Сравнение хозяйственных навыков двух помещиков в повести «Барышня-крестьянка», или сравнение мелкого и неэффективного хозяйства с большим имением в романе «Дубровский» - Пушкин показывает необходимость эффективного управления.
Эпоха – два десятилетия XIX века – получила наименование пушкинской эпохи.
Потому что всё, что осталось от неё так или иначе связано с Пушкиным, с его судьбой и его поэзией. С Пушкиным вошёл в отечественную литературу и новый герой, - город Петербург.
Каким он был? Как изменялось отношение к Петербургу Александра Сергеевич?
«Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия»
Но когда Пушкин говорит о том Петербурге, который видит каждодневно, о Петербурге 30-х годов он находит иные слова: «Город пышный, горд бедный, дух неволи, стройный вид. Свод небес зелёно-бледный, скука, холод и гранит»
Эту идею можно использовать для исследования любителям техносферы.
А любителям такой науки, как физика, можно напомнить, что в творческом наследии А.С. Пушкина есть замечательные поэтические образы и находки, где ярко и безошибочно отражены физические явления.
Ведь некоторые сказочные небылицы, воспетые А. С. Пушкиным, стали реальностью и связаны с физикой.
Например:
«Зеркальце» – телевизор;
Полеты Руслана в воздухе – самолеты;
Живая и мертвая вода в поэме “Руслан и Людмила” – реальные лекарства
Пушкин и наука - две вещи несовместные?
Темы могут звучать так:
Научное предвиденье поэта
Лекарственные препараты, их назначение и использование в произведениях А.С.Пушкина.
«А.С. Пушкин и наука его времени»
Сорок седьмой номер "Аргументов и фактов" за 1991 год вышел с сенсационным заявлением на первой странице о тайных кодах Пушкина. Статья именовалась "Пушкин - российский пророк". С претензией на мировую сенсацию газета писала о тайных архивах "философских таблицах" и математических моделях развития человечества, якобы, оставленных Пушкиным атаману Д. Кутейникову. Может кто-то из ребят раскроет или попробует исследовать эту тайну?
Те учащиеся, которые тяготеют к изучению флоры и фауны, тоже могут участвовать в исследовательской деятельности, связанной с творческим наследием А.С.Пушкина.
Например, в течение многих веков на Востоке как символ, иносказание использовался селам — язык цветов, способ выражения мыслей и чувств, при помощи растений и их сочетаний.
Символика растений занимает существенное место в поэтическом творчестве Пушкина, особенно в период юности и молодости. «Язык Флоры» помогает ему выразить в одном-двух словах порой целую гамму образов, понятных современникам.
А если все- таки, литература, то интересной может быть такая тема: «Связь времен… А.С.Пушкин и А.А.Ахматова»
Целью исследовательской работы, может быть: определение истинной роли поэтического наследия А.С. Пушкина в становлении «таинственного песенного дара» А.А. Ахматовой.
Е. Евтушенко, в стихах, посвященных памяти А.А. Ахматовой писал:
Она связала эти времена
В туманно-теневое средоточье,
И если Пушкин – солнце, то она
В поэзии прибудет белой ночью…
Если расположить стихи А.Пушкина и А.Ахматовой в определенном порядке, можно построить целую повесть с множеством мизансцен, перипетий, действующих лиц, случайных и неслучайных происшествий.
Математика и поэзия. Что роднит их, казалось, на первой взгляд они такие разные… А что, если «ученики-математики» выяснят, насколько прослеживалась связь творчества с точной наукой математикой в литературном процессе А. С. Пушкина.
У каждого человека, от мала до велика, есть свой Пушкин. Пусть он будет и у наших учеников. А путь к великому поэту может начаться с исследовательской работы в рамках любимого учебного предмета.
Устинова Валентина Ивановна
Хлюпина Татьяна Леонидовна
Клинова Елена Ивановна