12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Клинова Елена Ивановна81
учитель истории
Россия, Карелия респ., Петрозаводск

Поиск своего Пушкина

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 им. А.С.Пушкина»

Клинова Елена Ивановна, учитель истории

Как знакомить учащихся разных возрастных категорий с жизнью и творчеством А. С.Пушкина, каждый педагог решает по-своему, каждый видит свой путь к поэту, используя как традиционные, так и современные инновационные технологии. Один из путей – привлечение ребят к учебно – исследовательской работе. Некоторые считают, что исследованиями, связанными с жизнью или творчеством А.С.Пушкина, могут заниматься только те ученики, которые увлекаются литературой.

Это ошибочное мнение!

Кто – то может исследовать путешествия А.С.Пушкина и составить карту этих путешествий. Это исследование для любителей географии. А можно создать карту путешествий его героев! А тема может звучать так: «Образ Дороги как важнейший элемент поэтики Пушкина»

Можно предложить тему, в рамках Экономики. Например, «Экономическая наука и А.С.Пушкин»

Терминология, существующая и используемая в современной теории налогообложения полностью соответствует строкам Пушкина в «Сказке о попе и его работнике Балде» - термины недоимка, порядок взимания, штрафные санкции – все прописано у А.С.Пушкина очень точно.

А, кроме того - В своем произведении «Скупой рыцарь» Пушкин показывает, что накопительная функция денег не должна быть единственной и осуждает лежащие мертвым грузом деньги.

Сравнение хозяйственных навыков двух помещиков в повести «Барышня-крестьянка», или сравнение мелкого и неэффективного хозяйства с большим имением в романе «Дубровский» - Пушкин показывает необходимость эффективного управления.

Эпоха – два десятилетия XIX века – получила наименование пушкинской эпохи.

Потому что всё, что осталось от неё так или иначе связано с Пушкиным, с его судьбой и его поэзией. С Пушкиным вошёл в отечественную литературу и новый герой, - город Петербург.

Каким он был? Как изменялось отношение к Петербургу Александра Сергеевич?

 «Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия»

Но когда Пушкин говорит о том Петербурге, который видит каждодневно, о Петербурге 30-х годов он находит иные слова: «Город пышный, горд бедный, дух неволи, стройный вид. Свод небес зелёно-бледный, скука, холод и гранит» 

Эту идею можно использовать для исследования любителям техносферы.

А любителям такой науки, как физика, можно напомнить, что в творческом наследии А.С. Пушкина есть    замечательные поэтические образы и находки, где ярко и безошибочно отражены физические явления.

Ведь некоторые сказочные небылицы, воспетые А. С. Пушкиным, стали реальностью и  связаны с физикой.

Например:

«Зеркальце» – телевизор;

Полеты Руслана в воздухе – самолеты;

Живая и мертвая вода в поэме “Руслан и Людмила” – реальные лекарства

Пушкин и наука - две вещи несовместные?

Темы могут звучать так:

Научное предвиденье поэта

Лекарственные препараты, их назначение и использование в произведениях А.С.Пушкина.

«А.С. Пушкин и наука его времени»

Сорок седьмой номер "Аргументов и фактов" за 1991 год вышел с сенсационным заявлением на первой странице о тайных кодах Пушкина. Статья именовалась "Пушкин - российский пророк". С претензией на мировую сенсацию газета писала о тайных архивах "философских таблицах" и математических моделях развития человечества, якобы, оставленных Пушкиным атаману Д. Кутейникову. Может кто-то из ребят раскроет или попробует исследовать эту тайну?

Те учащиеся, которые тяготеют к изучению флоры и фауны, тоже могут участвовать в исследовательской деятельности, связанной с творческим наследием А.С.Пушкина.

Например, в течение многих веков на Востоке как символ, иносказание использовался селам — язык цветов, способ выражения мыслей и чувств, при помощи растений и их сочетаний.

Символика растений занимает существенное место в поэтическом творчестве Пушкина, особенно в период юности и молодости. «Язык Флоры» помогает ему выразить в одном-двух словах порой целую гамму образов, понятных современникам.

А если все- таки, литература, то интересной может быть такая тема: «Связь времен… А.С.Пушкин и А.А.Ахматова»

Целью исследовательской работы, может быть: определение истинной роли поэтического наследия А.С. Пушкина в становлении «таинственного песенного дара» А.А. Ахматовой.

Е. Евтушенко, в стихах, посвященных памяти А.А. Ахматовой писал:

Она связала эти времена

В туманно-теневое средоточье,

И если Пушкин – солнце, то она

В поэзии прибудет белой ночью…

Если расположить стихи А.Пушкина и А.Ахматовой в определенном порядке, можно построить целую повесть с множеством мизансцен, перипетий, действующих лиц, случайных и неслучайных происшествий.

Математика и поэзия. Что роднит их, казалось, на первой взгляд они такие разные… А что, если «ученики-математики» выяснят, насколько прослеживалась связь творчества с точной наукой математикой в литературном процессе А. С. Пушкина.

У каждого человека, от мала до велика, есть свой Пушкин. Пусть он будет и у наших учеников. А путь к великому поэту может начаться с исследовательской работы в рамках любимого учебного предмета.

Опубликовано


Комментарии (3)

Устинова Валентина Ивановна, 17.02.17 в 13:39 0Ответить Пожаловаться
Интересно, заинтересовалась, появились задумки!
Хлюпина Татьяна Леонидовна, 17.03.17 в 09:20 0Ответить Пожаловаться
Может быть, работа сама по себе интересна, но она не соответствует теме конкурса, на который представлена ("Вводный урок")
Клинова Елена Ивановна, 22.03.17 в 11:41 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Учту при дальнейшей работе на сайте.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.