Выступление «Тема, поиск, исследование…»

0
0
Материал опубликован 13 April 2019

 Тема, поиск, исследование…

(Создание поисково-исследовательских работ на материалах

Школьного музея Воинской Славы)

В нашей школе сложилась добрая традиция: каждый год группа школьников выбирает тему нового поиска в рамках экспедиции «Моя малая Родина – Тольятти» и разрабатывает его маршрут. Тему предстоящего поиска подсказывают экспонаты и материалы школьного музея.

Так тему исследовательской работы «Жил такой парень…» подсказали письма Семенова Серафима Ефремовича, которые хранятся в музее в большом количестве, а об их авторе мало что было тогда известно. На одной из экскурсий письмами Семенова С.Е., а написаны они были на пожелтевших от времени листочках бумаги: в клетку, линейку, на клочке оберточной бумаги, листке из нотной тетради, заинтересовался, тогда ученик 8 класса, Уперчук Роман, он и решил поподробнее узнать об их авторе, его судьбе. Все эти письма в 2005 году передала в музей воспитательница подшефного детского сада, тогда бабушка одного из учащихся нашей школы, младшая сестра Серафима Ефремовича, Нина Ефремовна Григорьева (Семенова). Мы поддерживали с ней постоянную связь, и одобрили желание Ромы взяться за это исследование.

С чего начинается поиск? Вначале мы с мальчиком разработали план сбора материалов – это и встреча с родной сестрой Серафима Ефремовича, и поиск информации о тех битвах, в которых участвовал и погиб герой, о месте захоронения солдата, его могиле, о том, как сегодня сохраняется память о нем.

Затем набросали наметки будущей работы и стали наполнять ее содержанием. Еще раз перечитали письма, составили вопросы, на которые не нашли в них ответов, их можно было получить только при личной встрече с Ниной Ефремовной.

И вот мы в гостях у Григорьевой (Семеновой) Н.Е. – младшей сестры Серафима. Как она рада нам, ведь память о младшем брате, которую так бережно передают из поколения в поколение в семье, интересной оказалась не только им. Она очень подробно ответила на все наши вопросы, показала и дала для работы некоторые семейные фотографии, документы и еще письма. Все это потом пригодилось.

В результате этого поиска была создана хорошая исследовательская работа. Ее автор 15-летний юноша приобрел новый социальный опыт. Закрепил свои навыки и умения работы с информационными технологиями. Но особенно значимыми для нас, как для педагогов стали строки из заключения работы Романа: «Много на войне было несправедливости и сама война жестока! Этому молодому парню тоже хотелось жить, любить, радоваться, быть счастливым. Но ему выпало идти на смерть и, погибнуть. Он был чуть постарше меня! Страшно ли было ему? А как бы я повел себя на его месте?.. На все ответ один, страшно умирать (это естественное чувство человека), но на войне, в армии нужно выполнять приказ - это твоя обязанность, твоя работа, твой долг. Вот так они – солдаты Великой Отечественной войны выполняли свой долг - защищали Родину!» ради этих мыслей можно и нужно было проводить поиск.

А также мы установили место захоронения Серафима Ефремовича, и в копии работы о письмах брата, которую мы подарили Нине Ефремовне, поместили карту с указанием точного места и фотографией могилы брата, то, что она не видела и не знала. В годовщину Победы Роман рассказал о своем поиске ученикам 8-х классов, презентовал ее перед ветеранами войны, перед воспитанниками детского сада. Мы пополнили фонды музея новым исследованием, а самое главное – приобщили к героическому прошлому далекое от войны поколение современных подростков.

В год 65- летия снятия блокады Ленинграда, наш музей воинской славы пополнился документами и вещами старейшей блокадницы Данилиной Агафьи Артемьевны. Их нам передала ее племянница Овчинова Надежда Фадеевна, у которой Агафья Артемьевна прожила свои последние 14 лет жизни. Вот они и стали темой для другого исследования. Особый интерес у членов лекторской группы вызвала сумка блокадницы с документами: трудовая книжка, справка о смерти сестры, ее маленькой дочери датированная апрелем 1942 года. Листая пожелтевшие страницы и читая записи, удивились и задумались: 31 год на одном заводе, самоотверженный труд в блокадные дни. Вот тогда и решили, больше узнать об этом удивительном человеке, простой русской женщине из российской глубинки (она была из Пензенской области села Колесовка).

После тщательного изучения трудовой книжки, других документов и фото, представленных в музее, прошли встречи с семьей племянницы Овчиновой Н.Ф. Она рассказала нам историю семьи Данилиных и особо подробно остановилась на судьбе всеми любимой «тети Гали», так называли все родственники Агафью Артемьевну. В дар музею, были переданы еще экспонаты: рукоделия Данилиной А.А, предметы быта (чайная пара, сахарница, щипчики для сахара, пережившие блокаду).

Историю завода и его участие в Великой Отечественной войне нам помогли узнать интернет ресурсы.

Так была создана работа учащейся 11 класса на XI всероссийский конкурс «Человек в истории. XX век» номинация «История семьи», «Блокадница Агафья. (Жизненный путь А.А. Данилиной).

Автор исследования Щавель Анастасия сделала правильный вывод о том, что нравственные ценности: доброта, сострадание, милосердие, воспитанные семьей способствуют проявлению лучших человеческих качеств не только в мирное время, а особенно в годы тяжелых испытаний. Можно надеяться, что и в будущем, при создании своей семьи она учтет полученные уроки.

Материалы, собранные при создании работы пополнили музейные фонды и активно используются при проведении мероприятий, посвященных блокадному Ленинграду.

А идею написания поисково-исследовательской работы «Прекрасное пробуждает доброе» принесла традиционная экскурсия в Немецкий культурный центр «Возрождение» учащихся 10 класса. Вот как об этом вспоминают сами авторы: « Услышали прекрасные стихи с музыкальным сопровождением.

Счастье. Оно во всем - сумей его найти: И в сизой дымке поутру в лесной тиши, и в розовом снегу на широченных лапах ели, и в зовах иволги - лесной свирели, и в звонком треньканье капели, оно стучится дятлом в дверь, внимай ему, внимай и ... верь. Прекрасные строки о счастье, кто их автор? Оказалось, что они принадлежат перу Эдвина Фрицлера имя которого мы здесь услышали тоже впервые. Кто этот человек, как его судьба связана с нашим городом, почему такие стихи мало известны широкому кругу читателей? Нам захотелось поподробнее узнать об авторе, о его судьбе…» Мы поддержали интерес девочек, и началась работа. Пути поиска пролегли в НКЦ «Возрождение», в Детскую школу искусств имени Балакирева, в НКЦ г. Похвистнево. Это были разные встречи, интервью, с бывшими учениками, коллегами-педагогами, коллегами-композиторами. Завуч школы им. Балакирева Колеватых Светлана Ивановна подарила диск с записью юбилейного вечера, посвященного 100-летию Э.Ф. Фрицлера. Благодаря новейшим информационным технологиям были получены из Германии фото - документы из семейного архива и воспоминания младшей дочери Фрицлера Ирины. Обобщенный и систематизированный материал был представлен на конкурс в номинации «Тольятти культурный».

Презентация исследования прошла в с. Зольное совместно с концертом ДШИ имени Балакирева для тружеников тыла, проживающих в поселке 17 мая 2014 года. Диски с работой мы подарила Немецким культурным центрам городов Тольятти, Похвистнево, Самара и школе им. Балакирева.

В 2014-2015 учебном году, пройдя маршрутом «Тольятти. Проезд Дорофеева», учащиеся 7-а класса Исмаилова Севиндж, Жаворонков Дмитрий, Расторгуева Юлия поставили перед собой цель: изучить историю проезда Дорофеева города Тольятти, поселка Шлюзовой и установить справедливость по отношению к памяти подвига героя России, нашего земляка Ф.И. Дорофеева. Почему появилась идея этого маршрута? В фондах музея есть работа выпускников прошлых лет о Ф. Дорофееве, но мы решили ее доработать и самое главное, в преддверии 70-лети Победы вернуть семье героя его награды. В ходе экспедиции ребята:

исследовали фронтовую биографию стрелка-радиста Великой Отечественной войны Дорофеева Федора Ивановича, имя которого носит проезд в поселке Шлюзовой;

изучили материалы переписки, воспоминаний, историческую хронику боевого пути Дорофеева Ф. И.;

собрали материал в школьный музей и оформили стенд о солдате войны;

обратились с письмом в Городскую думу г. Тольятти с предложением об увековечивании памяти Ф.И. Дорофеева.

Узнав много нового, ребята теперь могут поделиться этими знаниями и своими впечатлениями со всеми. Этот материал поможет нынешним и будущим ученикам школы, их родителям, новым учителям школы получить краткую краеведческую информацию о проезде Дорофеева и о подвиге героя.

Вопрос о создании в городе памятной доски герою сейчас обсуждается в Городской Думе. На сегодняшний день, мы знаем, что семья получила документы, подтверждающие награждение своего родственника звания героя России.

Хорошо, что в школах  есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Ты в музей пришёл не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни.

Прикоснись к чужой судьбе  и жизни,

Подвигам отцов ты поклонись.

Так же научись служить Отчизне,

Чтоб прожить достойно свою жизнь!

Пусть в музей тропа не зарастает,

Пусть мужает наша детвора,

Пусть быстрее каждый осознает:

Завтра вырастает из вчера.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.