12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тиминова Светлана Леонидовна175
Россия, Кировская обл., Яранск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
5

Мастер-класс «Поиск решения»



Мастер - класс «Поиск решения».

Каждая проблема имеет решение.

Единственная трудность заключается в том,

чтобы его найти

Эвви Неф

Эти слова американского журналиста очень подходят к теме моего мастер-класса, который я посвящаю второму этапу проблемного урока – поиску решения. Вспомним все этапы проблемного урока.

I. Постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока.

II. Поиск решения – открытие субъективно нового знания.

III. Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме.

IY. Реализация продукта – представление продукта учителю и классу.

Уважаемые коллеги, как вы думаете, в чём цель данного этапа?

Учитель помогает ученикам открыть новое знание.

Организую это открытие тремя путями.

1) Подводящий к знанию диалог без проблемы

2) Подводящий к знанию диалог от проблемы

3) Побуждающий к гипотезам диалог

Рассмотрим каждый путь.

   1 и 2 пути поиска решения учебной проблемы короткие и прямые как стрела - это подводящий к знанию диалог: от проблемы

без проблемы

Они представляют собой систему посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к открытию нового знания. Только, идя по 2 пути, учитель любым методом обеспечивает постановку учебной проблемы, а по 1 пути этот этап урока пропускается вообще.

Пройдём одним из путей. Урок математики в 1 классе по теме «Переместительное свойство сложения».

Выйдите, пожалуйста, в 1 группу те, у кого красные жетоны на которых, а во 2 группе те, у кого жёлтые жетоны.

-Сколько человек в первой группе? ( 3)

-Сколько человек во второй группе? (2)

-Сколько всего?

-Как сосчитали?

-Поменяйтесь местами.

-А теперь, сколько человек в 1 группе?(2), а во второй (3)

-Сколько всего?

-Как сосчитали?

-Обратите внимание на слайд, что изменилось в выражениях? (слагаемые поменялись местами).

-А сумма? (не изменилась).

-Какой можно сделать вывод? (от перестановки слагаемых, значение суммы не изменяется)

- Была ли учебная проблема? (Нет)

-Значит, какой путь поиска решения мы прошли?

Совершенно верно, 1 путь - подводящий диалог без проблемы

Рассмотрим следующий путь. Урок русского языка. Тема «Правописание разделительного ъ». Надеюсь на вашу активную помощь, уважаемые коллеги.

Образуйте имена существительные с корнем –езд-, с помощью приставок.(показываю)

вы-, пере-, про-. (Появляются на слайде)

Выезд

Переезд

проезд

А теперь образуйте с этим же корнем слова, используя приставки

об-, под-, с-.

объезд

подъезд

съезд

-Почему я не могу соединить части этих слов?

(нарушается произношение)

-Поэтому эти слова пишутся так (появляется на слайде)

-Какая буква разделяет части слова? (Ъ)

-Где именно в слове пишется разделительный ъ? (в середине слова, после приставки)

-Сравните приставки первого и второго столбиков.

-Так, где в слове пишется разделительный Ъ? (после приставок, оканчивающихся на согласную букву.)

-А с какой буквы начинается корень? (С гласной буквы е).

-Значит, когда в слове пишется разделительный ъ? (после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквой е).

-Кроме буквы е, могут быть другие буквы.

-Посмотрите на слайд, а ещё, перед какими буквами пишется разделительный Ъ?

Значит, когда в слове пишется разделительный ъ?

Составьте схему правила.

Проверьте. (на слайде)

Итак, уважаемые коллеги, каким путём мы пришли к открытию новых знаний?

- Молодцы! Это был 2 путь - подводящий диалог от проблемы.

Путь 3 (самый сложный, но наиболее эффективный) - побуждающий к гипотезам диалог.

Этот путь включает в себя два разных шага.

Выдвижение гипотезы (догадки, предположения).

Проверка гипотезы.

Существует два разных варианта выдвижения и проверки гипотез на уроке: последовательный и одновременный. В первом случае гипотезы выстраиваются в очередь, сначала выдвигается и проверяется одна, потом другая. Во втором случае, гипотезы выдвигаются все сразу, скопом и только потом дело доходит до проверки.

Давайте разберём на конкретном примере. Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Состав почвы?»

На первом этапе «Постановка учебной проблемы» подвела к вопросу:

-Почему почву называем кормилицей?

(В ней есть вещества, необходимые, для жизни животных и растений).

Как сказал Леонардо да Винчи: «Знания, не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок», поэтому проверим путём экспериментов, какие вещества входят в состав почвы. Уважаемые участники, эксперименты проводим по инструкции, соблюдая правила тб, которые записаны под инструкцией синим цветом. По ходу эксперимента будем составлять схему, для этого, после каждого опыта, нужно выбрать рисунок, который подходит к эксперименту и прикрепить на доске.

-Итак, разберём, какие вещества необходимы для живых организмов, есть в почве.

-Что необходимо всем живым организмам для дыхания? (воздух)

-Проверим, есть ли в почве воздух.

-Уважаемые участники, инструкция и оборудование на столе можете приступать. (инструкция на экране, я комментирую)

(Выполняют каждый опыт по очереди и делают вывод, на слайде появляется вывод, я делаю вывод, когда прикрепляют рисунок к доске)

Опыт 1

Положите в стакан с водой небольшой комок почвы. Наблюдайте, что происходит. Сделайте вывод.

Вывод: Если положить в стакан с водой небольшой комок почвы, то пойдут пузырьки, значит __________________(в почве есть воздух.)

-Хорошо. Размешайте почву в стакане стеклянной палочкой и оставьте для следующего эксперимента.

-Что необходимо всем живым организмам для питья? (вода)

-Проверим путём эксперимента, есть ли в почве вода.

-А как это проверить? (при нагревании вода превращается в пар).

Повторим правила техники безопасности. Нагревая пробирку, держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону и от самого себя, и от соседей. (показываю) Можете приступать.

Опыт 2.

Наберите немного почвы в пробирку и нагрейте? Что наблюдаете? сделайте вывод.

Вывод: Если набрать немного почвы в пробирку и нагреть ее. Мы видим, что стенки пробирки запотели. Значит _________ (в почве есть вода.)

-Что необходимо всем живым организмам для питания? (Питательные вещества)

-Животные питаются готовыми органическими веществами, а растения, где берут органические вещества? (сами образуют)

Этот процесс называется фотосинтез.

-Из каких веществ растения образуют органические вещества? (из минеральных)

-А их где берут? (в почве)

-Как проверить, что в почве есть минеральные соли ?

Соблюдаем правила техники безопасности. Предметное стекло держим над пламенем пробиркодержателем в верхней части пламени.

Опыт 3.

Размешайте почву с водой стеклянной палочкой. Профильтруйте раствор. Что видите на фильтре? Поместите несколько капель прозрачного фильтрата на предметное стекло и выпарите. Что наблюдаете?

На предметном стекле пятно – это минеральные соли.

Вывод: Профильтруем воду, капнем несколько капель прозрачного фильтрата на предметное стекло и выпарим. На стекле, после выпаривания воды остался белый налёт – это минеральные соли.

-А как растения образуют из минеральных солей органические? (в процессе фотосинтеза)

-А много ли в почве солей? (Мало)

-Как образуются в почве соли? (в результате перегнивания животных и растительных остатков).

-Значит, что есть в почве, необходимое для питания растений? (перегной)

-Проверим, есть ли перегной в почве. Соблюдаем правила техники безопасности при нагревании пробирки. При выяснении запаха веществ не подносите пробирку близко к лицу. Для ознакомления с запахом, нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу. (показываю)

Опыт 4.

Положите почву в стакан с водой, размешайте Что всплывает на поверхность? Сделайте вывод.

Вывод: на поверхность всплывают растительные и животные остатки, значит в почве есть перегной________________( перегной-продукт гниения растительных и животных остатков.

Опыт 5.

Посмотрите на стакан, в котором размешали почву с водой. Обратите внимание на осадок. Что можете сказать?

Вывод: Если размешать почву в стакане и дать воде успокоиться, то можно наблюдать что вода стала мутной, а на дне стакана мы видим ____________________ песок и глину. (прикрепляют к доске)

В ходе эксперимента мы составили схему, где указан состав почвы.

-Являются ли эти вещества необходимыми для обитания живых организмов в почве? (Да)

-Какой вывод можно сделать? (В почве могут обитать живые организмы).

C7 «Какой вариант выдвижения и проверки гипотез я использовала?»

Правильно, выдвижение и проверка гипотез проводилась последовательно. Мы прошли третий путь поиска решения, который является самым сложным.

В данном случае, я продемонстрировала использование на уроке метапредметных тем «рисунок и схема»

Мы рассмотрели все три способа поиска решения.

Вышеназванные методы показывают, что общепедагогическая технология проблемного диалога реализуется на любой ступени обучения и во внеурочной деятельности, способствует развитию познавательной активности школьников, что является одним из ведущих компонентов учебной и исследовательской деятельности.

Кроме того, проблемный диалог позволяет достичь метапредметных и личностных результатов.

1.Регулятивные – умение решать проблемы

2.Коммуникативные – вести диалог

3.Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы

4.Личностные – формирование нравственной оценки ситуации.

Таким образом, технология проблемного диалога является эффективным средством реализации ФГОС
Мастер-класс
PPT / 2.22 Мб

Приложение
DOCX / 23.59 Кб

инструкции
DOCX / 15.22 Кб

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Старшов Михаил Александрович, 14.09.17 в 16:06 0Ответить Пожаловаться
Это почему же нет откликов на такую актуальную работу? А можно спросить, как понять фразу: "Выйдите, пожалуйста, в 1 группу те, у кого красные жетоны на которых, а во 2 группе те, у кого жёлтые жетоны"?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.