учебно-методическая разработка учебно-исследовательской направленности «Покормите птиц зимой»
«Проекты, исследования, кейсы,
как средство формирования
метапредметных результатов обучающихся начальных классов»
учебно-методическая разработка учебно-исследовательской направленности
Задание 1.
Макет/сценарий занятия учебно-исследовательской направленности.
Название | "Покормите птиц зимой" представляет собой исследование образа жизни и поведения птиц зимой. | |||
Время и жанр встречи
| учебное исследование | |||
Возраст участников (класс) | 9-10 (3-4 класс) | |||
Ресурсное обеспечение | ПК, ноутбуки, планшеты, принтер, документ-камера, камера телефона или фотоаппарат, энциклопедии, блокноты-наблюдения | |||
Этапы (виды работ) и время (в минутах) |
| Действия участников (школьников) | ||
Этап 1 Подготовка к проведению учебного исследования: Проблемно-поисковая работа – осуществление поиска информации. На 1 этапе : 1.собрать и изучить материал о кормушках и корме для птиц; (используют различные источники информации) (45 мин) | Деление детей на 3 группы по 4 человека. Помощь в предоставлении информации при составлении плана исследовательской работы, учитель помогает определить актуальность данного исследования, цель, задачи и выдвинуть гипотезу. Помогает организовать деятельность занятия наводящими вопросами, подходит к каждой группе и ведет контроль и Координирует работу детей, наблюдает за работой группы. | Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем и в совместно либо самостоятельно определяют актуальность данного исследования, ставят цель и обозначают задачи исследования. Выдвигают гипотезу : если каждый человек не останется равнодушным, смастерит кормушку и регулярно будет подкармливать птиц, то птиц, погибающих от холода, станет зимой меньше. сбор и обработка информации, придерживаясь плана, составленного вместе с учителем. Распределение обязанностей в группе (кто-то ищет информацию 2 человека, остальные записывают) Делают выписки в блокноты, делают конспекты в заметках … | ||
Этап 2. Деятельностно – обучающий Наблюдение, анализ собранного материала На 2 этапе: 2.изучить птиц, посещающих кормушку возле школы(дома) 3.проанализировать особенности различных кормушек и посещаемость их птицами; 4.провести наблюдения: какой корм любят птицы;
(45 мин) | Учитель совместно с учениками выходят на улицу для реализации дальнейшего учебного исследования по изучаемой теме. Учитель ведёт диалог с детьми и помогает детям подвести итоги наблюдения, если имеются затруднения. | Ребята, изготавливали кормушки в прошлом году , в этом году они заранее проверили наличие корма в кормушках для дальнейшего наблюдения. И наблюдали в течении 4 дней. Выходят с целью провести наблюдение за птицами, которые посещают кормушку и за тем, какой корм они едят. И проанализировать особенности различных кормушек и посещаемость их птицами. Фиксируют свои наблюдения на камеру и выводы записывают в блокнотах-наблюдения. Итоги наблюдения: Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц! Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть только мелкие и ловкие птицы! Если начал подкармливать птиц, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм! Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом! По возможности корм должен быть защищён от непогоды! Кормушку необходимо регулярно чистить! Предпочтения птиц в корме Вывод: синицы большее предпочтение отдали салу, но не отказались от хлеба и зерна. Воробьи наоборот предпочитали больше хлеб и зерно, а сало практически не клевали». Дата Температура воздуха Кол-во птиц Какие птицы прилетали 18.01 -41° 2 2 воробья 19.01 -38° 5 1 синица, 4 воробья 20.01 -39° 4 1 синица, 3 воробья 21.01. -42° 2 2 воробья 23.01. -40° 3 3 воробья 24.01. -39° 4 4 воробья Вывод: все птицы запоминают место, где они кормились и прилетают туда вновь. В холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Совместно с учителем подводят итоги и разрабатывают правила ухода за кормушкой и то, чем и как нужно кормить птиц зимой. | ||
Этап 3. Оформление результатов исследования и представление публике На 3 этапе: 5. сделать выводы. (45 мин.) | Учитель помогает ребятам с помощью наводящих вопросов совместного исследования и направляет деятельность детей при подведении итогов исследования. | Таким образом, гипотеза в проекте подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность. Заключение Проведя наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы: Чтобы помочь зимой птицам, надо знать какие птицы зимуют и чем они кормятся? Зима для оседлых птиц – период жёсткого выживания. Как правильно организовать подкормку птиц зимой? Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать ещё с лета, заготавливая корм. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха и тепло ей под пухом и перьями. 15 января - самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц. |
Задание 2.
Проведите самоэкспертизу своего сценария, используя таблицу.
Материалы оформите табличным образом.
Этапы (шаги) учебной ситуации | Что организационно и содержательно делает педагог на каждом шаге работы в плане организации исследовательской/проектной деятельности учащихся | Что делают школьники на каждом этапе урока в плане освоения норм и методов исследовательской деятельности. |
Этап 1. Проблемно-поисковая работа – осуществление поиска информации. | Делит детей на 3 группы по 4 человека. Используя метод цветных стикеров. Помогает в предоставлении информации при составлении плана исследовательской работы, наводит вопросами к целеполаганию исследования определить актуальность данного исследования, цель, задачи и выдвинуть гипотезу. поддерживает их познавательный интерес беседой Выполняет контроль и координирует работу детей, наблюдает за работой группы. Координирует работу детей, наблюдает за деятельностью обучающихся, поддерживает их познавательный интерес беседой и наводящими вопросами по теме исследования. Курирует все группы детей по исследованию темы. | Участвуют в диалоге с учителем и в совместно либо самостоятельно определяют актуальность данного исследования, ставят цель и обозначают задачи исследования. Выдвигают гипотезу : Собирают и обрабатывают используемую информацию, придерживаясь плана, составленного вместе с учителем. Распределение обязанностей в группе (кто-то ищет информацию 2 человека, остальные записывают) Делают выписки в блокноты, делают конспекты в заметках … |
Этап 2. | | |
Деятельностно – обучающий Наблюдение, анализ собранного материала | Сопровождает для исследования на улицу для реализации дальнейшего учебного исследования по изучаемой теме. Обеспечивает оборудованием и необходимым инструментарием. Учитель ведёт диалог с детьми и помогает детям подвести итоги наблюдения, если имеются затруднения. Совместно с учителем подводят итоги и разрабатывают правила ухода за кормушкой и то, чем и как нужно кормить птиц зимой Координирует работу детей, наблюдает за деятельностью обучающихся, поддерживает их познавательный интерес беседой и наводящими вопросами по теме исследования. | Изготавливали кормушки в прошлом году , проверили наличие корма в кормушках И наблюдали Выходят провести наблюдение за птицами, которые посещают кормушку и за тем, какой корм они едят. И проанализировать особенности различных кормушек и посещаемость их птицами. Фиксируют свои наблюдения выводы записывают в блокнотах-наблюдения. прилетает больше пернатых гостей. Совместно с учителем подводят итоги и разрабатывают правила ухода за кормушкой и то, чем и как нужно кормить птиц зимой. |
Этап 3. | | |
Оформление результатов исследования и представление публике | Помогает ребятам и направляет деятельность детей при подведении итогов исследования. Курирует все группы детей по исследованию темы. | Проводят наблюдения, делают выводы и фиксируют в блокнотах наблюдения, каждая группа готовит выступление по итогам своих наблюдений. Выступают перед одноклассниками демонстрируя результаты своей работы посредством изготовления плакатов, презентации, сценки и т.д (по желанию) |
| | |