Политическая элита г. Копейска в постсоветский период: социально-демографические характеристики
Политическая элита города Копейск в постсоветский период: социально-демографические характеристики
Шелегова Ирина Андреевна.
Процесс формирования института местного самоуправления, начавшийся в середине 1990-х годов в России, привел к появлению группы лидеров, стремящихся проводить самостоятельный политический курс. От того, кто входит в состав этой группы в значительной мере зависит жизнь города. В сентябре 2020 года прошли выборы в Собрание депутатов Копейского городского округа, поэтому представляется целесообразным выявить основные социально-демографические характеристики местной политической элиты.
Опираясь на исследование В.П. Мохова1, к политической элите г.Копейск мы отнесли лиц, избранных в городское Собрание депутатов, а также руководителей администрации Копейского городского округа.
Рассмотрим соотношение политической элиты по гендерному признаку (диаграмма 1).
Так, мы видим общее превосходство в элите города лиц мужского пола над женским. В первом созыве Совета депутатов было представлено 4 женщины, что составляет 23% от общего количества депутатов. Во втором созыве мы видим уменьшение их количественного состава с 4 до 3 человек (17%). Это возможно по причине того, что число женщин, баллотировавшихся в Совет депутатов, было всего 9. В третьем созыве количественный состав женщин значительно увеличился по сравнению с первым и вторым. Количество женщин, зарегистрированных в кандидаты третьего созыва, составило 21 человек, что почти в 2,5 раза больше, чем в предыдущем созыве. Из них на пост депутата были избраны семь женщин (28%) . Среди депутатов четвертого созыва мы видим спад удельного веса женщин на посту депутатского корпуса. Отмечается снижение как среди баллотирующихся (17), так и среди депутатов (6) (24%). После выборов депутатов пятого созыва, количество женщин, представляющих округа резко уменьшилось (баллотировалось 10). Их удельный вес составил 4% (1 человек). Соотношение количества баллотирующихся к количеству избранных женщин-депутатов составляло 1/3 (2,3 созывы), менее 1/3- в 4 созыве, 1/10- в пятом. В шестом созыве количество женщин среди депутатов значительно увеличилось. Количество баллотирующихся женщин составило 14 человек, а в составе депутатов – 7 человек (28%).Это однозначно свидетельствует о желании копейчан видеть в местном законодательном органе новые яркие и красивые лица.
Обратимся к исследованию возрастного состава политической элиты города (диаграмма 2).
На диаграмме представлен средний возраст депутатов по шести созывам. В первом созыве средний возраст депутатов составил 45 лет. Самому молодому депутату на 1996 год было 29 лет, а самому возрастному - 57 лет. Так как это был первый орган местного самоуправления после реформ 1993 года, вполне вероятно, что люди хотели видеть на посту депутатов наиболее молодых, амбициозных и творческих людей, видящих насущные проблемы округов и готовые их решать. Во втором созыве средний возраст, по сравнению с первым, увеличился на 5 лет – 50 лет. Во втором созыве представлен наибольший средний возраст среди всех созывов депутатского корпуса и глав администрации. На момент вступления в должность самому молодому депутату было 25 лет, а самому возрастному - 62 года. Очевидно, это было вызвано тем, что во втором созыве половина депутатов раннее была представлена в первом созыве. В третьем созыве уменьшился средний возраст с 50 до 47, но в сравнении с первым, увеличился на 2 года. Самому молодому депутату было 29 лет, а самому старшему 66 лет. Средний возраст депутатов в 47 лет сохранялся на протяжении 3,4,5 созывов. В четвертом созыве возраст депутатов колеблется от 28 до 62, в пятом от 29 до 69, а в шестом от 34 до 69 лет. Причем среди парламентариев шестого созыва 56% - депутаты до 45 лет.
Средний возраст глав Копейского городского округа не сильно отличается от возраста депутатов и составляет 48 лет. Нынешний глава города А.Фалейчик является самым молодым. Его возраст на момент вступления в должность составлял 38 лет. В. Бисеров был самым старшим из и.о. главы города. Из этих данных, мы можем сделать вывод, что средний возраст депутатского корпуса и глав города составляет 47-48 лет. По мнению исследователей, этот возраст является наиболее оптимальным для политической элиты, т.к. они имеют достаточно знаний, опыта и других навыков для решения проблем города.
Анализ уровня образования депутатского корпуса и глав города (диаграмма 3) показывает, что самым «образованным» был депутатский корпус 1 и 2 созывов.
94% депутатов имели высшее образование. Среди депутатов 1 и 2 созывов городского собрания один (Бароненко А.С.) являлся доктором педагогических наук. Уровень образования депутатов 3,4,5 и 6 созывов ниже на 10% и составляет 84%. Среди депутатов 6 созыва двое (8%) имеют среднее образование и двое – среднее специальное образование. Отсутствие высшего образования не является помехой для того, чтобы входить в состав элиты. Горожане смотрят не на общий уровень образования, как это было в начале создания Совета депутатов, а на их опыт и место работы, в какой сфере они представлены и как их знания могут повлиять на жизнь округа. Один депутат, имеющий среднее образование, трижды избирался в Собрание депутатов. Два депутата, имеющих среднее специальное образование, избирались дважды.
Профессионализм депутата определяется тем, насколько успешно он справляется с задачами, которые ставит перед ним присутствие в представительном органе местного самоуправления. Компетентность депутата в вопросах, связанных с бюджетом, обеспечивает качественное профильное образование: минимальные необходимые знания дают все экономические специальности, большой объем знаний и умений обеспечивают дисциплины специальности «государственное и муниципальное управление». Депутаты, работающие в представительном органе местного самоуправления, вовлечены в нормотворческую деятельность. Эта роль не требует от них специализированных знаний: знаний о юридической технике и законотворческом процессе, – но эти знания могут помочь депутату работать эффективно. Отрадно, что среди депутатов 6 созыва появились профессионалы-юристы. Немногие депутаты получили экономическое образование, поэтому источником необходимых знаний для многих становится не профессиональная подготовка, а профессиональный опыт: собственный опыт ведения бизнеса, предоставление услуг или управление производством, на соответствующих должностях.
Анализ квалификационно-образовательного уровня глав администрации города показывает, что в этой должности находились люди, имеющие высшее образование, в том числе и юридическое.
Профессиональная деятельность депутатского корпуса осуществляется в производственной и непроизводственной сферах (диаграмма 4).
Подавляющая часть депутатов шестого созыва (80%) занята в непроизводственной сфере. Трое депутатов являются индивидуальными предпринимателями. Среди депутатов пятого и шестого созывов все сферы, почти без исключения, представляют руководители высшего ранга — генеральные директора, директора и их заместители, управляющие и т. д. Их в структуре депутатского корпуса пятого созыва насчитывается 11 человек (44%), а среди депутатов шестого – 15 человек (60%). Но не все они возглавляют производственные предприятия. В депутатских списках присутствуют руководители торговых учреждений. Среди депутатов нет руководителей крупных промышленных предприятий, которые бы самым серьезным образом влияли на экономическое положение в городе, за исключением генерального директора ОАО «Птицефабрика Челябинская».
Перейдём к анализу партийной принадлежности элиты города (диаграмма 5).
В депутатском корпусе 1,2,3 созывов мы наблюдаем преобладающее количество беспартийных депутатов-самовыдвиженцев. После первого созыва, влияние партии КПРФ в Собрании депутатов уменьшилось, а потом и вовсе сошло на нет. Однако в 6 созыве появился один представитель КПРФ. Партия Справедливая Россия представлена во всех созывах. В первых двух созывах партии Единая Россия и Родина не были представлены, так как ещё не существовали на тот момент. Появление в 2001 году партии Единая Россия и её популяризация существенно затронули состав депутатского корпуса города. В пятом созыве появились представители партии Родина, созданной в 2003 году, однако в шестом созыве представителей данной партии среди депутатов городского Собрания нет. Главное отличие нового состава городского Собрания – отсутствие силы, держащей в руках «контрольный пакет» при решении любого вопроса. Если раньше во фракции «Единой России» состояли 17 из 25 депутатов, то теперь ситуация поменялась. Большинства в Собрании больше нет ни у кого. Таким образом, для решения ключевых вопросов депутатам придется договариваться друг с другом, а возможно, городской парламент и вовсе станет местом для дискуссий.
Таким образом, проведённый нами анализ социально-демографических характеристик политической элиты, позволяет сделать вывод о том, что политическая элита города Копейска в постсоветский период претерпевает количественные и качественные изменения.
1 В.П.Мохов. Местная политическая элита в России: понятие, структура, численность. PolitBook 4 – 2012. – С. 26.