Положение об организации воспитательского часа

2
0
Материал опубликован 29 December 2015

Положение

об организации воспитательского часа

в КГБС(К)ОУ «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

1. Общие положения

1.1. Положение составлено на основании ФЗ « Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Инструктивного письма Министерства Народного образования РСФСР от 30.06.89 г. № 17-154-6 «О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания, для детей с задержкой психического развития», Пояснительной записки к Базисному учебному плану для учреждений VIII вида, Устава Учреждения.

1.2. Настоящее Положение регламентирует проведение индивидуальных или групповых коррекционных занятий с обучающимися с 1-9 класс (далее воспитательский час).

2. Цели и задачи воспитательского часа

2.1. Создавать условия для общего развития и индивидуальной коррекции познавательных, мыслительных, речевых и психических процессов воспитанников.

2.2. Повышать уровень образовательного и интеллектуального развития детей, способствовать развитию их памяти и внимания.

2.3. Проводить коррекцию зрительно-моторных нарушений, общей и мелкой моторики.

3. Организация деятельности

3.1. Воспитательский час проводится с воспитанниками ежедневно.

3.2. Продолжительность воспитательского часа 35 минут.

3.3. На воспитательских часах возможно использовать работу в группах и в подгруппах а так же в индивидуальной форме.

3.4. На воспитательских часах проводится коррекционная работа на основе диагностики уровня развития воспитанников и выявления индивидуальных пробелов в знаниях.

3.4.1. При организации воспитательских часов учитываются следующие показатели:

-        физическое состояние и развитие ребенка;

-        состояние слуха, зрения;

-        особенности развития двигательной системы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

-        координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие навязчивых движений);

-        особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, переключаемость, усидчивость, темп работы, жалобы на головную боль).

3.4.2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:

-        особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);

-        особенности внимания (объем и устойчивость,  концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания);

-        особенности памяти (точность, постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания; индивидуальные особенности памяти, преобладающий тип памяти: зрительная, слуховая, двигательная, смешанная;

-        преобладание логической или механической памяти);

-        особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделять существенные элементы, части, сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы;

-        умение устанавливать причинно-следственные связи);

-        особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности просодической стороны речи (интонация, выразительность, ясность, сила и высота голоса);

-        познавательные интересы, любознательность.

3.4.3. Отношение к образовательной деятельности, особенности мотивации:

-        особенности отношений «педагог-ученик»: реакция ребёнка на замечания, оценку его деятельности; отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию;

-        способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;

-        умение планировать свою деятельность.

3.4.4. Особенности эмоционально-личностной сферы:

-        эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;

-        способность к волевому усилию;

-        преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, жизнерадостность);

-        отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;

-        отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);

-        особенности поведения в школе и дома;

-        нарушения поведения, вредные привычки.

3.4.5. Особенности освоения воспитательских часов:

-        совершенствование знаний об окружающем мире и о себе, ориентации в быту, общая осведомленность;

-        сформированность навыков самообслуживания.

3.6. Основные направления коррекционной работы на воспитательских часах:

3.6.1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

-        развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

-        развитие навыков каллиграфии;

-        развитие артикуляционной моторики.

3.6.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности :

-        развитие зрительного восприятия и узнавания;

-        развитие зрительной памяти и внимания;

-        формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

-        развитие пространственных представлений и ориентации;

-        развитие представлений о времени;

-        развитие слухового внимания и памяти.

3.6.3. Развитие основных мыслительных операций:

-        навыков соотносительного анализа;

-        навыков группировки и классификации;

-        умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

-        умения планировать деятельность;

-        развитие комбинаторных способностей.

3.6.4. Развитие различных видов мышления:

-        развитие наглядно-образного мышления;

-        развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

3.6.5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и так далее).

3.6.6. Развитие речи, овладение техникой речи.

3.6.7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

3.6.8. Умение вести себя в обществе.

4. Делопроизводство

4.1. Учет воспитательских часов осуществляется согласно тематическому планированию и повседневному плану.

4.2. Воспитателем составляется Рабочая программа с календарно-тематическим планированием, повседневный план, план-конспект занятия (Приложение 1)

4.3. План-конспект воспитательского часа прикладывается к повседневному плану или вносится в повседневный план согласно приложения.

4.4. Фиксация динамики развития обучающихся ведется в диагностических документах (дневник наблюдения, характеристика, карта социализации  воспитанников в коррекционной школе).

Комментарии
Комментариев пока нет.