Положение об организации воспитательского часа
Положение
об организации воспитательского часа
в КГБС(К)ОУ «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
1. Общие положения
1.1. Положение составлено на основании ФЗ « Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Инструктивного письма Министерства Народного образования РСФСР от 30.06.89 г. № 17-154-6 «О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания, для детей с задержкой психического развития», Пояснительной записки к Базисному учебному плану для учреждений VIII вида, Устава Учреждения.
1.2. Настоящее Положение регламентирует проведение индивидуальных или групповых коррекционных занятий с обучающимися с 1-9 класс (далее воспитательский час).
2. Цели и задачи воспитательского часа
2.1. Создавать условия для общего развития и индивидуальной коррекции познавательных, мыслительных, речевых и психических процессов воспитанников.
2.2. Повышать уровень образовательного и интеллектуального развития детей, способствовать развитию их памяти и внимания.
2.3. Проводить коррекцию зрительно-моторных нарушений, общей и мелкой моторики.
3. Организация деятельности
3.1. Воспитательский час проводится с воспитанниками ежедневно.
3.2. Продолжительность воспитательского часа 35 минут.
3.3. На воспитательских часах возможно использовать работу в группах и в подгруппах а так же в индивидуальной форме.
3.4. На воспитательских часах проводится коррекционная работа на основе диагностики уровня развития воспитанников и выявления индивидуальных пробелов в знаниях.
3.4.1. При организации воспитательских часов учитываются следующие показатели:
- физическое состояние и развитие ребенка;
- состояние слуха, зрения;
- особенности развития двигательной системы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
- координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие навязчивых движений);
- особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, переключаемость, усидчивость, темп работы, жалобы на головную боль).
3.4.2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:
- особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);
- особенности внимания (объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания);
- особенности памяти (точность, постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания; индивидуальные особенности памяти, преобладающий тип памяти: зрительная, слуховая, двигательная, смешанная;
- преобладание логической или механической памяти);
- особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделять существенные элементы, части, сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи);
- особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности просодической стороны речи (интонация, выразительность, ясность, сила и высота голоса);
- познавательные интересы, любознательность.
3.4.3. Отношение к образовательной деятельности, особенности мотивации:
- особенности отношений «педагог-ученик»: реакция ребёнка на замечания, оценку его деятельности; отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию;
- способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;
- умение планировать свою деятельность.
3.4.4. Особенности эмоционально-личностной сферы:
- эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;
- способность к волевому усилию;
- преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, жизнерадостность);
- отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;
- отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);
- особенности поведения в школе и дома;
- нарушения поведения, вредные привычки.
3.4.5. Особенности освоения воспитательских часов:
- совершенствование знаний об окружающем мире и о себе, ориентации в быту, общая осведомленность;
- сформированность навыков самообслуживания.
3.6. Основные направления коррекционной работы на воспитательских часах:
3.6.1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
3.6.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности :
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти.
3.6.3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3.6.4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
3.6.5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и так далее).
3.6.6. Развитие речи, овладение техникой речи.
3.6.7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
3.6.8. Умение вести себя в обществе.
4. Делопроизводство
4.1. Учет воспитательских часов осуществляется согласно тематическому планированию и повседневному плану.
4.2. Воспитателем составляется Рабочая программа с календарно-тематическим планированием, повседневный план, план-конспект занятия (Приложение 1)
4.3. План-конспект воспитательского часа прикладывается к повседневному плану или вносится в повседневный план согласно приложения.
4.4. Фиксация динамики развития обучающихся ведется в диагностических документах (дневник наблюдения, характеристика, карта социализации воспитанников в коррекционной школе).