Положение о воспитательском часе в школе-интернате
Обсуждено и утверждено «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании педагогического Директор КГБС(К)ОУ
совета КГБС(К)ОУ «Алейская «Алейская специальная
специальная (коррекционная) (коррекционная) обще-
общеобразовательная школа- образовательная школа-
интернат VIII вида» интернат VIII вида»
Протокол № _____ ________ В.И. Савинкова
от «___» ___________ 2014 г. Приказ № ______
от «___» ___________ 2014 г.
Положение
об организации воспитательского часа
в КГБС(К)ОУ «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
1. Общие положения
1.1. Положение составлено на основании ФЗ « Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Инструктивного письма Министерства Народного образования РСФСР от 30.06.89 г. № 17-154-6 «О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания, для детей с задержкой психического развития», Пояснительной записки к Базисному учебному плану для учреждений VIII вида, Устава Учреждения.
1.2. Настоящее Положение регламентирует проведение индивидуальных или групповых коррекционных занятий с обучающимися с 1-9 класс (далее воспитательский час).
2. Цели и задачи воспитательского часа
2.1. Создавать условия для общего развития и индивидуальной коррекции познавательных, мыслительных, речевых и психических процессов воспитанников.
2.2. Повышать уровень образовательного и интеллектуального развития детей, способствовать развитию их памяти и внимания.
2.3. Проводить коррекцию зрительно-моторных нарушений, общей и мелкой моторики.
3. Организация деятельности
3.1. Воспитательский час проводится с воспитанниками ежедневно.
3.2. Продолжительность воспитательского часа 35 минут.
3.3. На воспитательских часах возможно использовать работу в группах и в подгруппах а так же в индивидуальной форме.
3.4. На воспитательских часах проводится коррекционная работа на основе диагностики уровня развития воспитанников и выявления индивидуальных пробелов в знаниях.
3.4.1. При организации воспитательских часов учитываются следующие показатели:
физическое состояние и развитие ребенка;
состояние слуха, зрения;
особенности развития двигательной системы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие навязчивых движений);
особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, переключаемость, усидчивость, темп работы, жалобы на головную боль).
3.4.2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:
особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);
особенности внимания (объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания);
особенности памяти (точность, постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания; индивидуальные особенности памяти, преобладающий тип памяти: зрительная, слуховая, двигательная, смешанная;
преобладание логической или механической памяти);
особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделять существенные элементы, части, сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы;
умение устанавливать причинно-следственные связи);
особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности просодической стороны речи (интонация, выразительность, ясность, сила и высота голоса);
познавательные интересы, любознательность.
3.4.3. Отношение к образовательной деятельности, особенности мотивации:
особенности отношений «педагог-ученик»: реакция ребёнка на замечания, оценку его деятельности; отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию;
способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;
умение планировать свою деятельность.
3.4.4. Особенности эмоционально-личностной сферы:
эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;
способность к волевому усилию;
преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, жизнерадостность);
отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;
отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);
особенности поведения в школе и дома;
нарушения поведения, вредные привычки.
3.4.5. Особенности освоения воспитательских часов:
совершенствование знаний об окружающем мире и о себе, ориентации в быту, общая осведомленность;
сформированность навыков самообслуживания.
3.6. Основные направления коррекционной работы на воспитательских часах:
3.6.1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
3.6.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности :
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени;
развитие слухового внимания и памяти.
3.6.3. Развитие основных мыслительных операций:
навыков соотносительного анализа;
навыков группировки и классификации;
умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
умения планировать деятельность;
развитие комбинаторных способностей.
3.6.4. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
3.6.5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и так далее).
3.6.6. Развитие речи, овладение техникой речи.
3.6.7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
3.6.8. Умение вести себя в обществе.
4. Делопроизводство
4.1. Учет воспитательских часов осуществляется согласно тематическому планированию и повседневному плану.
4.2. Воспитателем составляется Рабочая программа с календарно-тематическим планированием, повседневный план, план-конспект занятия (Приложение 1)
4.3. План-конспект воспитательского часа прикладывается к повседневному плану или вносится в повседневный план согласно приложения.
4.4. Фиксация динамики развития обучающихся ведется в диагностических документах (дневник наблюдения, характеристика, карта социализации воспитанников в коррекционной школе).
Приложение 1.
Схема плана-конспекта воспитательского часа
Тема воспитательского часа
Цель:
Оборудование:
1. Организационный момент занятия
Деятельность воспитанников. Деятельность воспитателя
2. Основная часть занятия
Деятельность воспитанников. Деятельность воспитателя.
3. Заключительная часть занятия.
Деятельность воспитанников. Деятельность воспитателя.