Выступление «Об организации наставничества в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении»
Об организации наставничества в отношении семей с детьми,
находящихся в социально опасном положении
Кризис современного общества порождает не только конфликты поколений, но и дезорганизацию социальной жизни, распад общества, его социальных институтов. Негативные последствия неблагополучия в обществе проектируются на семью. В результате страдает не только семья, но и вступающий в жизнь человек, все общество в целом. В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных формах работы с семьями с детьми, находящихся в социально опасном положении, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон решаемых ими проблем достаточно широк, а опыт невелик. Не смотря на то, что определенная работа проводится, проблема детей и семей остается актуальной, требует постоянного анализа и системной работы. Наставничество в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, предлагается как одна из эффективных форм работы с семьей.
На территории края наставничество организуется в рамках реализации постановления Правительства края от 31.08.2015 № 279-пр «Об утверждении Положения об организации наставничества в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, проживающих на территории Хабаровского края».
Наставничество – добровольная деятельность граждан, в том числе должностных лиц, по безвозмездной поддержке семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, путем оказания им помощи в преодолении социально опасного положения.
Правовой основой внедрения наставничества являются федеральные законы:
- от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
Целью наставничества является эффективное решение проблем детской безнадзорности, повышение социального уровня семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, уменьшение численности семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.
Задачами наставничества являются:
- проведение индивидуальной профилактической работы с семьей;
- содействие в оказании педагогической, психологической и социальной помощи семьям;
- участие в реализации межведомственного индивидуального профилактического плана работы с семьей с детьми, находящейся в социально опасном положении;
- организация просветительской работы с семьями в целях обеспечения безопасности ребенка, профилактики алкоголизма (других зависимостей) родителей и насилия над ребенком, восстановление социальных функций семьи.
В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закреплено понятие семьи, находящейся в социально опасном положении - это семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Анализируя данные по семьям учащихся школы, можно сделать вывод о социальной дезадаптации большинства семей. Это характеризуется наличием следующих проблем:
- алкоголизм членов семьи
Как правило, в таких семьях происходят драки, ругань, собираются компании, возникают ссоры и т.д. В таких семьях дети растут с психическими отклонениями;
- безработица
Отсутствие постоянного источника дохода взрослых трудоспособных членов семьи;
- малообеспеченность
Среднедушевой доход ниже прожиточного минимума (подтверждается справкой о доходах семьи);
- духовно-нравственная деградация семьи
Утрата семейных ценностей, традиций, жестокое обращение с детьми, отсутствие мотивации на здоровый образ жизни, неумение организовать семейный досуг, нарушение норм морали и права.
Причины семейной дезадаптации: неумение правильно, конструктивно строить отношения, личностные психологические особенности, низкий уровень педагогической компетентности взрослых, недостаток внимания к ребенку со стороны родителей, отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей.
В целях осуществления социального сопровождения и оказания поддержки данной категории семей организовано наставничество. Определены наставники из числа администрации, педагогов школы.
В школе ведется профилактическая работа с семьями с детьми, находящимися в социально опасном положении
Система сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении включает:
Проведение социальной диагностики (сбор информации о семье с целью определения проблем семьи: собеседование с классным руководителем учащегося из данной категории семьи, с педагогами социально-психологической службы, администрацией школы, беседа с учащимися и родителями, родственниками, соседями семьи).
Составление индивидуальной программы реабилитации отдельно на каждую семью, включающую цели и задачи, формы и методы работы, сроки проведения конкретных мероприятий.
Проведение рейдов в семью, с составлением актов жилищно-бытовых условий, проведение профилактических бесед по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей.
Оформление документации: учетная карта семьи, акты обследования жилищно-бытовых условий, карта индивидуальной профилактической работы с семьей.
Виды оказания поддержки семье с детьми, находящимся в социально опасном положении в:
1. Социально-педагогическая поддержка:
- организация бесплатного завтрака в школьной столовой учащимся из данных семей;
- дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации;
-включение детей в занятия по интересам;
- организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время в лагерях с дневным пребыванием в МБОУ СОШ;
- консультирование учащихся в профессиональном определении.
2. Материальная помощь:
Обеспечение детей:
- одеждой, обувью, канцелярскими товарами в рамках акции «Помоги собраться в школу»;
- бесплатными учебниками.
3. Психологическая помощь:
- организация педагогом-психологом консультаций для родителей;
- проведение диагностики, коррекционных и тренинговых занятий с детьми и родителями в сенсорной комнате МБОУ СОШ.
В результате проводимой профилактической работы в семьях трудно, но все же меняется ситуация, детям в семье уделяется гораздо больше внимания, родители посещают родительские собрания, приходят для консультации к педагогам-предметникам, педагогу-психологу, социальному педагогу, разрешаются школьные и поведенческие проблемы учащихся. Не смотря на это количество семей с детьми, находящихся в социально опасном положении не уменьшается.
Позитивные изменения в семье требуют достаточно много времени и больших усилий как со стороны наставников, так и, в большей степени, со стороны членов семьи. В любом случае, в своей работе наставник должен стремиться, прежде всего, активизировать ресурсы самой семьи. Очень сложно добиться высокой эффективности работы с такой категорией, как семьи, находящейся в социально опасном положении. Она напрямую зависит не только от наличия мотивации (даже незначительной) самих членов семьи на положительные изменения в семейной ситуации, не только от системности и комплексности социальной помощи со стороны специалистов, но и многих территориальных социальных проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый труд неквалифицированных работников, асоциальное окружение семьи и др.).
Наставники продолжают индивидуальную профилактическую работу с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Для более эффективной работы в отношении семей предлагаем ввести в список наставников общественность поселка, авторитетных, неравнодушных людей.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Осипова Наталья Владиславовна