Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы «Помогаем Буратино»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад №43 «Садко»
Конспект открытого логопедического
занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы
на тему: «Помогаем Буратино»
Учитель-логопед: Бычкова Е.С.
2023г.
Цель: Закрепить у детей навыки звукового анализа и синтеза, показать родителям, каких результатов в освоении образовательной программы достигли их дети.
Задачи:
Образовательные задачи:
Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (твердые, мягкие, звонкие, глухие);
выделять первый звук в слове;
делить слово на слоги, определяя их количество, выделять ударный звук; совершенствовать навык чтения детей;
обогащать словарный запас детей.
Развивающие задачи:
Развитие фонематического слуха;
Развитие связной речи;
развитие слухового и зрительного внимания, памяти;
развитие мышления, воображения, любознательности, наблюдательности.
Воспитательные задачи:
Воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
желания говорить красиво, правильно;
воспитывать чувство товарищества, уверенность, ответственности .
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети стоят на ковре в кругу.
Учитель-логопед: «Здравствуйте! Сегодня на занятии у нас присутствуют родители.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К занятию готовы?
Тогда за работу
Удачи желаю всем нам.»
Сегодня к нам пришел еще один гость, а кто он узнаем, когда отгадаем загадку:
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?..
Дети: Это - Буратино.
Учитель-логопед: правильно, молодцы!
«Мои дорогие юные друзья! Уже скоро вы пойдете в школу. Станете настоящими учениками и отправитесь путешествовать по бескрайним просторам знаний. А я буквы так и не выучил, читать не научился. Трудно мне будет в школе. А вы знаете буквы? Поможете мне научиться читать?»
Учитель-логопед: поможем Буратино?
Ответы детей.
Учитель-логопед:
Давайте расскажем Буратино, что такое звук?
Саша: Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно.
Учитель-логопед:
Молодец! А какие есть звуки?
Леша: Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны!
Учитель-логопед:
Молодец! А что такое звуки речи?
Дети: Звуки речи – мы слышим и произносим.
Учитель-логопед:
Хорошо! А какие есть звуки речи?
Дети: Звуки речи делятся на гласные и согласные.
Учитель-логопед:
Как отличить гласный звук от согласного?
Илья: Гласные тянутся песенкой звонкой: и-и-и,
Могут заплакать и застонать: о-о-о--у-у-у,
Могут качать в колыбели Аленку: а-а-а,
Могут, как эхо, в лесу закричать: ау-ау-ау.
Могут лететь высоко в синеву: и-а-у.
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный.
Катя: Звук согласный петь не может,
Не способен он кричать.
Но звучать он хочет тоже фыркать, шелестеть, жужжать.
Учитель-логопед:
Молодцы! А каким цветом обозначаем гласные и согласные звуки?
Дети: Гласные обозначаем красным цветом, твёрдые согласные синим, мягкие зелёным.
Учитель-логопед:
Молодцы! Про звуки вы все знаете, но Буратино хочет выучить буквы. Так, что же такое буква?
Дети: Буквы мы видим и пишем.
Учитель-логопед:
Хорошо. Пройдём на свои места и расскажем Буратино какие буквы мы уже знаем.
Посмотрите на доске у нас картинки( Акула, зонт, бант, улитка, катер, арбуз). Нам нужно выделить первый звук и найти соответствующую букву. Из этих букв нам нужно составить слово. Что такое слово?
Алина: Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое – незнакомо...
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
Учитель-логопед:
Так какое слово у нас получилось?
Дети: АЗБУКА
Учитель-логопед:
Давайте выполним звуковой разбор этого слова.
Дети: А-гласный, красный кружок
З – твердый согласный, синий кружок
Б - твердый согласный, синий кружок
У- гласный, красный кружок
К - твердый согласный, синий кружок
А - гласный, красный кружок
Учитель-логопед:
Сколько согласных?
Дети: В слове азбука три согласных звука
Учитель-логопед:
Сколько гласных?
Дети: В слове азбука три гласных звука
Учитель-логопед:
Что по гласным можно определить?
Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Учитель-логопед:
Что такое ударение?
Дети: Выделяем голосом гласную. Слове азбука ударение падает на первую А.
Зачертили на доске слоговую схему.
Учитель-логопед:
Что такое азбука?
Дети: книга для изучения алфавита.
Учитель-логопед:
Буратино тебе нужна азбука, чтобы выучить все буквы.
А мы составим предложение со словом азбука.
Что такое предложение?
Дети: предложение, это слова, которые стоят друг за другом в определенном порядке. Они связаны между собой по смыслу (дружат).
Предложение всегда начинается с заглавной (большой) буквы.
В конце предложения ставится точка.
Дети составляют предложения, чертят схемы на доске.
Буратино благодарит за новые знания и отправляется домой.
Учитель-логопед: Дети, вы молодцы! Сегодня вы рассказали Буратино много нового и помогли ему выучить буквы.
Итог:
Вам понравилось наше занятие? Что было труднее всего? Что было интереснее? Вы отлично сегодня занимались!