Конспект группового коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с нарушением слуха «Понимаем чувства другого» (3 класс)
Конспект группового коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с нарушением слуха
Тема: «Понимаем чувства другого»
3 класс
I. Организационная информация
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Вид деятельности: игровой, коммуникативный.
II. Методическая информация
Тема образовательной деятельности: «Понимаем чувства другого».
Методы и приемы реализации содержания занятия: практический метод; наглядные и игровые приемы.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Возрастная группа: 9 – 10 лет.
Цель: повысить уровень эмоциональной культуры обучающихся через анализ произведений классической музыки и живописи.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
развитие представлений об эмоциях
Коррекционно – развивающие:
развитие умения определять эмоции и испытывать те же ощущения, что чувствуют и переживают герои картин
развитие слухового восприятия и умения наблюдать
пополнение словарного запаса словами, которые обозначают эмоции (эмоции, радость, грусть, злость, удивление, мимика, жесты) и словами, употребляющиеся при рассмотрении картин (искусство, художник, композитор, персонаж)
Коррекционно – воспитательные:
развитие эстетического вкуса обучающихся
Планируемые результаты: развитие уровня эмоциональной культуры обучающихся.
Организация среды для проведения занятия: проектор, экран, музыкальная колонка, ноутбук, презентация, рабочие листы по теме урока, цветные карандаши.
Конспект занятия
I. Вводная часть
Приветствие
Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Фронтальный опрос
(Слайд №2. На экране определение термина «эмоции» и классификация эмоций на положительные и отрицательные)
Психолог: Какое новое слово мы с вами узнали на прошлом занятии? (ответ обучающихся)
Психолог: Правильно «Эмоции». Напомню, что эмоции – это наши переживания в данный момент времени. Приведите пример эмоций (ответы обучающихся).
Психолог: Мы с вами поделили эмоции на две большие группы, кто помнит, какие? (ответы обучающихся). Эмоции можно разделить на положительные, т.е приятные и отрицательные, которые нам неприятны.
(Слайд №3. На экране невербальные проявления эмоций)
Психолог: А как мы поймём, какую эмоцию испытывает человек? (ответы обучающихся). По его мимике и жестам, правильно.
Психолог: Давайте сейчас вспомним, как выражать эмоции, поиграв в «Настроение меняется раз».
Физкультминутка «Изобрази эмоцию».
Цель: актуализация знаний учащихся о невербальных проявлениях эмоций.
Инструкция: Настроение меняется раз, настроение меняется два, настроение меняется три: эмоцию злости мне покажи (радости, грусти, удивления).
Целеполагание
Психолог: Эмоции есть не только у человека. Их можно встретить на картинах художников, услышать в произведениях композиторов. Сегодня мы с вами познакомимся с эмоциями через искусство.
II. Основная часть занятия
Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Психолог: Посмотрите на экран. Я покажу вас несколько слайдов. На каждом слайде будет картина и мелодия, которая ее сопровождает. Вам надо, послушав мелодию и посмотрев на картину, подумать какие у вас появились эмоции и ощущения.
Слайд №4. На слайде картина В.М. Васнецова
«Алёнушка» и композиция П.И. Чайковского «Осенняя песнь (октябрь)»
Психолог: какие у вас появились эмоции и ощущения? (ответ обучающихся). Правильно – грусть. Давайте посмотрим на картину. Какие художник использует цвета: яркие или темные? (ответ обучающихся) Назовите, какие цвета вы видите на картине? (ответы обучающихся)
Психолог: Вы правильно перечислили, грусть передают темными цветами: серым, коричневым, темно-зеленым, черным.
Психолог: Давайте посмотрим с вами на девочку. Как она сидит? Как именинница на дне Рождении или она устала? (ответ обучающихся). Аленушка устала, она долго искала своего брата и села на камень.
Психолог: Посмотрите на лицо Аленушки. Какая у нее мимика? (ответ обучающихся). Губы опущены, глаза смотрят вниз, она вот-вот заплачет – это грусть.
Слайд №5. На слайде картина В.М. Васнецова
«Царь Иван Васильевич Грозный» и композиция Э. Грига «В пещере горного короля».
Психолог: Какая была мелодия медленная или быстрая? (ответ обучающихся) Громкая или тихая? (ответ обучающихся) Какие у вас появились эмоции и ощущения от услышанной музыки? (ответ обучающихся). Мелодия и правда, впечатляет. Такой эффект еще создается благодаря тому, что ее исполняет целый оркестр.
Психолог: Посмотрите на картину, какая эмоция изображена на лице царя Ивана Грозного? (ответ обучающихся) Правильно – злость. Его брови нахмурены, губы плотно сжаты, взгляд суров – он зол.
Слайд №6. На слайде картина Ф.П. Решетникова
«Прибыл на каникулы» и композиция В. Селиванова «Шуточки».
Психолог: Какая эмоция у мальчика на картине? (ответ обучающихся) Правильно – радость, а как вы это поняли? (ответы обучающихся).
Психолог: А как мелодия помогла вам понять эмоцию мальчика? Какая она была? Опишите. (ответы обучающихся).
Слайд №7. На слайде картина Н.П. Богданова – Бельского
«Устный счёт» и композиция Ф. Шуберта «Музыкальный момент №3».
Психолог: Какая эмоция выражена на лицах учеников? (ответ обучающихся). Правильно – удивление. Посмотрите на ребят: их брови приподняты, глаза широко раскрыты и приоткрыт рот. Они удивились такому сложному примеру и стараются его решить в голове, поэтому картина и называется «Устный счет».
Психолог: Сейчас еще раз посмотрите на картину. Давайте представим, что мы с вами те самые ученики, и повторим действия ребят: будем как они ходить, думать, удивляться, может кто-то из вас даже захочет решить тот самый пример. (Проигрывание сюжета картины)
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
Организационный момент: Ученикам раздаются рабочие листы.
Психолог: Сегодня мы разобрали картины известных русских художников. Они сейчас перед вами. Ваша задача самостоятельно написать, какие эмоции испытывают герои. Название эмоций вы можете увидеть внизу листа.
III. Заключительная часть
Психолог: Давайте подведем итоги нашего занятия. Какая была тема урока? (ответ обучающихся) Какие эмоции мы разбирали на уроке? (ответы обучающихся) Какое задание вам понравилось и почему? (ответы обучающихся)
Дальнейшая разработка темы
Психолог: Вы все сегодня хорошо отвечали, были внимательными и наблюдательными. На следующем занятии мы с вами будем не только смотреть картины, но и сами их нарисуем, слушая классические мелодии.