Понятие о первичном и вторичном нарушениях в развитии
Понятие о первичном и вторичном нарушениях в развитии
Каждая категория детей имеет специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагогического изучения.
Дефект (от лат. defectus – недостаток) – это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. [1, с.20]
Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С.Выготский (1960) предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т.д.), и вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. Это деление принципиально важно для изучения аномалий развития.
Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание (например, при осложненной олигофрении — недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых). В тех случаях, когда субстрат болезненного процесса неизвестен (например, при шизофрении), выделяется не первичный, а «основной» дефект, который определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в общей структуре психической недостаточности при данном заболевании.
Вторичный дефект, по мнению Л.С.Выготского, является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития. Его структура включает в себя ряд компонентов, отражающих как своеобразие болезненного процесса, так и закономерности, определяющие особенности дизонтогенеза в детском возрасте. Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им (возникает под его влиянием). [2, с.44]
В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями. Если на начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является органический дефект, т.е. направление вторичного недоразвития «снизу вверх», то затем, в случае несвоевременно начатой коррекционно-педагогической работы или при ее отсутствии, вторично возникшие явления психического недоразвития, а также неадекватные личностные установки, вызванные неудачами в различных видах деятельности, нередко начинают занимать ведущее место в формировании негативного отношения к себе, социальному окружению и основным видам деятельности. Распространяясь на все более широкий круг психологических проблем, вторичное недоразвитие начинает оказывать негативное влияние на более элементарные психические функции, т.е. направление патогенного влияния начинает идти «сверху вниз». [3, с.26]
Механизм возникновения вторичных нарушений различен. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной, — так называемое специфическое недоразвитие. Сюда, например, относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушением слуха.
Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся, как указывалось, в сензитивном периоде. В результате разные вредности могут в определенной мере приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивающимися и наиболее уязвимыми являются две функции — произвольная моторика и речь. Обе они нарушаются чаще всего при самых различных вредностях, давая задержку речевого развития, недоразвитие произвольной регуляции действия с явлениями двигательной расторможенности.
Специфичность недоразвития уменьшается по мере удаления от основного дефекта. Чем сложнее психический процесс, чем больше опосредован он рядом межцентральных взаимодействий, тем больше факторов может привести к конечному сходному результату вторичных нарушений. Так, например, глухота наряду со специфическими вторичными нарушениями обусловливает и задержку психического развития, которая будет проявляться в замедлении становления логических форм мышления, эмоциональном недоразвитии и т.д. Явления задержки психического развития могут наблюдаться в структуре нервно-психических расстройств и при патологии других систем: нарушениях зрения, двигательной и эмоциональной сферы. [2, с.44-45]
Важнейшим фактором возникновения вторичного дефекта является социальная депривация, которая тормозит усвоение ребенком знаний и навыков.
Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Влияние дефекта всегда двойственно: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой – служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Л.С. Выготский: «Минус дефекта превращается в плюс компенсации». [1, с.21]
Таким образом, можно сделать вывод, что первичный дефект — повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами. Например, при нарушениях зрения первичным дефектом является отсутствие (при слепоте) или значительное нарушение (при слабовидении) зрительных ощущений и зрительного восприятия. Соответственно, вторичный дефект — недоразвитие высших психических функций, которые непосредственно не связаны с первичным дефектом, но обусловлены им (возникают под его влиянием). Например, у слепых детей вторичными дефектами могут быть недостаточность пространственной ориентации, конкретных предметных представлений, образного мышления, недостаточная выразительность мимики, своеобразие походки.
А при первичном дефекте – нарушении слуха, ближайшей вторично нарушенной функцией окажется устная речь. И как следствие, нарушение внимания, задержка формирования мыслительных процессов.
Или, например, при первичном дефекте - умственной отсталости, вторичными дефектами будут выступать замедление психо-моторного развития, нарушение познавательных процессов, нарушение речи. Третичными дефектами - несформированность волевых качеств, личностные изменения, нарушения социализации.
При расстройстве аутистического спектра первичным дефектом будет выступать энергетическая недостаточность, нарушение инстинктивно-аффективной сферы, низкие сенсорные пороги с выраженным отрицательным фоном ощущений. Соответственно, вторичный дефект – аутистические установки, и, как следствие, специфика развития личности, дезадаптация.
Список литературы:
1. Дефектология: учеб. пособие / Ж.А. Левшунова. – Лесосибирск, 2015. – 89 с.
2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
3. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ.сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И.Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В.Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.— 480 с.