Родительское собрание «Поощрение и наказание детей в семье»
План проведения родительского собрания (структура)
№ | Содержание родительского собрания | Описание |
Тема | Поощрение и наказание детей в семье. | |
Цель | Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания | |
Задачи | 1 обсудить проблему поощрения и наказания ребёнка в семье; 2 определить значение этих методов воспитания; 3 обобщить и дополнить знания родителей о видах поощрений и наказаний | |
Форма проведения родительского собрания (описание родительского собрания) | Лекторий для родителей, практикум, обмен мнениями. - Уважаемые родители! Я очень рада видеть вас сегодня на родительском собрании! Для того, чтобы наша встреча была позитивной, давайте пожелаем друг другу хорошего дня, и улыбнемся друг другу. Для того, чтобы узнать тему нашего родительского собрания, предлагаю вам разделиться на 2 группы. На ваших столах лежат задания (Приложение 1), составьте буквы в правильном порядке и вы получите слово. -Правильно. Тема сегодняшнего родительского собрания: «Поощрение и наказание детей в семье» (Слайд 1 с темой собрания) Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но также напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик. Давайте подумаем, на какие вопросы нам сегодня предстоит ответить? (совместно с родителями формулируют вопросы) (Слайд 2 с вопросами) -Какие бывают виды наказаний? -Когда и как это делать? -Можно ли испортить ребенка похвалой? -За что можно хвалить ребенка? - Проблема наказания – неисчерпаемая тема дискуссий. Выбор предпочитаемых методов закладывается у будущих мам и пап ещё в детстве. И, несмотря на эмоциональные потрясения, переживаемые многими в школьные годы, традиции наказания с большим трудом претерпевают изменения в течение жизни. Как часто слышишь от родителей, оправдывающих свою жестокость, подобные фразы: «Меня воспитывали в строгости, и мой ребёнок вырастет не избалованным», «Я всегда слушалась свою маму, и мой ребёнок обязан меня слушаться». Бывает, правда, и иначе: взрослый с неприязнью вспоминает опыт, полученный им от своих родителей. Сохранив горечь и обиды, понимает, что никогда не поступит так же. Давайте с вами вместе подумаем какие виды наказания бывают? (совместно с родителями называют 4 вида наказания) (слайд 3 с видами наказаний) 1.Словесное наказание 2.Физическое наказание 3.Наказание изоляцией 4.Наказание трудом, наказание лишением -Так как вы уже поделены на 2 группы, давайте каждая группа приведет примеры наказаний: 1я группа: словесные наказания и наказание изоляцией; 2я группа: физическое наказание и наказание трудом, наказание лишением. (слушают ответы родителей.) - Физическое наказание для одних родителей абсолютно неприемлемо, для других – в порядке вещей. В большинстве случаев за благовидной целью воспитания обнаруживается неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом. Физические наказания приводят к тому, что дети становятся неуравновешенными, ранимыми, замкнутыми или вспыльчивыми; повышается уровень тревожности ребёнка; агрессия родителей приводит к агрессии детей. Словесные наказания считают наиболее мягкими, не приносящими вреда ребёнку. И трудно представить родителя, который ни разу в жизни ни крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело с аффективной (эмоциональной) реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Зачастую родители кричат и ругаются на ребёнка, когда у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до ребёнка. Просто из-за того, что не могут сдержаться. Никакой воспитательной роли фразы типа «Всё из-за тебя!», «Вечно ты…», «Когда это кончится!» сыграть не могут. Они, наоборот, вызывают у детей либо ответное озлобление, либо подавленность. Чтобы добиться пользы от словесных наказаний, необходимо «Ты-высказывание» («Ты опять получил двойку! Когда это закончится!») заменить «Я-высказыванием» («Я так расстроена этой новостью! А как же наш договор? Я думаю, тебе надо срочно заняться этим- выучи и расскажи мне эту тему.») Наказание изоляцией рекомендуется применять спокойно, объясняя причину наказания, обговорив условия его прекращения. Не нужно забывать об индивидуальных особенностях детей. Иногда такое наказание превращается в жестокую пытку и приводит к сильнейшему стрессу. Наказание трудом – очень противоречивый метод. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». «За то, что опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению. Часто мы наказываем детей за такие промахи и поступки, которые можно и целесообразно дать им осознать, прочувствовать на собственном опыте. Порвал новые брюки – зашей и ходи с заплаткой. Опоздал к обеду – жди ужина. Плохо выполнил работу – переделай. Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда ребёнку? Известный учёный Ю.Гиппенрейтер советует родителям следующее: когда наказания не избежать, придерживайтесь одного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Речь идёт о наказании лишением. Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно: прогулка, компьютерные игры, катание на велосипеде, выход в гости и т.д. Если ваш ребёнок совершает плохой поступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется. Итак, подытожим: · Выбирая наказание, всегда спрашивайте себя, какую цель вы преследуете, удастся ли добиться поставленной цели? Например, наказывая ребёнка за двойки, вы уверены, что их станет меньше? Может, причина неуспеваемости не связана с прилежанием. Ребёнок просто не усваивает материал. · При выборе метода наказания контролируйте свои эмоции. · Будьте справедливы к детям. Не злоупотребляйте наказаниями, применяйте наказания, только если ребёнок совершил действительно серьёзный проступок. · Не наказывайте трудом, чтением и т.п.-тем, что он должен делать добровольно и получать от этого радость. - А теперь, давайте скажем свое мнение, отвечая на вопросы (отвечают желающие): · При каких условиях надобность наказания отпадает? · Надо ли извиниться перед ребёнком, если выяснилось, что наказание несправедливо? · Нужно ли наказывать за плохую отметку? · Нужно ли наказывать дважды за один и тот же проступок? · За какие из перечисленных видов деятельности надо поощрять? Хорошая учёба, примерное поведение, благородный поступок. · Надо ли наказывать трудом? · В чём вред физических наказаний? - Теперь рассмотрим такой метод стимулирования желательного результата поведения ребёнка как поощрение. Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее, а не ругают за плохое. Простейшей формой поощрения является похвала. Действенная похвала должна быть конкретной. Нужно оценить усилия ребёнка, его действия, а не его самого. Действенная похвала должна быть незамедлительной. Хвалить нужно искренне, без заигрывания. Дети чувствуют фальшь. Похвала должна учитывать способности и уровень развития ребёнка. За одинаковый результат разных детей и хвалить нужно по-разному. Похвала тогда будет эффективной, когда звучит не очень часто. У детей, которые привыкли к постоянным похвалам, появляется чувство вины и протеста в случае неудач, формируются потребности в постоянном восторженном, восхищённом признании его личности. - Теперь я предлагаю вам послушать описание ситуаций. Решите, правильно ли похвалили ребёнка. Если нет, постройте фразу как нужно. (на слайде 4 показаны ситуации, без комментирования) · После концерта: «Юля, ты лучшая пианистка в школе!» (Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты играла действительно хорошо!») · «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки на месте». (Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения) · Мальчик играет с другом в шахматы. Мама заходит и говорит: «Какой ты сегодня молодец!» (Неясная похвала. Надо объяснить, почему. Например, «Я рада, что ты не забыл вымыть посуду», «Я рада, что ты полюбил шахматы».) · «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!» (Ребёнка захваливают. Лучше сказать:» Ты много работал сегодня. Всё сделал, как надо было») - Уважаемые родители, сейчас я прошу вас объединиться в группы по четыре человека для проведения заключительного этапа нашего собрания. Я предлагаю вам в группах обсудить и записать советы родителям, как можно поощрять своих детей. (слушают ответы родителей) Решение: - Стараться умело пользоваться, в воспитании детей наказанием и поощрением. - Помнить о том, что насилие и принуждение в воспитании приносят только вред: ребенок становиться неискренним, лживым, привыкает кривить душой. - Использовать в общении с ребенком главным методом воспитания – убеждение. - Уважаемые родители, если вы хотите более глубоко познакомиться с проблемой поощрения и наказания в воспитании детей я предлагаю вам прочитать книгу А.С. Спиваковской «Как быть родителями». - В завершении нашего собрания предлагаю вашему вниманию памятки (приложение 2 и 3). Для подведения итогов, желающие родители могут сказать сказать свое мнение о нашем собрании, начав предложенными фразами: было интересно… было трудно… я понял, что… меня удивило… мне захотелось… А также ответить на один из вопросов по выбору: Что нового вы сегодня узнали? Что привлекло ваше внимание на собрании? Чему научились, и как будете работать с детьми? Если у вас остались какие-то вопросы, задавайте! Если вопросов нет-хочу сказать, что наше собрание сегодня оказалось очень продуктивным, всем хорошего дня, до следующей встречи! После собрания остаются отдельные родители для индивидуального собеседования по их вопросам и по рекомендации психолога. | |
Современные интерактивные технологии | ИКТ, case-study (анализ ситуаций), мозговой штурм (приведение примеров насилия) | |
Материалы и оборудование | Презентация, карточки с заданиями, памятки для родителей (приложение 2 и 3), листы бумаги, ручки, памятки для родителей («Как наказывать ребёнка», «Как поощрять ребёнка») | |
Научные источники, используемые в ходе родительского собрания | Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1 – 4 классы. https://urok.1sept.ru/articles/660702 https://www.polymedia.ru/o-kompanii/stati/interaktivnye-tekhnologii-v-obrazovanii/ | |
Рефлексивный анализ | Ответ на один из вопросов по выбору: Что нового вы сегодня узнали? Что привлекло ваше внимание на собрании? Чему научились, и как будете работать с детьми? Ответы на вопросы показывают, оправдались ли ожидания родителей, что особенно было значимым для каждого из участников, какие выводы для себя сделали родители. Выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. |
Приложение 1
1я карточка:
Аезикн
123456
615131642
2я карточка
Еинопрщ
1234567
544761321
Приложение 2
Памятка для родителей «Как наказывать ребёнка»
· Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребёнка.
· Помните об ответственности при выборе форм наказания.
· Не спешите наказывать своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.
· Уважайте ребёнка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.
· Не бойтесь рассказать ребёнку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребёнку понять себя.
· Требуйте от ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она не была.
· Защищайте ребёнка, если уверены в том, что он не совершал дурного поступка.
· Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи, не скрывайте его проступок от супруга(супруги). Это может привести к потере вашего авторитета.
· Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребёнок станет управлять вашим поведением.
· В промахах вашего ребёнка не пытайтесь делать виноватым других людей.
· Наказывая ребёнка, не вспоминайте его прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным.
Приложение 3.
Памятка для родителей «Как поощрять ребёнка»
· Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
· Поощряйте ребёнка жестами: ему будет тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно пожмёт руку.
· Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехам ребёнка, его поведением. · Используйте чаще фразы «ты прав», «мы согласны с твоим мнением». Это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
· Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы и т.д.
· Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему.
· Если хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться.
· Позволяйте ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.
· Если ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте их стоимость и ценность.
· Учите ребёнка понимать и ценить поощрения.