12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пивоварова
Аккаунт удалён
Россия, Самарская обл.


План проведения родительского собрания (структура)


Содержание родительского собрания

Описание

Тема

Поощрение и наказание детей в семье.

Цель

Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания

Задачи

1 обсудить проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;

2 определить значение этих методов воспитания;

3 обобщить и дополнить знания родителей о видах поощрений и наказаний

Форма проведения родительского собрания (описание родительского собрания)

Лекторий для родителей, практикум, обмен мнениями.

- Уважаемые родители! Я очень рада видеть вас сегодня на родительском собрании! Для того, чтобы наша встреча была позитивной, давайте пожелаем друг другу хорошего дня, и улыбнемся друг другу. Для того, чтобы узнать тему нашего родительского собрания, предлагаю вам разделиться на 2 группы. На ваших столах лежат задания (Приложение 1), составьте буквы в правильном порядке и вы получите слово.
-Давайте узнаем, что у вас получилось? 1ая группа составила слово: Поощрение; 2ая группа получила слово: Наказание. Давайте вместе сформулируем тему сегодняшнего собрания?

-Правильно. Тема сегодняшнего родительского собрания: «Поощрение и наказание детей в семье» (Слайд 1 с темой собрания)

Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но также напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик.

Давайте подумаем, на какие вопросы нам сегодня предстоит ответить?

(совместно с родителями формулируют вопросы) (Слайд 2 с вопросами)

-Какие бывают виды наказаний?

-Когда и как это делать?

-Можно ли испортить ребенка похвалой?

-За что можно хвалить ребенка?


- Проблема наказания – неисчерпаемая тема дискуссий. Выбор предпочитаемых методов закладывается у будущих мам и пап ещё в детстве. И, несмотря на эмоциональные потрясения, переживаемые многими в школьные годы, традиции наказания с большим трудом претерпевают изменения в течение жизни. Как часто слышишь от родителей, оправдывающих свою жестокость, подобные фразы: «Меня воспитывали в строгости, и мой ребёнок вырастет не избалованным», «Я всегда слушалась свою маму, и мой ребёнок обязан меня слушаться». Бывает, правда, и иначе: взрослый с неприязнью вспоминает опыт, полученный им от своих родителей. Сохранив горечь и обиды, понимает, что никогда не поступит так же.

Давайте с вами вместе подумаем какие виды наказания бывают? (совместно с родителями называют 4 вида наказания) (слайд 3 с видами наказаний)

1.Словесное наказание

2.Физическое наказание

3.Наказание изоляцией

4.Наказание трудом, наказание лишением

-Так как вы уже поделены на 2 группы, давайте каждая группа приведет примеры наказаний: 1я группа: словесные наказания и наказание изоляцией; 2я группа: физическое наказание и наказание трудом, наказание лишением. (слушают ответы родителей.)

- Физическое наказание для одних родителей абсолютно неприемлемо, для других – в порядке вещей. В большинстве случаев за благовидной целью воспитания обнаруживается неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом. Физические наказания приводят к тому, что дети становятся неуравновешенными, ранимыми, замкнутыми или вспыльчивыми; повышается уровень тревожности ребёнка; агрессия родителей приводит к агрессии детей. Словесные наказания считают наиболее мягкими, не приносящими вреда ребёнку. И трудно представить родителя, который ни разу в жизни ни крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело с аффективной (эмоциональной) реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Зачастую родители кричат и ругаются на ребёнка, когда у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до ребёнка. Просто из-за того, что не могут сдержаться. Никакой воспитательной роли фразы типа «Всё из-за тебя!», «Вечно ты…», «Когда это кончится!» сыграть не могут. Они, наоборот, вызывают у детей либо ответное озлобление, либо подавленность. Чтобы добиться пользы от словесных наказаний, необходимо «Ты-высказывание» («Ты опять получил двойку! Когда это закончится!») заменить «Я-высказыванием» («Я так расстроена этой новостью! А как же наш договор? Я думаю, тебе надо срочно заняться этим- выучи и расскажи мне эту тему.») Наказание изоляцией рекомендуется применять спокойно, объясняя причину наказания, обговорив условия его прекращения. Не нужно забывать об индивидуальных особенностях детей. Иногда такое наказание превращается в жестокую пытку и приводит к сильнейшему стрессу. Наказание трудом – очень противоречивый метод. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». «За то, что опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению. Часто мы наказываем детей за такие промахи и поступки, которые можно и целесообразно дать им осознать, прочувствовать на собственном опыте. Порвал новые брюки – зашей и ходи с заплаткой. Опоздал к обеду – жди ужина. Плохо выполнил работу – переделай. Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда ребёнку? Известный учёный Ю.Гиппенрейтер советует родителям следующее: когда наказания не избежать, придерживайтесь одного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Речь идёт о наказании лишением. Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно: прогулка, компьютерные игры, катание на велосипеде, выход в гости и т.д. Если ваш ребёнок совершает плохой поступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется. Итак, подытожим: · Выбирая наказание, всегда спрашивайте себя, какую цель вы преследуете, удастся ли добиться поставленной цели? Например, наказывая ребёнка за двойки, вы уверены, что их станет меньше? Может, причина неуспеваемости не связана с прилежанием. Ребёнок просто не усваивает материал. · При выборе метода наказания контролируйте свои эмоции. · Будьте справедливы к детям. Не злоупотребляйте наказаниями, применяйте наказания, только если ребёнок совершил действительно серьёзный проступок. · Не наказывайте трудом, чтением и т.п.-тем, что он должен делать добровольно и получать от этого радость.

- А теперь, давайте скажем свое мнение, отвечая на вопросы (отвечают желающие):

· При каких условиях надобность наказания отпадает?

· Надо ли извиниться перед ребёнком, если выяснилось, что наказание несправедливо?

· Нужно ли наказывать за плохую отметку?

· Нужно ли наказывать дважды за один и тот же проступок?

· За какие из перечисленных видов деятельности надо поощрять? Хорошая учёба, примерное поведение, благородный поступок.

· Надо ли наказывать трудом?

· В чём вред физических наказаний?

- Теперь рассмотрим такой метод стимулирования желательного результата поведения ребёнка как поощрение. Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее, а не ругают за плохое. Простейшей формой поощрения является похвала. Действенная похвала должна быть конкретной. Нужно оценить усилия ребёнка, его действия, а не его самого. Действенная похвала должна быть незамедлительной. Хвалить нужно искренне, без заигрывания. Дети чувствуют фальшь. Похвала должна учитывать способности и уровень развития ребёнка. За одинаковый результат разных детей и хвалить нужно по-разному. Похвала тогда будет эффективной, когда звучит не очень часто. У детей, которые привыкли к постоянным похвалам, появляется чувство вины и протеста в случае неудач, формируются потребности в постоянном восторженном, восхищённом признании его личности.

- Теперь я предлагаю вам послушать описание ситуаций. Решите, правильно ли похвалили ребёнка. Если нет, постройте фразу как нужно. (на слайде 4 показаны ситуации, без комментирования)

· После концерта: «Юля, ты лучшая пианистка в школе!» (Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты играла действительно хорошо!»)

· «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки на месте». (Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения)

· Мальчик играет с другом в шахматы. Мама заходит и говорит: «Какой ты сегодня молодец!» (Неясная похвала. Надо объяснить, почему. Например, «Я рада, что ты не забыл вымыть посуду», «Я рада, что ты полюбил шахматы».)

· «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!» (Ребёнка захваливают. Лучше сказать:» Ты много работал сегодня. Всё сделал, как надо было»)

- Уважаемые родители, сейчас я прошу вас объединиться в группы по четыре человека для проведения заключительного этапа нашего собрания. Я предлагаю вам в группах обсудить и записать советы родителям, как можно поощрять своих детей.

(слушают ответы родителей)

Решение:

- Стараться умело пользоваться, в воспитании детей  наказанием и поощрением.

- Помнить о том, что насилие и принуждение в воспитании приносят только вред: ребенок становиться неискренним, лживым, привыкает кривить душой.

- Использовать в общении с ребенком главным методом воспитания – убеждение.

- Уважаемые родители, если вы хотите более глубоко  познакомиться с проблемой поощрения и наказания в воспитании детей я предлагаю вам прочитать книгу А.С. Спиваковской «Как быть родителями».

- В завершении нашего собрания предлагаю вашему вниманию памятки (приложение 2 и 3). Для подведения итогов, желающие родители могут сказать сказать свое мнение о нашем собрании, начав предложенными фразами:

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

меня удивило…

мне захотелось…

А также ответить на один из вопросов по выбору:

Что нового вы сегодня узнали?

Что привлекло ваше внимание на собрании?

Чему научились, и как будете работать с детьми?

Если у вас остались какие-то вопросы, задавайте! Если вопросов нет-хочу сказать, что наше собрание сегодня оказалось очень продуктивным, всем хорошего дня, до следующей встречи!


После собрания остаются отдельные родители для индивидуального собеседования по их вопросам и по рекомендации психолога.

Современные интерактивные технологии

ИКТ, case-study (анализ ситуаций), мозговой штурм (приведение примеров насилия)

Материалы и оборудование

Презентация, карточки с заданиями, памятки для родителей (приложение 2 и 3), листы бумаги, ручки, памятки для родителей («Как наказывать ребёнка», «Как поощрять ребёнка»)

Научные источники, используемые в ходе родительского собрания

Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1 – 4 классы.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/08/19/roditelskoe-sobranie-na-temu-pooshchrenie-i

http://ulyanovo-school.klgd.eduru.ru/media/2018/10/30/1220607637/Roditel_skoe_sobranie_2_klass._Pooshhrenie_i_nakazanie.pdf

https://urok.1sept.ru/articles/660702

https://www.polymedia.ru/o-kompanii/stati/interaktivnye-tekhnologii-v-obrazovanii/


Рефлексивный анализ

Ответ на один из вопросов по выбору:

Что нового вы сегодня узнали?

Что привлекло ваше внимание на собрании?

Чему научились, и как будете работать с детьми?

Ответы на вопросы показывают, оправдались ли ожидания родителей, что особенно было значимым для каждого из участников, какие выводы для себя сделали родители. Выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса.



Приложение 1

1я карточка:


Аезикн

123456


615131642


2я карточка


Еинопрщ

1234567


544761321












Приложение 2


Памятка для родителей «Как наказывать ребёнка»

· Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребёнка.

· Помните об ответственности при выборе форм наказания.

· Не спешите наказывать своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.

· Уважайте ребёнка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.

· Не бойтесь рассказать ребёнку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребёнку понять себя.

· Требуйте от ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она не была.

· Защищайте ребёнка, если уверены в том, что он не совершал дурного поступка.

· Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи, не скрывайте его проступок от супруга(супруги). Это может привести к потере вашего авторитета.

· Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребёнок станет управлять вашим поведением.

· В промахах вашего ребёнка не пытайтесь делать виноватым других людей.

· Наказывая ребёнка, не вспоминайте его прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным.


Приложение 3.


Памятка для родителей «Как поощрять ребёнка»

· Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.

· Поощряйте ребёнка жестами: ему будет тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно пожмёт руку.

· Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехам ребёнка, его поведением. · Используйте чаще фразы «ты прав», «мы согласны с твоим мнением». Это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

· Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы и т.д.

· Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему.

· Если хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться.

· Позволяйте ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.

· Если ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте их стоимость и ценность.

· Учите ребёнка понимать и ценить поощрения.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.