Материал к родительскому собранию «Поощрение и наказание детей в семье»
Приложение 8
2 часть ПДП
План проведения родительского собрания (структура)
№ | Содержание родительского собрания | Описание |
Тема | Поощрение и наказание детей в семье. | |
Цель | Обсуждение с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье. И формирование у родителей культуры поощрения и наказания ребенка в семье. Цель и задачи – чем отличаются? | |
Задачи | Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семье. Убедить родителей во вреде насилия над детьми. Обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье. Обсудить проблему поощрения и наказания ребёнка в семье; определить значение этих методов воспитания; обобщить и дополнить знания родителей о видах поощрений и наказаний. | |
Форма проведения родительского собрания (описание родительского собрания) | «Наказание - это причинение вреда причиняющему вред. Похвала - педагогический домкрат». В. Кротов Вступительное слово учителя — классного руководителя: - Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик. Тема нашего собрания очень важна. Очень часто ребёнок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы наказания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: • Нужно ли наказывать детей? • Когда и как это делать? • Можно ли испортить ребенка похвалой? • За что можно хвалить ребенка? Онлайн тестирование родителей «Хорошие ли вы родители». По итогу тестирования каждый читает что он за родитель Предлагает выполнить упражнение «Цветок» Перед Вами лист бумаги. Нарисуйте в середине листа круг – это сердцевина цветка. Вспомните, как вы выбирали имя своему ребенку, как трепетно вы к этому относились. Напишите имя своего ребенка в сердцевине. Напишите чувства, которые вы испытываете, когда читаете, слышите имя своего ребенка. У каждого цветка есть лепестки и у нашего цветка тоже будут лепестки. Количество лепестков соответствует количеству имен-обращений к вашему ребенку. Постарайтесь вспомнить все имена обращения, не только те с которыми вы обращаетесь, но и другие члены семьи, друзья и знакомые вашего ребенка. Впишите в каждый лепесток имя-обращение. Напишите чувства, которые вы испытываете, когда слышите то или иное имя-обращение к своему ребенку. Если вам не нравится какое-либо имя-обращение, то заштрихуйте этот лепесток. У цветка есть стебель. Вспомните, как вы обращаетесь к ребенку в порыве гнева, раздражения – подпишите это имя-обращение около стебля. Напишите, что вы чувствуете, когда вспоминаете свою интонацию при данном разговоре. А сейчас задумайтесь, что нужно цветку, чтобы благоухать и радовать наш глаз? Конечно, ему необходимо питание, а получает он его через стебель. А теперь посмотрите, какое питание получает ваш цветок, какие чувства его подкрепляют? Не зря говорят: «Ложка дегтя способна испортить бочку с медом». Так и мы порой своим обращением перечеркиваем все то, что для этого долго и упорно создавали. Даже если это имя, произнесенное с другой интонацией. У цветка есть лист. Подпишите его тем именем-обращением, которое больше всего нравится вашему ребенку. Напишите свои чувства. Как вы думаете, совпадают ли ваши чувства с чувствами ребенка? Постарайтесь обращаться к нему так, как он любит. Классный руководитель рассказывает подробно о видах наказания Словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения) Физическое наказание (шлепки, порка, подзатыльники) Наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, отказ от контакта) Наказание трудом (уроками, чтением) наказание лишением (прогулок, сладостей, компьютера) Часто мы наказываем детей за такие промахи и поступки, которые можно и целесообразно дать им осознать, прочувствовать на собственном опыте. Порвал новые брюки – зашей и ходи с заплаткой. Опоздал к обеду – жди ужина. Плохо выполнил работу – переделай. Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда ребёнку? Известный учёный Ю.Гиппенрейтер советует родителям следующее: когда наказания не избежать, придерживайтесь одного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Речь идёт о наказании лишением. Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно: прогулка, компьютерные игры, катание на велосипеде, выход в гости и т.д. Если ваш ребёнок совершает плохой поступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется. Групповая работа : Прием «Кластер» Каждой группе дается задание» 1 группе наказание- какой эффект принесет 2 группе поощрение: какой эффект принесет, Обсуждение результатов, Раздает памятки родителям «Как наказывать ребенка» и «Как поощрять ребенка» Педагогические ситуации: родителям предлагаются ситуации на обсуждение. 1. Ребенок что-то испортил, стащил, напакостил. Родители узнали об этом спустя два месяца. Как вы поступите? 2. Диалог матери с ребенком: - Если ты не перестанешь грубить, я поставлю тебя в угол! - Не поставишь! - Как ты разговариваешь с матерью! - Нормально. -Ты считаешь, что можно так разговаривать со взрослыми? Быстро в угол! Будет ли эффект от такого наказания? 3. Диалог матери с ребенком: - Сережа, почему ты опоздал? - Мам, мы лепили огромного снеговика. - Значит, для тебя какой-то снеговик важнее матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя. - Мам, мы могли проиграть мальчишкам из дома напротив! - Ничего не хочу слышать! За то что не пришел, когда обещал, вынеси мусор и подмети пол! Справедливо ли наказание? В магазине ребенок просит у мамы купить игрушку, мама отказывает ему. Ребенок начинает громко плакать и требовать игрушку у мамы. Какие действия со стороны мамы могут последовать? Предложите позитивный и негативный выход из ситуации. Уважаемые родители, если вы хотите более глубоко познакомиться с проблемой поощрения и наказания в воспитании детей, я предлагаю вам прочитать книгу А.С. Спиваковской «Как быть родителями» из серии «Педагогика - родителям». | |
Современные интерактивные технологии | Тренинг-практикум «Цветок», прием «кластер», онлайн-тестирование, прием «Всё у меня в руках» | |
Материалы и оборудование | Интерактивная доска, презентация, ватман, листы А4, памятки «Как наказывать ребенка», «Как поощрятьребенка», планшеты для онлайн тестирования | |
Научные источники, используемые в ходе родительского собрания | А.С. Спиваковская «Как быть родителями» https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/09/30/spivakovskaya.pdf золотые правила наказания и поощрения детей https://azbyka.ru/deti/zoloty-e-pravila-pooshhreniya-i-nakazaniya онлайн тесты для родителей https://onlinetestpad.com/ru/testview/23530-test-dlya-roditelej-khoroshie-li-vy-roditeli | |
Рефлексивный анализ | Что было самым важным для вас в течение сегодняшней встречи? Измените ли вы что-то в своем поведении? Какие вопросы Вы хотели бы обсудить в рамках этой темы? Прием «Всё у меня в руках» По итогам работы просят написать на пальцах продолжение фразы: Большой палец: я узнал полезную информацию о______________ Указательный палец: даны конкретные рекомендации по ________ Средний палец: мне не понравилось______________________ Безымянный палец: психологическая атмосфера_____________ Мизинец: мне не хватило_______________________________ |