Портфолио
Титульный лист
Содержание портфолио
Официальные документы:
Заявление
Аттестационный лист
Экспертный лист
Копия должностной инструкции
Копия личного листа по учету кадров
Характеристика-представление
Копии документов об образовании, переподготовке и повышении квалификации
Анализ результативности педагогической работы:
Анализ личностно-профессионального развития в межаттестационный период
План личностно-профессионального развития
Направление профессиональной деятельности
Межведомственное взаимодействие
Практический инструментарий (технологии, формы, методы педагогической деятельности)
Эффективность реабилитационного процесса
Матрица открытого занятия
Программно-методическое обеспечение
Нормативно-правовая база
Творческий отчет специалиста (фотографии)
Вид деятельности | Учебный год | Показатели диагностики | Динамика за 3 года |
Игровая деятельность | 2012 - 2013 | Достаточный уровень – 5%; Средний уровень – 37%; Низкий уровень – 58%. | 26,5% |
2013 - 2014 | Достаточный уровень - 17% Средний уровень - 46% Низкий уровень - 37% | ||
2014 - 2015 | Достаточный уровень - 21% Средний уровень - 58% Низкий уровень - 21% | ||
Физическая активность | 2012 - 2013 | Достаточный уровень – 8%; Средний уровень – 37%; Низкий уровень – 55%. | 23,5% |
2013 - 2014 | Достаточный уровень - 17% Средний уровень - 46% Низкий уровень - 37% | ||
2014 - 2015 | Достаточный уровень - 21% Средний уровень - 58% Низкий уровень - 21% | ||
Учебная деятельность | 2012 - 2013 | Достаточный уровень – 2%; Средний уровень – 15%; Низкий уровень – 83%. | 17,5% |
2013 - 2014 | Достаточный уровень - 6% Средний уровень - 17% Низкий уровень - 77% | ||
2014 - 2015 | Достаточный уровень - 11% Средний уровень - 22% Низкий уровень - 67% | ||
Коммуникативная сфера | 2012 - 2013 | Достаточный уровень – 5%; Средний уровень – 37%; Низкий уровень – 58%. | 39,5% |
2013 - 2014 | Достаточный уровень - 19% Средний уровень - 52% Низкий уровень - 29% | ||
2014 - 2015 | Достаточный уровень - 32% Средний уровень - 62% Низкий уровень - 6% | ||
Продуктивные виды деятельности | 2012 - 2013 | Достаточный уровень – 8%; Средний уровень – 37%; Низкий уровень – 55%. | 23,5% |
2013 - 2014 | Достаточный уровень - 17% Средний уровень - 46% Низкий уровень - 37% | ||
2014 - 2015 | Достаточный уровень - 21% Средний уровень - 58% Низкий уровень - 21% |
ДИНАМИКА ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ И УМЕНИЯМИ, НЕОБХОДИМЫМИ ДЛЯ МАКСИМАЛЬНО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 3 ГОДА
ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ:
Задачи сразу заинтересовывают ребенка, положительное эмоциональное состояние сохраняется в течение всего занятия. Ребенок понимает задачу быстро, не нуждается в повторении и разъяснении. Фонд действенных знаний для ее решения достаточен, нередко даже богат. Все мыслительные операции совершаются правильно и самостоятельно. Ребенок может вербально обосновать свое решение, рассуждает, делает индуктивно-дедуктивные доказательства. Самостоятельно сосредоточивается на задаче, старается обдумать свое решение, совершает умственные действия в определенной последовательности, оценивает степень правильности, может сам заметить и исправить ошибки. Помощь взрослого не нужна. При наличии ошибки достаточно предложения задуматься. | 3 |
Задачи заинтересовывают ребенка. Задания выполняет в целом охотно, понимает без дополнительных разъяснений, но иногда просит повторить. Фонд действенных знаний для решения задач достаточен, мыслительные операции совершает в основном правильно. Принимает задание, но ходом его выполнения может управлять только с помощью взрослого, нуждается в побуждающих и наводящих вопросах. Ошибки при решении задач может заметить сам, но большей частью с помощью взрослого, с его помощью их и исправляет. | 2 |
Предложением решать задачи заинтересовывается, но к содержанию занятия индифферентен (особенно к самым трудным заданиям). Готов прекратить решение, перейти к новой задаче, не решив предыдущую. По ходу работы нуждается в постоянном поощрении за любые, даже самые малые проявления мысли и желание думать. Самостоятельно понимает лишь наиболее легкие задачи, часто нуждается в дополнительном повторении инструкции, разъяснении задания, в прямой помощи в форме практических действий и показа наглядного материала. Фонд действенных знаний беден и узок. Ребенок не владеет необходимым запасом общих представлений и простейших житейских понятий. Необходимыми операциями в умственном плане владеет явно недостаточно, решает лишь некоторые задачи. Ответы ребенка чаще всего ситуативные. Он не может вычленить главное, обосновать решение вербально. | 1 |
Оценочные критерии к диагностики
состояния речи
Нарушение импрессивной речи, не выполнение инструкций, отсутствие экспрессивной речи | 1 | |
Наличие звукоподражаний, лепетных слов, аморфных слов-корней, слов-жестов | 2 | |
Экпрессивная речь представлена простым аграмматичным одно-двусложным предложением, бедный словарный запас, полиморфное нарушение звукопроизнощения | 3 | |
Экспрессинвая речь. Недоразвитие фонематического анализа и синтеза, полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушение словообразования, нарушение последовательности в пересказах | 4 | |
Оценочные критерии к диагностики сенсорной сферы | ||
Не понимание задания, не возможность привлечения к выполнению. Не соотносит основные цвета, восприятие формы и величины не сформировано | 1 | |
Большинство заданий не выполняются или выполняются не правильно. Путает основные цвета, восприятие величины и формы сформировано частично: действует методом проб и ошибок | 2 | |
Единичные ошибки исправляются с помощью расширения и уточнения инструкции. Соотносит основные цвета, восприятие формы и величины предмета сформированы частично: действует методом примеривания. | 3 | |
Правильное, самостоятельное выполнение заданий с переносом на аналогичную ситуацию. Соотносит основные и оттеночные цвета, восприятие формы и величины предмета сформированы: действует методом зрительного соотнесения | 4 |
Оценочные критерии к диагностики
мелкой моторики рук
7 б. и меньше | мелкая моторика грубо нарушена | 1 | ||||||||
8-10 баллов | мелкая моторика развита плохо | 2 | ||||||||
11-13 баллов | мелкая моторика развита недостаточно | 3 | ||||||||
14-15 баллов | мелкая моторика развита хорошо | 4 | ||||||||
Оценочные критерии к диагностики состояния мышления
|
2013 – 2014 учебный год
2014 – 2015 учебный год
ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ:
Отсутствие знаний, умений, навыков | 0 |
Появление (низкий уровень) | 1 |
Частичное освоение (средний уровень) | 2 |
Умение применять знания, умения и навыки в конкретной ситуации (выше среднего) | 3 |
Использует, применяет и переносит полученные знания, умения и навыки на практике в различных ситуациях (достаточный уровень) | 4 |
ЕДИНОЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
МОДЕЛЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Создание необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ, их реабилитация коррекционно-педагогическими средствами и максимально возможная социализация с учетом их способностей, состояния здоровья; успешная интеграция в общество.
Формирование навыков элементарного, доступного самообслуживания и жизнеобеспечения
Развитие доступной предметно-практической, игровой и досуговой деятельности
Воспитание коммуникативного общения
Расширение границ социального общения
Расширение максимально доступной адаптации в микросоциуме
Воспитанник и его интеллектуальные возможности
Валеологическое воспитание
Социализация воспитанников
Трудовое воспитание
Воспитанник - патриот и гражданин
Воспитанник и его нравственность
Общение и досуг
Воспитанник и его семья
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
П
Р
И
Н
Ц
И
П
Ы
К омплексная системная работа над развитием ВПФ,
речью и личностью в целом
РЕЧЬ:
1. Создание механизмов речевой деятельности
2. Обогащение речевой практики
3. Восполнение пробелов в речевом развитии и подготовка к дальнейшему школьному обучению
ВПФ:
Развитие внимания, восприятия, памяти, процессов анализа, синтеза, обобщения, противопоставления, сравнения
ЛИЧНОСТЬ:
Устранение
невротических наслоений в характере ребенка
Воспитание
целенаправленной личности
Воспитание
правильного отношения ребенка к недоразвитию и к работе по его преодолению
Развитие сенсорных и двигательных возможностей ребенка:
Развитие мелкой моторики
Развитие общей моторики
Формирование сенсорных эталонов
Предметно-практическая деятельность
Учебная деятельность
Игровая деятельность
Создание коррекционно-развивающей среды
Систематическое специфическое лечение ребенка
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «…»
Цель:
Задачи:
Ход занятия:
1 | Организационный момент | 1 минуты |
2 | 2 минуты | |
3 | 5 минуты | |
4 | 2 минуты | |
5 | 1 минута | |
6 | 10 минут | |
7 | 1 минута |
В коррекционно-развивающем процессе используются современные технологии и методики для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями:
Аксёнова, Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии / Дефектология. — 1997. — № 5.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.Воронковой. — М., 1994.
Дети с отклонениями в развитии: Метод. пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей / Сост. Н. Д. Шматко. — М., 1997.
Дефектология: Словарь-справочник / Под. ред. Б.П. Пузанова. — М., 1996.
Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1993.
6.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2005
7.Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А Катаев,
Е.А. Стребелева. — М, 1988.
8.Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А Лапшин, В.П. Пузанов. — М., 1990.
9.Лубовский, В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития / В.И. Лубовский // Дефектология. — 1994. — №1.
10.Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова. — М., 1992:
11.Организация обучения и воспитания детей с ЗПР в дошкольном учреждении / Под ред. Н.Ю. Боряковой, Е.А. Дубининой, М.А. Косициной. — М.,1999.
12.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1,2 / Под общей ред. С.Г. Шевченко.- М.: Школьная Пресса, 2003,
13.Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001
14.Речь и мышление детей с отклонениями в развитии / Под ред. Т.П. Артемьевой. — Екатеринбург, 1992.
15.Современные технологии обучения учащихся с нарушением умственного развития: Сб. науч. тр. / Урал.гос. ун-т. — Екатеринбург, 1996.
16.Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития / О.Н. Усанова. — М., 1995.
Одним из наиболее эффективных средств, применяемых в процессе педагогической работы, является применение информационно-коммуникативных технологий:
1. Обрабатывание данных полученные в процессе работы в программах -Microsoft Office Word 2007,-Microsoft Office Power Point 2007 и т.д.
2.Мультимедийные презентации для диагностики познавательной деятельности детей;
3. Презентация для стимуляции речевой активности неговорящих детей, например, «Голоса животных»
4. Презентации для развития речи детей и обогащения словарного запаса и сведений и понятий об окружающем по всем лексическим темам.
Международные:
· Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральные:
· Конституция РФ;
· Закон РФ «Об образовании»;
· Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;
· Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
· Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
· Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах, учителя - дефектолога и педагогах-психологах образовательных учреждений»;
· Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;
· Приказ МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
· Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»;
· Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»;
· Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную»;
· Распорядительно-нормативные документы (административные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).
Локальные:
· Устав образовательного учреждения
· Должностная инструкция учителя-дефектолога.