Методические рекомендации по формированию портфолио обучающегося объединения «Колорит».
Технология создания портфолио обучающегося.
Сущность современного образовательного процесса заключается не только в том, чтобы дать знания, умения и навыки обучающимся, развивать у них мышление, но и в том, чтобы обучать их формам, методам, средствам самостоятельного добывания знаний. Формирование у обучающихся умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации – одно из направлений совершенствования качества подготовки обучающихся.
Одной из оценочных технологий, основанных на использовании компетентностного подхода, стала активно внедряемая в практику образовательных учреждений технология портфолио.
Портфолио в современном понимании является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося. Его применение позволяет решать задачи организации, планирования, осуществления и оценивания различных направлений деятельности обучающегося, реализуемой в рамках учебно-воспитательного процесса.
«Портфолио» (в широком смысле) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, обучающихся в определенный период его обучения.
Цель портфолио: предоставить отчет по процессу образования обучающегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Философия портфолио:
Смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету
Интеграцию количественной и качественной системы оценок
Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности – учебной, исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной, самообразовательной и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Портфолио относится к разряду истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания.
Технология портфолио является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать такие педагогические задачи, как:
– поддерживание и стимулирование учебной мотивации обучающихся;
– развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
– формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность обучающихся;
– закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной профориентации.
В тоже время, портфолио может и должно выступать не только в качестве механизма мониторинга прогресса обучающегося, но и одним из условий повышения его мотивации, образовательного и исследовательского рейтинга, формирования навыков рефлексии и проектирования, освоения навыков самопрезентации, подготовки к прохождению различных собеседований, написанию автобиографии и профессионального резюме, т. е. всего того, что изначально формирует основы адаптации и социализации обучающихся.
Технология создания портфолио реализует следующие принципы:
– равенство всех участников обучения: преподаватель и обучающийся становятся партнерами в организации учебного процесса с приоритетом самостоятельного обучения при направляющей функции преподавателя; – ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации;
– отсутствие оценки, соревнования, соперничества; вместо этого в качестве стимулов – самооценка, самокоррекция, самовоспитание;
– сочетание индивидуальной и коллективной работы для создания атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, что способствует повышению уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине;
– возможность выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата;
– важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики.
Работа над портфолио помогает обучающемуся критически оценить результаты своей учебной деятельности. Портфолио позволяет фиксировать изменения и рост обучающегося за определенный период времени, а также обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году. Кроме этого, портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
В процессе работы над созданием портфолио у обучающегося формируются:
– общеучебные умения (систематизация, обобщение, равнение, классификация и др.),
– прогностические и проектировочные умения (выбор и формулирование целей, определение последовательности и результатов деятельности, планирование, выбор способов деятельности и др.),
– организационные (умение вести деловые записи, находить необходимые данные, использовать различные способы работы с информацией и её источниками и т.п.) и др.
Помимо накопительной функции, портфолио выполняет модельную функцию:
– отражает динамику развития обучающегося, результатов его самореализации;
– демонстрирует стиль учения, свойственный обучающемуся, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;
– помогает обучающемуся проводить рефлексию собственной учебной работы;
– служит формой обсуждения и самооценки результатов работы обучающегося на зачете, экзамене;
– помогает обучающемуся самостоятельно установить связи между усвоенными ранее и новыми знаниями.
С тем, чтобы наиболее эффективно способствовать развитию УУД обучающихся, необходимо тщательно подбирать критерии оценки портфолио, и представить эти критерии обучающимся еще до начала их работы над своим портфолио. Технология портфолио предпочтительна потому, что она обеспечивает высокий уровень документированности процесса обучения и развития. Портфолио позволяет проводить оценку всего учебного процесса от самого начала, поскольку оно пополняется периодически в течение всего обучения.
Материал портфолио собирается в течение всего периода обучения. Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику роста обучающегося.
Преимущества технологии портфолио:
– позволяет преподавателю индивидуально подходить к каждому обучающемуся; каждый обучающийся обладает своими уникальными способностями, потребностями и сильными сторонами;
– предоставляет основу для последующего анализа и планирования. Учитывая особенности отдельного обучающегося, можно выделить его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху;
– позволяет самим обучающимся стать активными участниками процесса оценки; они могут честно представить себе свои текущие знания и определить цели, которых они хотят достигнуть в дальнейшем обучении;
– расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения.
В образовательном процессе используются следующие типы портфолио:
«Портфолио документов» – портфель документированных индивидуальных достижений. Здесь предполагается возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.
Документы или их копии должны быть помещены в портфолио.
Портфолио этого типа дает представление о результатах, показывает процесс индивидуального развития обучающегося, но не описывает его творческой активности, его творческого стиля, интересов и т. п. Содержание портфолио документов: дипломы, грамоты, свидетельства, сертификаты, удостоверения.
«Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих и проектных работ обучающихся, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. В данном разделе портфолио дается качественная оценка: например, по размерам полноты, разнообразия и убедительности материалов качества представленных работ.
Портфолио этого типа дает представление об учебной и творческой активности обучающегося, направленности его интересов.
Выставочное портфолио как элемент портфолио работ включает все материалы, свидетельствующие о процессе обучения: отзывы на творческие работы и на практики, фотографии изделий, выполненных собственными руками, и наиболее применим для учебной практики (производственного обучения).
Обучающиеся – индивидуально или совместно с преподавателем, педагогом дополнительного образования – отбирают содержимое, обсуждают критерии отбора, критерии оценки достижений, а также способы подтверждения своих достижений своими работами. Обучающимся такой подход придает ощущение авторства и собственной значимости. Также он позволяет представить к рассмотрению заинтересованных лиц достижения обучающегося.
Данные собираются многократно, в разные моменты времени. Выставочное портфолио должно включать не только окончательные варианты работ, но и их промежуточные состояния к определенным моментам времени. Это позволяет в дальнейшем оценить и осмыслить весь процесс обучения.
Портфолио может переходить от одного преподавателя, педагога дополнительного образования к другому по мере продвижения обучающегося на более высокие ступени обучения.. На основе портфолио они составляют резюме, которое помогает им достойно представить себя на различных конкурсах, выставках и т.д..
Содержание портфолио работ: творческие работы по профилю специальности, исследовательские работы, тексты и презентации докладов и сообщений на научно-практических конференциях разного уровня, фото и видео материалы, свидетельствующие о практике, участие в научно-практических конференциях, конкурсах, печатные работы.
Портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, предоставленные педагогами, классными руководителями, работниками системы дополнительного образования и др.
Содержание портфолио отзывов: характеристики с мест дополнительного образования, рекомендательные письма от образовательного учреждения, отзывы о достижениях обучающегося во внеучебной деятельности.
Рефлексивное портфолио раскрывает динамику личностного развития обучающегося, помогает отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и в качественном плане. Важной составляющей является самооценка обучающегося, его рефлексия на собственную деятельность.
Рефлексивное портфолио: включает в себя материалы и оценку\самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.
Комплексное портфолио включает в себя все представленные ранее типы портфолио.
Структура Портфолио.
Портфолио содержит следующие разделы:
Титульный лист (приложение № 1):
– полное название образовательного учреждения;
– фамилия, имя, отчество обучающегося;
– наименование объединения;
–Ф.И.О. педагога
Раздел 1. «Портфолио документов»:
1.1. Документы, подтверждающие образовательные результаты (копия сводной ведомости оценок, копия ведомости промежуточной аттестации, копия приказа о получении именной стипендии и др.).
1.2. Документы, подтверждающие получение дополнительного образования (свидетельства, сертификаты, удостоверения).
1.4. Документы, подтверждающие участие в общественной жизни ОУ, органов самоуправления (копии отчетов, протоколов заседаний).
1.5. Документы, подтверждающие результаты участия в научно-практических конференциях, олимпиадах различного уровня.
1.6. Документы, подтверждающие результаты участия в творческих мероприятиях различного уровня.
Раздел 2 «Портфолио работ»:
2.1. Практические работы (фото-видеоматериалы, подтверждающие изготовление работ, изделий и т.д.).
2.2. Внеаудиторная самостоятельная работа (мини-проекты, рефераты, расчетно-графические работы, опорные конспекты и др.).
2.3. Проектные и исследовательские работы (список работ, в которых обучающийся принимал участие, с указанием конкретных функций и роли).
2.4. Творческие работы по разным направлениям.
2.5. Публикации в журналах, сборниках и т.д.
Раздел 3.«Портфолио отзывов»:
3.1. Отзыв преподавателя (педагога дополнительного образования, руководителя проекта) о результатах учебной и внеучебной деятельности.
3.2. Заключение о качестве работ, в которых принимал личное участие обучающийся (коллективный проект и т.д.).
3.3. Рецензии на выполненные проектные, научно-исследовательские работы.
Раздел 4. Рефлексивное Портфолио:
4.1. Материалы анкетирования.
4.2. Резюме.
4.3. Эссе «Ступени моей карьеры»: – оценка/самооценка достижения целей;
– оценка ресурсов;
– оценка готовности к профессиональной карьере;
– образовательные планы;
– профессиональные планы;
– позиция в жизни;
– ожидания от обучения в ОУ.
Портфолио можно составлять как в электронном виде, так и на бумажных носителях.
Оформление Портфолио.
При оформлении портфолио необходимо соблюдать следующие требования:
– оформлять на компьютере отдельными листами (в пределах одного бланка или листа, таблицы;
– предоставлять достоверную информацию;
– располагать материалы в портфолио в соответствии с принятой структурой портфолио.
Использованная литература
1. Балыкина Е.Н. Оценочное электронное портфолио по предмету//
http://www.school.holm.ru/studyabroad.
2. Битер, О.А. Электронное портфолио как показатель качества обученности.
/Методист. – 2010.- № 1. С. 47 – 48.
3. Купцова Л.И. Портфолио как способ формирования профессиональных
компетенций /Л.И. Купцова, Н.В. Мартынова, О.П. Томилина //Специалист
– 2010. - № 3. С.- 18.
4. Методические рекомендации для преподавателей по формированию
портфолио. Сост. О.М.Ермолова – Волгоград, ГОУ СПО «Медицинский
колледж № 2, Волгоград» - 2008.
5. Переверзев, В.Ю. Электронное портфолио как инновационное оценочное
средство /Ю.В. Переверзев, С.А. Синельников // СПО. – 2008.- №1. С. 71-73
Приложение №1.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
города Набережные Челны «Детско-юношеский центр № 14»
ПОРТФОЛИО
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ
«КОЛОРИТ»
Мм
Ф.И.О.
Педагог: Ф.И.О.
2018-2019