12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фирсова Дина Викторовна3190
Педагог дополнительного образования первой кв. категории. Дизайнер детского театра моды "Отражение".
Россия, Татарстан респ., Набережные Челны
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»

Методические рекомендации по формированию портфолио обучающегося объединения «Колорит».

Технология создания портфолио обучающегося.

Сущность современного образовательного процесса заключается не только в том, чтобы дать знания, умения и навыки обучающимся, развивать у них мышление, но и в том, чтобы обучать их формам, методам, средствам самостоятельного добывания знаний. Формирование у обучающихся умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации – одно из направлений совершенствования качества подготовки обучающихся.

Одной из оценочных технологий, основанных на использовании компетентностного подхода, стала активно внедряемая в практику образовательных учреждений технология портфолио.

Портфолио в современном понимании является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося. Его применение позволяет решать задачи организации, планирования, осуществления и оценивания различных направлений деятельности обучающегося, реализуемой в рамках учебно-воспитательного процесса.

«Портфолио» (в широком смысле) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, обучающихся в определенный период его обучения.

Цель портфолио: предоставить отчет по процессу образования обучающегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Философия портфолио:

Смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету

Интеграцию количественной и качественной системы оценок

Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности – учебной, исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной, самообразовательной и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Портфолио относится к разряду истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания.

Технология портфолио является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать такие педагогические задачи, как:

поддерживание и стимулирование учебной мотивации обучающихся;

развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;

формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность обучающихся;

закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной профориентации.

В тоже время, портфолио может и должно выступать не только в качестве механизма мониторинга прогресса обучающегося, но и одним из условий повышения его мотивации, образовательного и исследовательского рейтинга, формирования навыков рефлексии и проектирования, освоения навыков самопрезентации, подготовки к прохождению различных собеседований, написанию автобиографии и профессионального резюме, т. е. всего того, что изначально формирует основы адаптации и социализации обучающихся.

Технология создания портфолио реализует следующие принципы:

равенство всех участников обучения: преподаватель и обучающийся становятся партнерами в организации учебного процесса с приоритетом самостоятельного обучения при направляющей функции преподавателя; – ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации;

отсутствие оценки, соревнования, соперничества; вместо этого в качестве стимулов – самооценка, самокоррекция, самовоспитание;

сочетание индивидуальной и коллективной работы для создания атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, что способствует повышению уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине;

возможность выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата;

важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики.

Работа над портфолио помогает обучающемуся критически оценить результаты своей учебной деятельности. Портфолио позволяет фиксировать изменения и рост обучающегося за определенный период времени, а также обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году. Кроме этого, портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута обучающегося.

В процессе работы над созданием портфолио у обучающегося формируются:

общеучебные умения (систематизация, обобщение, равнение, классификация и др.),

прогностические и проектировочные умения (выбор и формулирование целей, определение последовательности и результатов деятельности, планирование, выбор способов деятельности и др.),

организационные (умение вести деловые записи, находить необходимые данные, использовать различные способы работы с информацией и её источниками и т.п.) и др.

Помимо накопительной функции, портфолио выполняет модельную функцию:

отражает динамику развития обучающегося, результатов его самореализации;

демонстрирует стиль учения, свойственный обучающемуся, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;

помогает обучающемуся проводить рефлексию собственной учебной работы;

служит формой обсуждения и самооценки результатов работы обучающегося на зачете, экзамене;

помогает обучающемуся самостоятельно установить связи между усвоенными ранее и новыми знаниями.

С тем, чтобы наиболее эффективно способствовать развитию УУД обучающихся, необходимо тщательно подбирать критерии оценки портфолио, и представить эти критерии обучающимся еще до начала их работы над своим портфолио. Технология портфолио предпочтительна потому, что она обеспечивает высокий уровень документированности процесса обучения и развития. Портфолио позволяет проводить оценку всего учебного процесса от самого начала, поскольку оно пополняется периодически в течение всего обучения.

Материал портфолио собирается в течение всего периода обучения. Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику роста обучающегося.

Преимущества технологии портфолио:

позволяет преподавателю индивидуально подходить к каждому обучающемуся; каждый обучающийся обладает своими уникальными способностями, потребностями и сильными сторонами;

предоставляет основу для последующего анализа и планирования. Учитывая особенности отдельного обучающегося, можно выделить его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху;

позволяет самим обучающимся стать активными участниками процесса оценки; они могут честно представить себе свои текущие знания и определить цели, которых они хотят достигнуть в дальнейшем обучении;

расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения.

В образовательном процессе используются следующие типы портфолио:

«Портфолио документов» – портфель документированных индивидуальных достижений. Здесь предполагается возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.

Документы или их копии должны быть помещены в портфолио.

Портфолио этого типа дает представление о результатах, показывает процесс индивидуального развития обучающегося, но не описывает его творческой активности, его творческого стиля, интересов и т. п. Содержание портфолио документов: дипломы, грамоты, свидетельства, сертификаты, удостоверения.

«Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих и проектных работ обучающихся, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. В данном разделе портфолио дается качественная оценка: например, по размерам полноты, разнообразия и убедительности материалов качества представленных работ.

Портфолио этого типа дает представление об учебной и творческой активности обучающегося, направленности его интересов.

Выставочное портфолио как элемент портфолио работ включает все материалы, свидетельствующие о процессе обучения: отзывы на творческие работы и на практики, фотографии изделий, выполненных собственными руками, и наиболее применим для учебной практики (производственного обучения).

Обучающиеся – индивидуально или совместно с преподавателем, педагогом дополнительного образования – отбирают содержимое, обсуждают критерии отбора, критерии оценки достижений, а также способы подтверждения своих достижений своими работами. Обучающимся такой подход придает ощущение авторства и собственной значимости. Также он позволяет представить к рассмотрению заинтересованных лиц достижения обучающегося.

Данные собираются многократно, в разные моменты времени. Выставочное портфолио должно включать не только окончательные варианты работ, но и их промежуточные состояния к определенным моментам времени. Это позволяет в дальнейшем оценить и осмыслить весь процесс обучения.

Портфолио может переходить от одного преподавателя, педагога дополнительного образования к другому по мере продвижения обучающегося на более высокие ступени обучения.. На основе портфолио они составляют резюме, которое помогает им достойно представить себя на различных конкурсах, выставках и т.д..

Содержание портфолио работ: творческие работы по профилю специальности, исследовательские работы, тексты и презентации докладов и сообщений на научно-практических конференциях разного уровня, фото и видео материалы, свидетельствующие о практике, участие в научно-практических конференциях, конкурсах, печатные работы.

Портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, предоставленные педагогами, классными руководителями, работниками системы дополнительного образования и др.

Содержание портфолио отзывов: характеристики с мест дополнительного образования, рекомендательные письма от образовательного учреждения, отзывы о достижениях обучающегося во внеучебной деятельности.

Рефлексивное портфолио раскрывает динамику личностного развития обучающегося, помогает отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и в качественном плане. Важной составляющей является самооценка обучающегося, его рефлексия на собственную деятельность.

Рефлексивное портфолио: включает в себя материалы и оценку\самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.

Комплексное портфолио включает в себя все представленные ранее типы портфолио.

Структура Портфолио.

Портфолио содержит следующие разделы:

Титульный лист (приложение № 1):

полное название образовательного учреждения;

фамилия, имя, отчество обучающегося;

наименование объединения;

Ф.И.О. педагога

Раздел 1. «Портфолио документов»:

1.1. Документы, подтверждающие образовательные результаты (копия сводной ведомости оценок, копия ведомости промежуточной аттестации, копия приказа о получении именной стипендии и др.).

1.2. Документы, подтверждающие получение дополнительного образования (свидетельства, сертификаты, удостоверения).

1.4. Документы, подтверждающие участие в общественной жизни ОУ, органов самоуправления (копии отчетов, протоколов заседаний).

1.5. Документы, подтверждающие результаты участия в научно-практических конференциях, олимпиадах различного уровня.

1.6. Документы, подтверждающие результаты участия в творческих мероприятиях различного уровня.

Раздел 2 «Портфолио работ»:

2.1. Практические работы (фото-видеоматериалы, подтверждающие изготовление работ, изделий и т.д.).

2.2. Внеаудиторная самостоятельная работа (мини-проекты, рефераты, расчетно-графические работы, опорные конспекты и др.).

2.3. Проектные и исследовательские работы (список работ, в которых обучающийся принимал участие, с указанием конкретных функций и роли).

2.4. Творческие работы по разным направлениям.

2.5. Публикации в журналах, сборниках и т.д.

Раздел 3.«Портфолио отзывов»:

3.1. Отзыв преподавателя (педагога дополнительного образования, руководителя проекта) о результатах учебной и внеучебной деятельности.

3.2. Заключение о качестве работ, в которых принимал личное участие обучающийся (коллективный проект и т.д.).

3.3. Рецензии на выполненные проектные, научно-исследовательские работы.

Раздел 4. Рефлексивное Портфолио:

4.1. Материалы анкетирования.

4.2. Резюме.

4.3. Эссе «Ступени моей карьеры»: – оценка/самооценка достижения целей;

оценка ресурсов;

оценка готовности к профессиональной карьере;

образовательные планы;

профессиональные планы;

позиция в жизни;

ожидания от обучения в ОУ.

Портфолио можно составлять как в электронном виде, так и на бумажных носителях.

Оформление Портфолио.

При оформлении портфолио необходимо соблюдать следующие требования:

оформлять на компьютере отдельными листами (в пределах одного бланка или листа, таблицы;

предоставлять достоверную информацию;

располагать материалы в портфолио в соответствии с принятой структурой портфолио.

Использованная литература

1. Балыкина Е.Н. Оценочное электронное портфолио по предмету//

http://www.school.holm.ru/studyabroad .

2. Битер, О.А. Электронное портфолио как показатель качества обученности.

/Методист. – 2010.- № 1. С. 47 – 48.

3. Купцова Л.И. Портфолио как способ формирования профессиональных

компетенций /Л.И. Купцова, Н.В. Мартынова, О.П. Томилина //Специалист

2010. - № 3. С.- 18.

4. Методические рекомендации для преподавателей по формированию

портфолио. Сост. О.М.Ермолова – Волгоград, ГОУ СПО «Медицинский

колледж № 2, Волгоград» - 2008.

5. Переверзев, В.Ю. Электронное портфолио как инновационное оценочное

средство /Ю.В. Переверзев, С.А. Синельников // СПО. – 2008.- №1. С. 71-73


 


 


 


 


 


 

Приложение №1.


 

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

города Набережные Челны «Детско-юношеский центр № 14»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОРТФОЛИО

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ

«КОЛОРИТ»

 

 

 

 

 

Мм

 

 

 

Ф.И.О.

 

 

 

Педагог: Ф.И.О.


 


 


 

 

2018-2019

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.