Роль портфолио в мониторинге личностных образовательных результатов обучающегося
презентация
PPT / 1.22 Мб
ДОКЛАД
командира 3 взвода 1 кадетской роты
КГБОУ «Минусинский кадетский корпус»
майора А.М. Колмыкова
на тему:
«Роль портфолио в мониторинге личностных образовательных результатов обучающегося»
На современном этапе развития системы российского образования проблема качества образования находится в зоне повышенного внимания. По мнению учёных, качество образования есть не что иное, как соотношение цели и результата. При том, что результаты заданы конкретно и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика.
Для того чтобы цель была направлена на конкретного ученика, а результаты превратились в оценку его личностных достижений, требуется создание целостной системы организации и управления образовательным процессом.
Где же можно увидеть эти результаты? Как следует их представить, чтобы путь продвижения по лестнице личностного роста стал наглядным и мотивировал ребенка добиваться более высоких результатов?
Практика показала, что в качестве эффективного инструмента по организации образовательного процесса следует рассматривать такую педагогическую технологию, как портфолио.
Что же такое портфолио?
Портфолио – это:
способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений ученика в определенный период обучения;
коллекция работ и результатов ученика, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях;
систематический и специально организованный сбор работ.
Выделяют следующие функции портфолио:
диагностическая (фиксирует изменения и рост знаний учеников за определенный промежуток времени);
функция целеполагания (поддерживает учебные цели);
мотивационная (поощряет результаты деятельности ребенка);
содержательная (раскрывает весь спектр достижений ученика);
развивающая (обеспечивает непрерывность процесса развития и обучения от года к году);
рейтинговая (показывает диапазон навыков и умений ученика).
Портфолио несомненно является средством мониторинга деятельности ученика, что проявляется во-первых, в отслеживании индивидуального прогресса ученика в течение длительного времени; во-вторых, в оценивании его образовательных достижений и, в-третьих, в учёте достижений, полученных не только в образовательном учреждении, но и в различных жизненных ситуациях.
Благодаря своим функциям и особенностям, портфолио может стать важным элементом системы внутренней накопительной индивидуальной оценки достижения планируемых результатов: не только предметных и метапредметных, но и личностных.
С этой целью, на наш взгляд, в состав портфолио должны быть включены различные материалы, отражающие:
дифференцированные оценки, которые показывают уровень и качество освоения выпускниками начальной школы каждой из учебных программ;
интегральные оценки, характеризующие способность применять знания и умения по разным предметам в целях решения учебно-практических задач;
продвижение обучающихся в достижении планируемых результатов с момента поступления в кадетский корпус до его окончания;
результаты, достигаемые в ходе корпусной и внекорпусной деятельности.
Систематическая работа с портфолио поможет педагогам, воспитателям и родителям совместно с учащимся решать такие важные задачи, как:
своевременно отмечать успехи ученика;
диагностировать и проводить мониторинг индивидуального роста успешности учащегося;
поддерживать интерес ученика к получению качественного образования;
формировать самооценку ученика в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности;
способствовать формированию умения добиваться решения поставленных задач.
Работа над портфолио позволяет не только педагогу и воспитателю, а также родителям, но и самому ученику самостоятельно проводить мониторинг своих знаний, поддерживать учебную мотивацию, создавать ситуацию успеха, формировать навыки учебной деятельности, поощрять активность и самостоятельность, а также развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности. Таким образом, портфолио, как средство мониторинга личностных образовательных результатов, отвечает всем требованиям: на его основе происходит оценивание не только стандартного набора знаний учащихся, но и его «индивидуализированной» карты знаний, поэтому девизом работы с портфолио учащихся, по нашему мнению, должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
Применительно к КГБОУ «Минусинский кадетский корпус»:
Портфолио находится в электронном журнале, к которому имеют доступ классные кураторы, офицеры-воспитатели (командиры взводов) и родители воспитанников.
Таким образом, пользуясь электронным журналом и портфолио, находящимся в нем, классные кураторы, воспитатели и родители могут анализировать результаты учебной и внеучебной деятельности, оценивать индивидуальные достижения воспитанников и достижения класса в целом, планировать на основе анализа дальнейшую учебную и воспитательную деятельность с целью повышения качества образования, повышения мотивации к получению образования и активному участию в общественной и спортивной жизни корпуса. Кроме того, сами воспитанники могут самостоятельно оценивать свои достижения и уровень успешности, что способствует развитию самостоятельности, умению анализировать и планировать свою учебную и внеучебную деятельность.