Пошаговая инструкция для выпускников при подготовке к ЕГЭ по биологии (10–11 класс)
Пошаговая инструкция для выпускников при подготовке к ЕГЭ по биологии.
1. На сайте ФИПИ ознакомься с документами и скачай для изучения:
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по биологии.
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по биологии.
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2020 года по биологии.
2. Распредели последовательное повторение биологии по блокам.
Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» контролирует материал о достижениях биологии, методах исследования, об основных уровнях организации живой природы.
Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие: знания о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.
Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости,
об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов и биотехнологии, а также выявляет уровень овладения умениями применять биологические знания при решении задач по генетике.
В четвёртом блоке «Система и многообразие органического мира» проверяются: знания о многообразии, строении, жизнедеятельности
и размножении организмов различных царств живой природы и вирусах; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определённому систематическому таксону.
Пятый блок «Организм человека и его здоровье» направлен на определение уровня освоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека.
В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль: знаний о виде, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.
Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» содержит задания, направленные на проверку: знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.
3. Обрати особое внимание на подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ.
Контрольные измерительные материалы ЕГЭ по биологии учитывают специфику предмета, его цели и задачи, исторически сложившуюся структуру биологического образования. КИМ конструируются исходя из необходимости оценки уровня овладения выпускниками всех основных групп планируемых результатов по биологии за основное общее и среднее общее образование на базовом и профильном уровнях. Задания контролируют степень овладения знаниями и умениями курса и проверяют сформированность у выпускников биологической компетентности.
Объектами контроля служат знания и умения выпускников, сформированные при изучении следующих разделов курса биологии: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология».
В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нём интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные на уровне основного общего образования, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести: клеточную, хромосомную, эволюционную теории; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы.
В содержание проверки включены и прикладные знания из области биотехнологии, селекции организмов, охраны природы, здорового образа жизни человека и др.
Приоритетным при конструировании КИМ является необходимость проверки у выпускников сформированности способов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса биологии; овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений, а также решении количественных и качественных биологических задач. Овладение умениями по работе с информацией биологического содержания проверяется опосредованно через представления её различными способами (в виде рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм).
4. Ознакомься со структурой КИМ ЕГЭ по биологии 2020.
Каждый вариант КИМ экзаменационной работы содержит 28 заданий и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности.
Часть 1 содержит 21 задание:
6 – с множественным выбором с рисунком или без него;
6 – на установление соответствия с рисунком или без него;
3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;
2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике;
1 – на дополнение недостающей информации в схеме;
1 – на дополнение недостающей информации в таблице;
1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.
Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме.
В части 1 задания 1–21 группируются по содержательным блокам, представленным в кодификаторе. В части 2 задания группируются в зависимости от проверяемых видов учебной деятельности и в соответствии с тематической принадлежностью.
5. Ознакомься как распределены задания КИМ по уровню сложности.
Часть 1 содержит задания двух уровней сложности: 12 заданий базового уровня и 9 заданий повышенного уровня. В части 2 представлено 7 заданий высокого уровня сложности.
6. Запомни, что продолжительность ЕГЭ по биологии - 3,5 часа (210 минут).
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий: для каждого задания части 1 – до 5 минут; для каждого задания части 2 – 10 –20 минут. Дополнительные материалы и оборудование не используются.
7. На сайте ФИПИ скачай шкалу перевода баллов и бланки ответов № 1 и 2, при выполнении КИМ используй систему оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом: каждое из заданий 1, 2, 3, 6 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
За выполение каждого из заданий 4, 7, 9, 12, 15, 17, 21 выставляется 2 балла за полное правильное выполнение, 1 балл – за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры); 0 баллов – во всех остальных случаях.
За выполнение каждого из заданий 5, 8, 10, 13, 16, 18, 20 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях.
За выполнение каждого из заданий 11, 14, 19 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если в последовательности цифр допущена одна ошибка (переставлены местами любые две цифры), 0 баллов во всех остальных случаях.
В части 2 задание 22 оценивается максимально в 2 балла; остальные задания 23–28 оцениваются максимально в 3 балла.
Максимальный первичный балл – 58.
Ответы на задания части 1 автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов № 1.
Ответы на задания части 2 проверяются предметными комиссиями субъектов РФ. Баллы для поступления в вузы подсчитываются по 100 - балльной шкале.
Изменений в КИМ 2020 года по сравнению с КИМ 2019 года нет.
8. Заведи тетрадь (формат А4) для подготовки к ЕГЭ по биологии.
9. Решай КИМы 2019 и 2020 гг., автор Рохлов В.С. и вноси свои результаты в карту индивидуальных достижений обучающегося.
10. Ознакомься с планом повторения биологии по разделам и темам (блокам).
- Проанализируй материал, который в них входит, и наметь последовательность его изучения.
- Подумай над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения.
- Выбери не более трех учебных пособий, по которым ты будешь заниматься.
- Определи наиболее простые и наиболее сложные разделы курса. Работай с курсом последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы.
- Работая с текстом, обязательно задумывайся над тем, о чем в нем говорится.
- Составь самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста.
- Сначала работай с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, и только затем переходи к тренировочным тестам ЕГЭ.
- Желательно проработать минимум 30 вариантов экзаменационных работ, автор В.С. Рохлов.
- Познакомься с правилами оформления ответа на задания с выбором ответа и с кратким ответом (1- 21).
- Познакомься с системой оценивания заданий с развёрнутым ответом (22 – 28). Научись внимательно читать формулировку задания. В ней содержатся все указания на то, как, по каким правилам, будут оценивать твой ответ экзаменаторы. Научись отвечать коротко и по существу задаваемого вопроса. Не пиши ничего лишнего - система поощрительных баллов в ЕГЭ не используется. Более высоко оценивается не «красивый» ответ, а ответ содержательный - ёмкий и лаконичный. При решении цитологических и генетических задач старайся придерживаться той общей схемы решения, которой тебя учили в школе.
Выполнив все эти рекомендации, ты сдашь ЕГЭ легко, без проблем и на высокий балл, но для этого надо хорошо ПОТРУДИТЬСЯ!!!
4
Елена Владимировна