Урок на тему «Построение чертежа ночной сорочки в масштабе 1:4» (5–6 классы)
Презентация к урокуPPTX / 263.31 Кб
/data/files/n1706081437.pptx (Презентация к уроку)Дата: 17.11.2023
Основной педагог: Шаповалова Наталья Сироповна Заменяющий педагог:
Учебная дисциплина/курс: Профильный труд. Швейное дело. Класс: 6а
Тема: Построение чертежа ночной сорочки в масштабе 1:4. Тип: практический
Цель: Создание условий для получения навыков построения чертежа в масштабе 1:4 с использованием технологической карты и чертежных инструментов.
Задачи:
1) Обучающая: формировать навыки построения чертежа ночной сорочки в масштабе 1:4; способствовать развитию умений самостоятельной работы по технологической карте.
2) Коррекционная: способствовать развитию пространственного мышления, сопоставляя объемную форму изделия с его чертеж; корригировать мелкую моторику, пространственную ориентацию, координацию движений.
3) Воспитательная: воспитывать трудолюбие и аккуратность в работе; навыки межличностного общения, умение работать самостоятельно по инструкционным картам; терпение, аккуратность в работе, усидчивость, интерес к выполняемой работе, добиваться правильной организации рабочего места.
Формируемая компетенция: коммуникативная, образовательная.
Оборудование: проектор, линейка закройщика.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
№ п/п |
Этап урока |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся (продукт деятельности) |
||||||||||||
1. |
Организационный этап. Цель: мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Взаимное приветствие учителя и обучающихся.
Организация внимания «Исходная мотивация»
|
Как настроение? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелаем друг другу творческой работы.
Девочки, сегодня на уроке, я вас хочу попросить помочь мне вас оценить, для этого я вам выдам листы самооценки.
В которых вы будете ставить оценки сами себе за каждое задание, которое вам будет предложено для выполнения на уроке. А в конце урока посмотрим, что у вас получится.
Предлагаю выполнить задание: два одинаковых рисунка изделия с мелкими различиями. Выполнение упражнения «Найди отличия» |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой.
Выдает обучающимся листы самоконтроля.
Выдает задания |
Обучающиеся дарят друг другу и гостям улыбку.
Знакомятся с листами самоконтроля.
Находят отличия, обводят простым карандашом, называют их. Участвуют в учебном диалоге. |
||||||||||||
2. |
Актуализация опорных знаний. Цель: выявление и закрепление уровня знаний обучающихся по теме «Снятие мерок». |
На прошлом уроке мы говорили, что мы шьем плечевое изделие. А конкретно ночную сорочку. Если мы с вами сошьем ночные сорочки по шаблону всем присутствующим в классе, т.е. одинаковые ночные сорочки. Всем ли они будут по размеру? |
Создание проблемной ситуации. Побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости снятия мерок |
Высказывают свое мнение. Формулирую вывод о необходимости снятия мерки |
||||||||||||
Дайте, пожалуйста, определение понятию «Мерки».
|
Уточняет понимание обучающимися определения – мерка. |
Дают определение мерки (своими словами).
|
||||||||||||||
Для понимания какие мерки нам нужны для построения чертежа, предлагаю выполнить задания. Работа у доски: Диана, назови, какие мерки здесь лишние. Соотнести название мерки условному обозначению. Пока мы выполняем это задание, индивидуальное задание Вика выполняет на платформе learningapps.org. https://learningapps.org/view32884584 Для Иры и Лены Для того, чтобы нам было комфортно спать, кроме основных мерок, нам нужно учесть прибавки на свободное облегание. |
Обеспечивает выполнение задания, с интерактивным заданием. |
Работают у доски, выполняют индивидуальные задания, интерактивное задание. Называют лишние мерки. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Диана проводит соотношение мерок к их условным обозначениям.
Вика выполняет интерактивное задание.
Лена и Ира выполняют индивидуальные задания (используя тетрадь) |
||||||||||||||
3. |
Сообщение темы и цели урока. Цель: подведение к пониманию основной цели урока. |
Вы снимали мерки друг с друга., записывали результаты измерений в таблицу. Для чего вы снимали мерки друг с друга? Для чего они вам пригодятся? Вывод: Мерки нам необходимы для построения чертежа ночной сорочки. И тема урока у нас будет сегодня? (слайд №1) Что мы должны сделать сегодня на уроке? Т.е., какай результат у нас будет в конце урока. |
Подводит обучающихся к формулированию темы урока.
Организует подводящий диалог к определению цели урока. |
Отвечают на вопрос для понимания значения мерок, делают вывод.
Формулируют тему урока.
Обсуждают цель урока, способы и средства её достижения |
||||||||||||
Давайте прочитаем тему урока еще раз. Какие слова вам не понятны, незнакомы? Что такое чертеж? (слайд №2) Давайте сформулируем это понятие вместе. Из набора слов и словосочетаний сложить понятие «Чертеж». Понятие «Масштаб»: Так как чертежи швейных изделий имеют большие размеры, то в альбоме их выполняют в уменьшенном размере, т.е. в масштабе, а уменьшать наши чертежи мы будем в 4 раза, т.е. в М 1:4. |
Подводит к осмысленному определению сложных для понимания слов «чертеж», «масштаб». Раздает разрезанное понятие «чертеж» |
Формулируют понятие «чертеж».
Приходят к пониманию уменьшение чертежа. |
||||||||||||||
А какими чертежными инструментами пользуются для выполнения чертежей? Для выполнения чертей в уменьшенном размере используют линейку-закройщика. (слайд №3) |
Концентрирует внимание обучающихся на линейке-закройщика |
Рассматривают линейку-закройщика, находят масштабные (маленькие) см. Анализируют, сравнивают, выявляют закономерность. |
||||||||||||||
Мы знаем, что фигура наша симметрична. Поэтому чертеж делают на половину ширины изделия. Посмотрите, вот так выглядит чертеж ночной сорочки (Слайд №4) Обратите внимание, что чертеж спинки и чертеж переда абсолютно одинаковые. Но есть одно отличие. Какое?
Отличие только в глубине горловины. Поэтому перед и спинку можно построить одновременно. Учесть только глубину горловины. |
Представляет обучающимся чертеж переда и спинки ночной сорочки, вырезанные из цветной бумаги.
Предлагает задания на сравнивание деталей и подводит обучающихся к выводу. |
Накладывают детали переда и спинки друг на друга, анализируют, сравнивают. Формулируют выводы. |
||||||||||||||
4. |
Физминутка |
|
|
|||||||||||||
5. |
Вводный инструктаж.
|
Переходим к выполнению практической работы. Открываем альбомы, пишем тему практической работы. (Слайд №5) Для работы вам необходимы инструменты: линейка-закройщика и простой карандаш. Напоминаю, что чертеж выполняете только простым карандашом, буквенные обозначения на чертеже – простым карандашом. Вспомогательные линии чертим тонкими линиями, сильно на карандаш на нажимаем, не черкаем по несколько раз. Работу выполняете по технологической карте (Диана, Вика). Ангелина, Лена и Ира выполняют за мной. Объяснение порядка выполнения практической работы: чтение технологической карты. |
Раскрытие обучающимся содержания трудовой деятельности в предстоящей практической работе. |
Работают с несложной по содержанию и структуре информацией (понимают изображение, текст, схематическое изображение). |
||||||||||||
6. |
Самостоятельная практическая работа. Цель: создание условия для закрепления и совершенствования умений и навыков практической деятельности. |
Выполнение работы с применением технологической документации (технологическая карта)
|
Организует планирование деятельности. Осуществляет контроль за ходом выполнения учебно – практического задания. Оказывает индивидуальную помощь. Организует проверку выполнения задания. |
Выполняют задания, используя технологическую карту. Осуществляют учебное сотрудничество со сверстниками.
|
||||||||||||
7. |
Итоговая часть
|
(Слайд №8) Закончите предложения. Подведение итогов урока. |
Анализирует урок, обращает внимание на недочеты, делает замечания, выявляет ошибки. Сообщает оценки за работу. |
Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами. |
||||||||||||
8. |
Рефлексия |
|
|
Осуществляют рефлексию своей деятельности |
Технологическая карта
Построение чертежа ночной сорочки
Последовательность построения чертежа и расчет |
Графическое изображение |
1. В верхней части листа поставить точку В и провести вправо от нее горизонтальную линию.
Из той же точки В провести вниз вертикальную линию и отложить на ней отрезок ВН, равный длине изделия Ди:
ВН = Ди = 70 см |
|
2. От точки В вправо по линии плеча отложить ширину изделия ВВ1, рассчитанную по формуле: ВВ1 = (Сг + Пг) : 2 = ( 42+ 6) : 2 = 48 : 2 = 24 см |
|
3. Достроить чертеж до прямоугольника по двум сторонам ВН и ВВ1. Поставить точку Н1 |
|
4. Отложить вправо от точки В по линии плеча ширину горловины ВВ2, рассчитанную по формуле: BB2 = (Сш : 2) + 1 = (18 : 2) + 1 = 9 + 1 = 10 см. Отложить вниз от точки В глубину горловины спинки ВВ3: BB3 = ВВ2 : 3 = 10 : 3 = 5 см. Соединить плавной кривой точки В2 и В3 |
|
5. Отложить вниз от точки В глубину горловины переда ВВ4: ВВ4 = ВВ2 + 1 = 10 + 1 = 11 см. Соединить плавной кривой точки В2 и B4
|
|
6. Отложить вниз от точки B1 глубину проймы B1Г, рассчитанную по формуле: В1Г = (Оп : 2 ) + Поп = ( 28 : 2) + 7 = 14 + 7 = 21 см. От точки Г вправо провести горизонтальную линию |
|
7. Отложить вправо от точки B1 длину рукава В1В5, которая обычно составляет 5—7 см. В1В5 = 6 см. Достроить прямоугольник по двум сторонам — В1Г и В1В5. Обозначить точку Г1.
|
|
8. Отложить вниз от точки Г отрезок ГГ2. ГГ2 = ГГ1 = 6 см. Соединить прямой линией точки Г1 и Г2 |
|
9. Для построения криволинейного участка линии бока необходимо выполнить дополнительные построения. В середине отрезка Г1Г2 поставить точку Г3. Из этой точки провести перпендикуляр и отложить на нем величину прогиба, равную 1—1,5 см (точка Г4). Соединить точки Г1, Г4 и Г2 плавной кривой |
|
10. Для расширения низа изделия продлить вправо линию низа и отложить на ней отрезок Н1Н2, который обычно равен 8—12 см. Соединить прямой линией точки Н2 и Г2 |
|
11. От точки Н2 вверх по линии Н2Г2 отложить 1,5 см и поставить точку Н3, а на середине отрезка Н1Н — точку Н4. Соединить точки Н4 и Н3 плавной кривой |
|
12. Обвести контур чертежа основной сплошной линией.
|