Урок на тему «Построение чертежа ночной сорочки в масштабе 1:4» (5–6 классы)

4
0
Материал опубликован 24 January

Презентация к урокуPPTX / 263.31 Кб

/data/files/n1706081437.pptx (Презентация к уроку)Дата: 17.11.2023

 

Основной педагог: Шаповалова Наталья Сироповна Заменяющий педагог:

 

Учебная дисциплина/курс: Профильный труд. Швейное дело. Класс:

 

Тема: Построение чертежа ночной сорочки в масштабе 1:4. Тип: практический

 

Цель: Создание условий для получения навыков построения чертежа в масштабе 1:4 с использованием технологической карты и чертежных инструментов.

 

Задачи:

1) Обучающая: формировать навыки построения чертежа ночной сорочки в масштабе 1:4; способствовать развитию умений самостоятельной работы по технологической карте.

2) Коррекционная: способствовать развитию пространственного мышления, сопоставляя объемную форму изделия с его чертеж; корригировать мелкую моторику, пространственную ориентацию, координацию движений.

3) Воспитательная: воспитывать трудолюбие и аккуратность в работе; навыки межличностного общения, умение работать самостоятельно по инструкционным картам; терпение, аккуратность в работе, усидчивость, интерес к выполняемой работе, добиваться правильной организации рабочего места.

 

Формируемая компетенция: коммуникативная, образовательная.

 

Оборудование: проектор, линейка закройщика.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

п/п

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

(продукт деятельности)

1.

Организационный этап.

Цель: мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Взаимное приветствие учителя и обучающихся.

 

 

 

 

 

Организация внимания «Исходная мотивация»

 

 

 

 

Как настроение? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Пожелаем друг другу творческой работы.

 

Девочки, сегодня на уроке, я вас хочу попросить помочь мне вас оценить, для этого я вам выдам листы самооценки.

 

Оценка ученика

Оценка учителя

Найди отличия.

 

 

Мерки. Названия. Обозначения.

 

Построение чертежа.

 

Работа на уроке.

 

В которых вы будете ставить оценки сами себе за каждое задание, которое вам будет предложено для выполнения на уроке. А в конце урока посмотрим, что у вас получится.

 

Предлагаю выполнить задание: два одинаковых рисунка изделия с мелкими различиями. Выполнение упражнения «Найди отличия»

t1706081367aa.jpg

Проверяет готовность обучающихся

к уроку.

Создает эмоциональный настрой.

 

 

 

 

Выдает обучающимся листы самоконтроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдает задания

 

 

 

Обучающиеся дарят друг другу и гостям улыбку.

 

 

 

 

Знакомятся с листами самоконтроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

Находят отличия, обводят простым карандашом, называют их.

Участвуют в учебном диалоге.

2.

Актуализация опорных знаний.

Цель: выявление и закрепление уровня знаний обучающихся по теме «Снятие мерок».

На прошлом уроке мы говорили, что мы шьем плечевое изделие. А конкретно ночную сорочку.

Если мы с вами сошьем ночные сорочки по шаблону всем присутствующим в классе, т.е. одинаковые ночные сорочки. Всем ли они будут по размеру?

 

Создание проблемной ситуации.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит обучающихся к выводу о необходимости снятия мерок

 

 

Высказывают свое мнение.

Формулирую вывод о необходимости снятия мерки

Дайте, пожалуйста, определение понятию «Мерки».

 

 

Уточняет понимание обучающимися определения – мерка.

Дают определение мерки (своими словами).

 

 

Для понимания какие мерки нам нужны для построения чертежа, предлагаю выполнить задания. Работа у доски: Диана, назови, какие мерки здесь лишние.

t1706081367ab.png

Соотнести название мерки условному обозначению.

Пока мы выполняем это задание, индивидуальное задание Вика выполняет на платформе learningapps.org.

https://learningapps.org/view32884584

Для Иры и Лены

t1706081367ac.gift1706081367ad.jpg

Для того, чтобы нам было комфортно спать, кроме основных мерок, нам нужно учесть прибавки на свободное облегание.

Обеспечивает выполнение задания, с интерактивным заданием.

 

 

Работают у доски, выполняют индивидуальные задания, интерактивное задание.

Называют лишние мерки.

Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Диана проводит соотношение мерок к их условным обозначениям.

 

 

 

Вика выполняет интерактивное задание.

 

 

Лена и Ира выполняют индивидуальные задания (используя тетрадь)

3.

Сообщение темы и цели урока.

Цель: подведение к пониманию основной цели урока.

Вы снимали мерки друг с друга., записывали результаты измерений в таблицу.

Для чего вы снимали мерки друг с друга? Для чего они вам пригодятся?

Вывод: Мерки нам необходимы для построения чертежа ночной сорочки.

И тема урока у нас будет сегодня? (слайд №1)

Что мы должны сделать сегодня на уроке? Т.е., какай результат у нас будет в конце урока.

 

 

Подводит обучающихся к формулированию темы урока.

 

 

 

 

Организует подводящий диалог к определению цели урока.

 

 

Отвечают на вопрос для понимания значения мерок, делают вывод.

 

Формулируют тему урока.

 

Обсуждают цель урока, способы и средства её достижения

Давайте прочитаем тему урока еще раз.

Какие слова вам не понятны, незнакомы?

Что такое чертеж? (слайд №2)

Давайте сформулируем это понятие вместе. Из набора слов и словосочетаний сложить понятие «Чертеж».

t1706081367ae.png

Понятие «Масштаб»: Так как чертежи швейных изделий имеют большие размеры, то в альбоме их выполняют в уменьшенном размере, т.е. в масштабе, а уменьшать наши чертежи мы будем в 4 раза, т.е. в М 1:4.

Подводит к осмысленному определению сложных для понимания слов «чертеж», «масштаб».

Раздает разрезанное понятие «чертеж»

 

 

 

 

Формулируют понятие «чертеж».

 

 

 

Приходят к пониманию уменьшение чертежа.

А какими чертежными инструментами пользуются для выполнения чертежей?

Для выполнения чертей в уменьшенном размере используют линейку-закройщика. (слайд №3)

t1706081367af.png

 

 

Концентрирует внимание обучающихся на линейке-закройщика

Рассматривают линейку-закройщика, находят масштабные (маленькие) см. Анализируют, сравнивают, выявляют закономерность.

Мы знаем, что фигура наша симметрична. Поэтому чертеж делают на половину ширины изделия.

Посмотрите, вот так выглядит чертеж ночной сорочки (Слайд №4)

Обратите внимание, что чертеж спинки и чертеж переда абсолютно одинаковые.

Но есть одно отличие. Какое?

 

 

Отличие только в глубине горловины. Поэтому перед и спинку можно построить одновременно. Учесть только глубину горловины.

Представляет обучающимся чертеж переда и спинки ночной сорочки, вырезанные из цветной бумаги.

 

 

 

 

Предлагает задания на сравнивание деталей и подводит обучающихся к выводу.

Накладывают детали переда и спинки друг на друга, анализируют, сравнивают.

t1706081367ag.jpg

Формулируют выводы.

4.

Физминутка

t1706081367ah.gif

 

 

5.

Вводный инструктаж.

 

Переходим к выполнению практической работы.

Открываем альбомы, пишем тему практической работы. (Слайд №5)

Для работы вам необходимы инструменты: линейка-закройщика и простой карандаш.

Напоминаю, что чертеж выполняете только простым карандашом, буквенные обозначения на чертеже – простым карандашом.

Вспомогательные линии чертим тонкими линиями, сильно на карандаш на нажимаем, не черкаем по несколько раз.

Работу выполняете по технологической карте (Диана, Вика). Ангелина, Лена и Ира выполняют за мной.

Объяснение порядка выполнения практической работы: чтение технологической карты.

Раскрытие обучающимся содержания трудовой деятельности в предстоящей практической работе.

Работают с несложной по содержанию и структуре информацией (понимают изображение, текст, схематическое изображение).

6.

Самостоятельная практическая работа. Цель: создание условия для закрепления и совершенствования умений и навыков практической деятельности.

Выполнение работы с применением технологической документации (технологическая карта)

 

Организует планирование деятельности.

Осуществляет контроль за ходом выполнения учебно – практического задания. Оказывает индивидуальную помощь.

Организует проверку выполнения задания.

Выполняют задания, используя технологическую карту.

Осуществляют учебное сотрудничество со сверстниками.

 

7.

Итоговая часть

 

(Слайд №8)

Закончите предложения.

t1706081367ai.png

Подведение итогов урока.

Анализирует урок, обращает внимание на недочеты, делает замечания, выявляет ошибки. Сообщает оценки за работу.

Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке.

Соотносят цель учебной деятельности с её результатами.

8.

Рефлексия

 

 

Осуществляют рефлексию своей деятельности

Технологическая карта

Построение чертежа ночной сорочки

Последовательность построения чертежа

и расчет

Графическое изображение

1. В верхней части листа поставить точку В и провести вправо от нее горизонтальную линию.

 

Из той же точки В провести вниз вертикальную линию и отложить на ней отрезок ВН, равный длине изделия Ди:

 

ВН = Ди = 70 см

t1706081367aj.jpg

2. От точки В вправо по линии плеча отложить ширину изделия ВВ1, рассчитанную по формуле: ВВ1 = (Сг + Пг) : 2 = ( 42+ 6) : 2 = 48 : 2 = 24 см

t1706081367ak.jpg

3. Достроить чертеж до прямоугольника по двум сторонам ВН и ВВ1. Поставить точку Н1

t1706081367al.jpg

4. Отложить вправо от точки В по линии плеча ширину горловины ВВ2, рассчитанную по формуле:

BB2 = (Сш : 2) + 1 = (18 : 2) + 1 = 9 + 1 = 10 см.

Отложить вниз от точки В глубину горловины спинки ВВ3:

BB3 = ВВ2 : 3 = 10 : 3 = 5 см.

Соединить плавной кривой точки В2 и В3

t1706081367am.jpg

5. Отложить вниз от точки В глубину горловины переда ВВ4:

ВВ4 = ВВ2 + 1 = 10 + 1 = 11 см.

Соединить плавной кривой точки В2 и B4

 

t1706081367an.jpg

6. Отложить вниз от точки B1 глубину проймы B1Г, рассчитанную по формуле:

В1Г = (Оп : 2 ) + Поп = ( 28 : 2) + 7 = 14 + 7 = 21 см.

От точки Г вправо провести горизонтальную линию

t1706081367ao.jpg

7. Отложить вправо от точки B1 длину рукава В1В5, которая обычно составляет 5—7 см. В1В5 = 6 см.

Достроить прямоугольник по двум сторонам — В1Г и В1В5. Обозначить точку Г1.

 

t1706081367ap.jpg

8. Отложить вниз от точки Г отрезок ГГ2.

ГГ2 = ГГ1 = 6 см.

Соединить прямой линией точки Г1 и Г2

t1706081367aq.jpg

9. Для построения криволинейного участка линии бока необходимо выполнить дополнительные построения.

В середине отрезка Г1Г2 поставить точку Г3. Из этой точки провести перпендикуляр и отложить на нем величину прогиба, равную 1—1,5 см (точка Г4).

Соединить точки Г1, Г4 и Г2 плавной кривой

t1706081367ar.jpg

10. Для расширения низа изделия продлить вправо линию низа и отложить на ней отрезок Н1Н2, который обычно равен 8—12 см. Соединить прямой линией точки Н2 и Г2

t1706081367as.jpg

11. От точки Н2 вверх по линии Н2Г2 отложить 1,5 см и поставить точку Н3, а на середине отрезка Н1Н — точку Н4. Соединить точки Н4 и Н3 плавной кривой

t1706081367at.jpg

12. Обвести контур чертежа основной сплошной линией.

 

t1706081367au.jpg


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации