«Построение изображения в линзах»

0
1
Материал опубликован 11 November


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №50 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Н.А.ЗЛОБИНА»

(ГБПОУ ПК №50 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Н.А.ЗЛОБИНА)







                                               Открытый урок по физике                                                                                      Тема «Построение изображения в линзах»







Москва 2024г.


Цель урока: Расширение представления учащихся о линзах, алгоритмом построения изображений в линзах и ввести понятие оптическая сила линзы.


Задачи:

1.Образовательная: продолжим изучение световых лучей и их распространение, научить строить изображения даваемые линзой.

2.Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть, слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы.

3.Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач.

Тип урока: изучение нового: освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.

Формы организации учебной – деятельности: Фронтальная, индивидуальная

Оборудование: ИКТ (показ презентации при проведении урока); набор лабораторного комплекта линз, доска, экран, линейка.

План урока

1. Организационный момент -2мин.

2. Повторение пройденного материала -5мин.

3.Подготовка к изучению нового материала- 3мин.

3. Формирование новых знаний- 15ми.

5.Закрепление нового материала- 15 мин.

46.Подведение итогов - 3

6.Рефлексия-1мин.

7 Заключительный этап-1мин.


Ход урока

1.Организационный момент- (2 мин.)

1.Приветствие учащихся.

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Повторение пройденного материала –(5мин.)

1. Дать определение, что такое линза? (Линза-прозрачное тело, ограниченное с двух сторон сферами.)

2. Какие виды линз вы знаете?

3. Почему они так называются?

4. Что называю оптической осью линзы (Оптическая ось – прямая, проходящая через центр линзы.)?

5. Графическое изображение собирающей и рассеивающей линзы?

Преподаватель демонстрирует пересечение и расхождение лучей через линзу используя лабораторное пособие.

3. Подготовка к изучению нового материала- (3мин.)

Вопросы обучающимся:

1.Что общего между фотоаппаратом, телескопом, очками, биноклем, микроскопом?

2.Какую форму имеет хрусталик человеческого глаза?

(Слайд1)

3. Как получается различные изображения?

4.Почему изображения получаются меньше или больше?


Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?


Учащиеся сами должны определить тему урока.

Формулируется тема урока и ставится образовательная цель урока.


4.Объяснение нового материала-15 мин.

1.Чертим графическое изображение собирающей линзы с центром - точка О и оптическую ось NN1.

2.Отсчитываем 4 клеточки в право и ставим т.F- фокус.

3.Отсчитываем 4 клеточки в право и ставим т. F1- мнимый фокус.

4.От т.F1 отсчитываем 3 клеточки и ставим тело – стрелочка АС-2 клеточки

t1731333878aa.jpg

Алгоритм построения изображения тела через линзу

1.Из т. А проводит луч 1параллельно оси NN1 до пересечения с линзой.

После прохождения и пересечения через линзу проводим луч 1 через т.F.

2.Из точки А проводим луч 2 через т.О до пересечения с лучом 1.

3.Из полученной т.А1 проводим прямую до пересечения с оптической осью линзы и получаем т.С1.

4.Стрелочка полученного тела А1С1 направленна вниз.





t1731333878ab.jpg

Вывод:

На сетчатке изображение получается (Слайд 2)

1.Тедо действительное

2.Перевернутое.

3.Увеличенное.



Оптическая сила линзы (Слайд 3)





t1731333878ac.png

Отрезок ОF-фокусное расстояние.

Отрезок FО-оптическая сила линзы, единица измерения -диоптрия –(дптр)



Минутка релаксации для глаз (слайд1). -1 мин.

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

4.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.



Влияние оптической силы линзы на зрение.

t1731333878ad.jpg



Дальнозоркость – это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу сходятся под таким углом, что фокус оказывается расположенным за сетчаткой глаза. Люди причтении текста располагают его дальше от своих глаз, расстояние наилучшего зрения больше 25 см.

Чем обусловлена:

Избыточной оптической силой.

Удлинением глаза вдоль его оптической оси. (Слайд 4)

t1731333878ae.jpg

Близорукость – это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику. Для лучшей видимости люди приближают предметы к глазу, расстояние наилучшего зрения меньше 25 см.


Чем обусловлена:

Понижением оптической силы.

Уменьшением длины глаза вдоль его оптической оси. (Слайд5)


t1731333878af.jpg


Закрепление изученного материала- 15 мин.

1.Какие изображения бывают после построения через линзу? (увеличенное, уменьшенное, действительное, перевернутое).

2. Как зависит изображения от расстояния мнимого фокуса?

3.Что такое оптическая сила линзы?

Ответ. Оптическая сила – это величина, обратная фокусному расстоянию. Она характеризует преломляющую способность линзы.

Самостоятельная работа

Раздает каждому индивидуальное задание на карточках: построить изображение через линзу.

Проверка самостоятельной работы по мере ее выполнения.

Подведение итогов урока -3мин.

С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание?

Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?

Почему мы видим изображение тела не перевернутым?

Оценки за работу на уроке.



Рефлексия – 1мин.


Что же, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас.

1.Полезна ли та информация, которую вы получили на уроке?

2.Было интересно?

Задания для самостоятельного выполнения-1мин.


§18.5-18.16, стр.331.

Решить задачи 9-11, стр.334.

Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования / В. Ф. Дмитриева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2022. – 448 с.































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

В публикации ссылки на слайды есть, сами же слайды (презентация) отсутствуют

11 November