СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Дильмухамедова Ирина Римовна443
Россия, Свердловская обл., Камышлов
4

Урок на тему «Изображение предмета в линзе»




Презентация8кл.pptx
PPTX / 410.47 Кб

/data/files/j1528730675.pptx (Презентация8кл.pptx)Тема: Изображение предмета в линзе.

ТИП УРОКА: Урок комбинированный ( УК)

Класс: 8а

Цели:

Развивающая:

-продолжать формирование умения анализировать и обобщать материал;

Образовательная:

- проверить усвоение учащимися физических понятий

( световой луч, виды линз, фокус линзы, фокусное расстояние линзы, мнимое и действительное изображение);

-формирование понятия о построении и свойствах изображения в линзе;

Воспитательная:

-формирование умений принимать коллективные и самостоятельные решения;

Методы: беседа, наглядно – демонстрационный, проблемно - поисковый

Формы: работа в группах, индивидуальная, фронтальная

Планируемый результат: учащиеся научатся строить изображения предметов и характеризовать их.

Карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Примечание

1.Организационный этап

Приветствие

Инструкция по выполнени

приветствие

личностные

 

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Проблемная ситуация

Можно ли охарактеризовать изображение предмета полученного с помощью рассеивающей линзы?

Решение проблемы, постановка цели

Познавательные

регулятивные

Связь с прошлым уроком

3. Актуализация знаний

Применение различных видов линз и зеркал, их назначение

Сообщение (опережающее задание)

Коммуникативные

личностные

 

4. Первичное усвоение новых знаний

Построение и объяснение хода лучей в линзе

-Работа в группах

Построение изображений в рассеивающей линзе

-Характеристика полученных изображение

Коммуникативные

познавательные

 

5. Первичная проверка понимания

Постановка задачи

-обсуждение полученных результатов

Коммуникативные

П, регулятивные

 

6. Первичное закрепление

Построение различных видов изображений, определение оптического центра и фокуса линзы

Выбор заданий Построение изображений в линзе

Вывод Построение различных изображений

Фронтальный опрос

Коммуникативные

Познавательные

регулятивные

 

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

 

Обсуждение результатов

Оценка

   

8.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Построить изображение точки лежащей на главной оптической оси, подготовиться к л. работе

Записывают д.з. в дневник

   

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Озвучить по желанию

Ответить на вопросы:

1.как я усвоил тему урока?

2.как я работал?

3. как работал класс?

Коммуникативные

Регулятивные

личностные

 

План урока:

1. Организационный этап. 2 мин

2. Этап актуализации субъектного опыта обучающихся. 5 мин

3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. 20мин

4. Этап первичной проверки понимания изученного. 10мин

5. Домашнее задание. 3мин

6.Рефлексия 5мин

Ход урока.

Вспомним тему предыдущего урока

Вспомним какие изображения стрелки мы увидели на экране после собирающей линзы? А после рассеивающей? При работе необходимо определять а какое же изображение получится Для того чтобы охарактеризовать изображение в рассеивающей линзе необходимо построить это изображение

Итак тема нашего урока изображение предмета в линзе

Где применяются линзы?

Ответ: в оптических приборах.

Приведите примеры оптических приборов.

Ответ: микроскоп, телескоп, подзорная труба, бинокль, проекционный аппарат, фотоаппарат, очки.

В этих приборах чаще используется ни одна, а система линз. В зависимости от того на каком расстоянии от линзы находится предмет, получаемые изображения имеют разные размеры и ориентацию. Так например изображение в фотоаппарате должно быть уменьшенным, а в микроскопе – увеличенным, очки в зависимости от дефекта зрения увеличивают или уменьшают предмет, бинокль приближает изображение предмета. Какие же условия получения таких разных изображений? Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос

Итак сформулируем задачи нашего урока

изучить алгоритм построения изображения в линзе

научиться строить изображения в линзах

правильно определять характеристики полученных изображений

осуществлять взаимодействие в группе

давать оценку своей работы

Рассмотрим основные приемы построения изображений. Любой видимый предмет состоит из множества светящихся (своим или отраженным светом) точек. Для построения изображений каждой точки достаточно 2 луча.

Для построения изображений используют замечательные лучи, которые вы можете видеть на слайде. На прошлом уроке мы разбирали, что происходит с параллельным пучком света после собирающей и рассеивающей линзы. Если луч проходит через оптический центр линзы он своего направления не меняет

Рассмотрим алгоритм построения изображения. Изображения, получаемые в линзах, могут иметь различные размеры и ориентацию. Давайте выясним, как зависят эти характеристики от расстояния между предметом и линзой. Для этого разделимся на группы и выполним задание № 1 в маршрутном листе в тетрадях заполним таблицу, оценим свою работу в группе. В каждом случае получились разные изображения. Для того, чтобы охарактеризовать полученное изображение, воспользуйтесь подсказкой на слайде.

Исследуйте зависимость характера изображения от взаимного расположения предмета и рассеивающей линзы. Какой можно сделать вывод?

Ответ: в рассеивающей линзе всегда получается мнимое, прямое, уменьшенное изображение.

При удалении предмета от линзы его изображение уменьшается

А теперь каждый поработает самостоятельно

Задание № 3 выберите задание с которым вы сможете справиться, постройте изображение и охарактеризуйте его. Поменяйтесь тетрадями с соседом и выполните взаимопроверку: если выбрано задание в 1 балл, выполнено не полностью или с ошибкой оценивается в 0,5 балла. Задание в 2 балла выполнено не полностью или с ошибкой оценивается в 1 балл. При выполнении задания в 3 балла по 1 баллу за верно определённое положение оптического центра, фокусов линзы и типа линзы.

Подумайте, в каких оптических приборах получается каждый вид изображения?

Ответ: мнимое, прямое, увеличенное изображение получается в лупе (предмет находится между линзой и фокусом). Действительное, перевернутое, увеличенное изображение получается в киноаппаратах, диапроекторах (предмет находится между фокусом и двойным фокусом). Действительное, перевернутое, уменьшенное изображение получается в фотоаппаратах (предмет находится за двойным фокусом).

Посчитайте набранные за урок баллы, переведите в оценку в соответствии с критериями

По желанию предлагаю заработанные вами балы (5 и более) обменять на бонус: получить + 1 балл на к.р.

Домашнее задание:

Рефлексия. И в заключении я предлагаю Вам оценить свою работу на уроке. Для этого ответьте на вопросы. Листочки подпишите, запишите ваши баллы отметьте оценку или бонус. Если есть какие то пожелания можете написать на обратной стороне листа.

Спасибо за урок

Приложение № 1

1ГРУППА

Задание № 1 Работа в группе (10 минут)

Постройте изображение предмета в рассеивающей линзе, охарактеризуйте данное изображение, заполните таблицу, прослушайте характеристики других групп, ответьте на вопрос: «Как изменится изображение при удалении предмета от линзы?» Оцените свою работу в группе

Положение предмета

Построение

Характеристика изображения

Предмет находится между линзой и фокусом: d<F

   

Критерии оценки

3балла – принимал активное участие в работе группы, помогал одноклассникам

2балла - участвовал в работе группы, но объяснений не давал

1балл – иногда высказывал предположения, задавал вопросы

0баллов – являлся пассивным слушателем

Задание № 2 обсуждение результатов групповой работы (10 минут)

Представьте результаты работы группы, оцените своё участие в обсуждении


 

Критерии оценки

2балла – представлял результаты работы группы, отвечал на вопросы

1балл – помогал отвечать на вопросы, задавал вопросы

0баллов – являлся пассивным слушателем

Задание № 3 Индивидуальные дифференцированные задания (5 + 5минут)

Выбрать задание по уровню сложности 1, 2 или 3 балла, выполнить задание, проверить задание соседа (если затрудняетесь, поднимите руку)

ИТОГ посчитайте общее количество баллов, переведите баллы в оценку

баллы

7-8

5-6

3-4

1-2

оценка

5

4

3

надо ещё поработать

Ответьте на вопросы

1. Как я усвоил тему?

А) усвоил весь материал, вопросов не возникло Б) усвоил новый материал частично

В) мало, что понял, необходимо еще поработать

2. Как я работал?

А) работал самостоятельно, со всеми заданиями справился, удовлетворен своей работой

Б) работал не всегда самостоятельно, допустил ошибки в задании №

В) не справился с частью заданий (какими)

3. Как работал класс?

А) дружно, совместно разбирали задания Б) не все активно участвовали в обсуждении

В) работа была вялая, неинтересная, много ошибок

2ГРУППА

Задание № 1 Работа в группе (10 минут)

Постройте изображение предмета в рассеивающей линзе, охарактеризуйте данное изображение, заполните таблицу, прослушайте характеристики других групп, ответьте на вопрос: «Как изменится изображение при удалении предмета от линзы?» Оцените свою работу в группе

Положение предмета

Построение

Характеристика изображения

Предмет находится между фокусом и двойным фокусом: F<d< 2F

   

Критерии оценки

3балла – принимал активное участие в работе группы, помогал одноклассникам

2балла - участвовал в работе группы, но объяснений не давал

1балл – иногда высказывал предположения, задавал вопросы

0баллов – являлся пассивным слушателем

Задание № 2 обсуждение результатов групповой работы (10 минут)

Представьте результаты работы группы, оцените своё участие в обсуждении


 

Критерии оценки

2балла – представлял результаты работы группы, отвечал на вопросы

1балл – помогал отвечать на вопросы, задавал вопросы

0баллов – являлся пассивным слушателем

Задание № 3 Индивидуальные дифференцированные задания (5 + 5минут)

Выбрать задание по уровню сложности 1, 2 или 3 балла, выполнить задание, проверить задание соседа (если затрудняетесь, поднимите руку)

ИТОГ посчитайте общее количество баллов, переведите баллы в оценку

баллы

7-8

5-6

3-4

1-2

оценка

5

4

3

надо ещё поработать

Ответьте на вопросы

1. Как я усвоил тему?

А) усвоил весь материал, вопросов не возникло

Б) усвоил новый материал частично

В) мало, что понял, необходимо еще поработать

2. Как я работал?

А) работал самостоятельно, со всеми заданиями справился, удовлетворен своей работой

Б) работал не всегда самостоятельно, допустил ошибки в задании №

В) не справился с частью заданий (какими)

3. Как работал класс?

А) дружно, совместно разбирали задания

Б) не все активно участвовали в обсуждении

В) работа была вялая, неинтересная, много ошибок

3ГРУППА

Задание № 1 Работа в группе (10 минут)

Постройте изображение предмета в собирающей линзе, охарактеризуйте данное изображение, заполните таблицу, прослушайте характеристики других групп, ответьте на вопрос: «Как изменится изображение при удалении предмета от линзы?» Оцените свою работу в группе

Положение предмета

Построение

Характеристика изображения

Предмет находится в двойном фокусе: d= 2F

   

Критерии оценки

3балла – принимал активное участие в работе группы, помогал одноклассникам

2балла - участвовал в работе группы, но объяснений не давал

1балл – иногда высказывал предположения, задавал вопросы

0баллов – являлся пассивным слушателем

Задание № 2 обсуждение результатов групповой работы (10 минут)

Представьте результаты работы группы, оцените своё участие в обсуждении


 

Критерии оценки

2балла – представлял результаты работы группы, отвечал на вопросы

1балл – помогал отвечать на вопросы, задавал вопросы

0баллов – являлся пассивным слушателем

Задание № 3 Индивидуальные дифференцированные задания (5 + 5минут)

Выбрать задание по уровню сложности 1, 2 или 3 балла, выполнить задание, проверить задание соседа (если затрудняетесь, поднимите руку)

ИТОГ посчитайте общее количество баллов, переведите баллы в оценку

баллы

7-8

5-6

3-4

1-2

оценка

5

4

3

надо ещё поработать

Ответьте на вопросы

1. Как я усвоил тему?

А) усвоил весь материал, вопросов не возникло

Б) усвоил новый материал частично

В) мало, что понял, необходимо еще поработать

2. Как я работал?

А) работал самостоятельно, со всеми заданиями справился, удовлетворен своей работой

Б) работал не всегда самостоятельно, допустил ошибки в задании №

В) не справился с частью заданий (какими)

3. Как работал класс?

А) дружно, совместно разбирали задания

Б) не все активно участвовали в обсуждении

В) работа была вялая, неинтересная, много ошибок

4ГРУППА

Задание № 1 Работа в группе (10 минут)

Постройте изображение предмета в рассеивающей линзе, охарактеризуйте данное изображение, заполните таблицу, прослушайте характеристики других групп, ответьте на вопрос: «Как изменится изображение при удалении предмета от линзы?» Оцените свою работу в группе

Положение предмета

Построение

Характеристика изображения

Предмет находится за двойным фокусом: d > 2F

   

Критерии оценки

3балла – принимал активное участие в работе группы, помогал одноклассникам

2балла - участвовал в работе группы, но объяснений не давал

1балл – иногда высказывал предположения, задавал вопросы

0баллов – являлся пассивным слушателем

Задание № 2 обсуждение результатов групповой работы (10 минут)

Представьте результаты работы группы, оцените своё участие в обсуждении


 

Критерии оценки

2балла – представлял результаты работы группы, отвечал на вопросы

1балл – помогал отвечать на вопросы, задавал вопросы

0баллов – являлся пассивным слушателем

Задание № 3 Индивидуальные дифференцированные задания (5 + 5минут)

Выбрать задание по уровню сложности 1, 2 или 3 балла, выполнить задание, проверить задание соседа (если затрудняетесь, поднимите руку)

ИТОГ посчитайте общее количество баллов, переведите баллы в оценку

баллы

7-8

5-6

3-4

1-2

оценка

5

4

3

надо ещё поработать

Ответьте на вопросы

1. Как я усвоил тему?

А) усвоил весь материал, вопросов не возникло

Б) усвоил новый материал частично

В) мало, что понял, необходимо еще поработать

2. Как я работал?

А) работал самостоятельно, со всеми заданиями справился, удовлетворен своей работой

Б) работал не всегда самостоятельно, допустил ошибки в задании №

В) не справился с частью заданий (какими)

3. Как работал класс?

А) дружно, совместно разбирали задания

Б) не все активно участвовали в обсуждении

В) работа была вялая, неинтересная, много ошибок

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.