Занятие по физике в 11 классе «Линзы. Построение изображений в линзах»

2
0
Материал опубликован 1 November 2020


Линзы. Построение изображения в линзах


Цели урока:

Образовательная: продолжим изучение световых лучей и их распространение, ввести понятие линзы, изучить действие собирающей и рассеивающей линз; научить строить изображения даваемые линзой.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть , слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы.

Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач.

Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин):

2.Проверка ранее изученного материала по вопросам:



Зеркала бывают плоскими, выпуклыми, вогнутыми? (да)

Угол отражения обозначается латинской буквой бетта? (нет)

Отражение бывает зеркальным и диффузным? (да)

Видим ли мы чистое зеркало? (нет)

На границе двух прозрачных сред, световой луч меняет свое направление? (да)

Угол падения всегда больше угла отражения? (нет)

Скорость света в любой среде одинакова и равна 3*108 м/с? (нет)

Скорость света в воде меньше скорости света в вакууме? (да)

3. Физический диктант



1. Какие явления наблюдают при попадании света на границу раздела двух сред?

часть проходит в другую среду, а часть отражается

свет поглощается

свет рассеивается

свет проходит в другую среду

2. Какое зеркало называют плоским?

с гладкой поверхностью

с зеркальной поверхностью

с прозрачной поверхностью

с плоской поверхностью

3. Какое выражение определяет закон отражения света?

α = β

α = γ

sin α = sin γ

t1604221395aa.jpg

4. Выберите правильное направление преломленного луча при переходе света из стекла в воздух.

t1604221395ab.jpg

луч 1

луч 2

луч 3

луч 4

5. На границе сред 1 и 2 световой луч АВ изменил свое направление. Назовите угол падения и угол преломления?

t1604221395ac.jpg

t1604221395ad.jpg SAE – угол падения, t1604221395ad.jpg CAB - угол преломления

t1604221395ad.jpg  SAD - угол преломления, t1604221395ad.jpg FАВ - угол падения

t1604221395ad.jpg  SAE - угол падения, t1604221395ad.jpg FАВ - угол преломления

t1604221395ad.jpg  ЕАS - угол падения, t1604221395ad.jpg FАD – угол преломления

6. Угол между падающим лучом и отраженным лучом равен 70о. Чему равен угол падения?

70о

140о

35о

20о



4. Где могут применяться законы отражения и преломления света?

(Ответы учащихся)

5. Проведение эксперимента (объяснить опыт необходимо с применением законов геометрической оптики):

Опыт №1

Закоптите металлическую ложку до начала урока над пламенем свечи. Затем опустите ложку в сосуд с водой. В таком виде покажите ее участникам урока. Она кажется им серебряной. Затем ложку выньте из воды и вновь покажите. Объясните явление.

Ответ: Из-за копоти поверхность ложки покрыта слоем воздуха, на границе которого с водой происходит полное внутреннее отражение освещающего ложку света.

6. Оптика в художественной литературе:

Пословица «Солнце сияет, а месяц светит».

Вопрос: Чем отличаются данные источники света?

Ответ: Солнце излучает электромагнитные волны, а Луна лишь отражает солнечный свет.

Загадки:

Придет в дом - не выгонишь колом,
Пора придет – сам уйдет.
(Солнечный луч)

Попутчица за мною ходит вслед,
Мне от нее ни зла, ни пользы нет.
(Тень)

И языка нет, а правду скажет.
(Зеркало)

Когда небо ниже земли бывает?
(Когда отражается в воде)

Перед нами - вверх ногами,
Пред тобой – вверх головой.
(Отражение в воде)

7.Подготовка к изучению нового материала (2 мин):

Учащиеся сами должны определить тему урока.

Учащимся рассказывается отрывок из романа Жюль Верна «Таинственный остров», в котором инженер Сайрес Смит объясняет получение огня. А затем ставится вопрос: «Что использовал инженер Сайрес Смит для получения огня»? Обратить внимание на употребление в тексте «зажигательная чечевица». После правильного ответа учащихся им предлагается история возникновения слова «Линза».

Линза - слово латинское и означает чечевица. Чечевица – растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые, а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть - линзами.”

(Формулируется тема урока и ставится образовательная цель урока)





8.Изучение нового материала

(Если есть компьютер, то работаем по презентации, если нет, то работаем в тетради, создаём опорный конспект)

Работа с использованием компьютера: используя презентацию (приложение 1, слайды с 1 по 7) преподаватель объясняет новый материал.

Работа учащихся с опорным конспектом (приложение 2).

Рассмотреть слайд 9: “Построение изображения в собирающей линзе” (приложение 1), используя опорный конспект рассмотреть используемые лучи.

Выполнить построение изображения в собирающей линзе на доске, дать его характеристику (выполняет преподаватель или учащийся).

Рассмотреть слайд 10: “Построение изображения в рассеивающей линзе” (приложение 1).

Выполнить построение изображения в рассеивающей линзе на доске, дать его характеристику (выполняет преподаватель или учащийся).

9.Проверка понимания нового материла, его закрепление:

Работа учащихся у доски:

Построить изображение предмета в собирающей линзе:

Если предмет находится за фокусом линзы.

Если предмет находится между фокусом и линзой.

10.Опережающее задание:

Сообщение учащегося по теме:

11.Подведение итогов урока :

С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание?

Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?

Оценки за работу на уроке.

12.Домашнее задание :

Если предмет находится за фокусом линзы.

Если предмет находится между фокусом и линзой.

Сообщения учащихся:

“Природное явление – Мираж”

“Развитие волоконной оптики”

“Глаз. Очки”




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей