Занятие по физике в 11 классе «Линзы. Построение изображений в линзах»
Цели урока:
Образовательная: продолжим изучение световых лучей и их распространение, ввести понятие линзы, изучить действие собирающей и рассеивающей линз; научить строить изображения даваемые линзой.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть , слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы.
Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач.
Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин):
2.Проверка ранее изученного материала по вопросам:
Зеркала бывают плоскими, выпуклыми, вогнутыми? (да)
Угол отражения обозначается латинской буквой бетта? (нет)
Отражение бывает зеркальным и диффузным? (да)
Видим ли мы чистое зеркало? (нет)
На границе двух прозрачных сред, световой луч меняет свое направление? (да)
Угол падения всегда больше угла отражения? (нет)
Скорость света в любой среде одинакова и равна 3*108 м/с? (нет)
Скорость света в воде меньше скорости света в вакууме? (да)
3. Физический диктант
1. Какие явления наблюдают при попадании света на границу раздела двух сред?
часть проходит в другую среду, а часть отражается
свет поглощается
свет рассеивается
свет проходит в другую среду
2. Какое зеркало называют плоским?
с гладкой поверхностью
с зеркальной поверхностью
с прозрачной поверхностью
с плоской поверхностью
3. Какое выражение определяет закон отражения света?
α = β
α = γ
sin α = sin γ
4. Выберите правильное направление преломленного луча при переходе света из стекла в воздух.
луч 1
луч 2
луч 3
луч 4
5. На границе сред 1 и 2 световой луч АВ изменил свое направление. Назовите угол падения и угол преломления?
SAE – угол падения, CAB - угол преломления
SAD - угол преломления, FАВ - угол падения
SAE - угол падения, FАВ - угол преломления
ЕАS - угол падения, FАD – угол преломления
6. Угол между падающим лучом и отраженным лучом равен 70о. Чему равен угол падения?
70о
140о
35о
20о
4. Где могут применяться законы отражения и преломления света?
(Ответы учащихся)
5. Проведение эксперимента (объяснить опыт необходимо с применением законов геометрической оптики):
Опыт №1
Закоптите металлическую ложку до начала урока над пламенем свечи. Затем опустите ложку в сосуд с водой. В таком виде покажите ее участникам урока. Она кажется им серебряной. Затем ложку выньте из воды и вновь покажите. Объясните явление.
Ответ: Из-за копоти поверхность ложки покрыта слоем воздуха, на границе которого с водой происходит полное внутреннее отражение освещающего ложку света.
6. Оптика в художественной литературе:
Пословица «Солнце сияет, а месяц светит».
Вопрос: Чем отличаются данные источники света?
Ответ: Солнце излучает электромагнитные волны, а Луна лишь отражает солнечный свет.
Загадки:
Придет в дом - не выгонишь колом,
Пора придет – сам уйдет.
(Солнечный луч)
Попутчица за мною ходит вслед,
Мне от нее ни зла, ни пользы нет.
(Тень)
И языка нет, а правду скажет.
(Зеркало)
Когда небо ниже земли бывает?
(Когда отражается в воде)
Перед нами - вверх ногами,
Пред тобой – вверх головой.
(Отражение в воде)
7.Подготовка к изучению нового материала (2 мин):
Учащиеся сами должны определить тему урока.
Учащимся рассказывается отрывок из романа Жюль Верна «Таинственный остров», в котором инженер Сайрес Смит объясняет получение огня. А затем ставится вопрос: «Что использовал инженер Сайрес Смит для получения огня»? Обратить внимание на употребление в тексте «зажигательная чечевица». После правильного ответа учащихся им предлагается история возникновения слова «Линза».
Линза - слово латинское и означает чечевица. Чечевица – растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые, а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть - линзами.”
(Формулируется тема урока и ставится образовательная цель урока)
8.Изучение нового материала
(Если есть компьютер, то работаем по презентации, если нет, то работаем в тетради, создаём опорный конспект)
Работа с использованием компьютера: используя презентацию (приложение 1, слайды с 1 по 7) преподаватель объясняет новый материал.
Работа учащихся с опорным конспектом (приложение 2).
Рассмотреть слайд 9: “Построение изображения в собирающей линзе” (приложение 1), используя опорный конспект рассмотреть используемые лучи.
Выполнить построение изображения в собирающей линзе на доске, дать его характеристику (выполняет преподаватель или учащийся).
Рассмотреть слайд 10: “Построение изображения в рассеивающей линзе” (приложение 1).
Выполнить построение изображения в рассеивающей линзе на доске, дать его характеристику (выполняет преподаватель или учащийся).
9.Проверка понимания нового материла, его закрепление:
Работа учащихся у доски:
Построить изображение предмета в собирающей линзе:
Если предмет находится за фокусом линзы.
Если предмет находится между фокусом и линзой.
10.Опережающее задание:
Сообщение учащегося по теме:
11.Подведение итогов урока :
С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание?
Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?
Оценки за работу на уроке.
12.Домашнее задание :
Если предмет находится за фокусом линзы.
Если предмет находится между фокусом и линзой.
Сообщения учащихся:
“Природное явление – Мираж”
“Развитие волоконной оптики”
“Глаз. Очки”