Поурочный план по окружающему миру в 3 классе «Позвоночные и беспозвоночные животные»
Государственное Учреждение Школа-гимназия №5А отдела образования акимата города Костаная | |
Дата: Класс: 3 | ФИО учителя: Высокоборская Любовь Евстратьевна Количество присутствующих: отсутствующих: |
Раздел долгосрочного плана: | «Живая природа» |
Сквозная тема, подраздел | 2.«Живая природа», «Что такое хорошо, что такое плохо?» 2.2 Животные |
Тема урока: | Позвоночные и беспозвоночные животные. Какие взаимоотношения животных существуют в природе. |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке | 3.2.2.1 - классифицировать животных на позвоночные и беспозвоночные 3.2.2.3 - характеризовать типы взаимоотношений животных в природе |
Цели урока | Все учащиеся смогут: -классифицировать животных на позвоночных и беспозвоночных; -называть типы взаимоотношений животных в природе; Большинство учащихся смогут: - приведут примеры типа взаимоотношений; Некоторые учащиеся смогут: -извлекают информацию; |
Критерии оценивания | -Классифицировать животных на группы позвоночных и беспозвоночных; -определять и называть типы взаимоотношений животных в природе, приводить примеры. |
Языковые цели | Полиязычие: животные, жануарлар, animals Учащиеся: - будут описывать группы животных, используя слова, характеризующие основные признаки групп животных; - рассказывать о типах взаимоотношений животных в природе, используя термины. Предметная лексика и терминология: симбиоз, нахлебничество, хищничество, нейтрализм Серия полезных фраз для диалога/письма: - Какие отличия существуют между группами животных? - Какие взаимоотношения существуют между животными в природе? - Можно ли в повседневной жизни увидеть примеры типов взаимоотношений животных? |
Привитие ценностей | Бережное отношение к живой природе, сохранение биологического разнообразия животного мира родного края. Ценности основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество: открытость; образование в течении всей жизни. |
Межпредметные связи | Познание мира Русский язык |
Использование ИКТ | Презентация, видеоролик |
Предварительные знания | Учащиеся знают, что животные являются живыми организмами; -различают диких и домашних животных; -определяют среду обитания животных; -понимают важность сохранения биологического разнообразия животного мира. |
Ход урока
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока Середина урока | Создание положительного эмоционального настроя Приветствие «Здравствуйте!» Учащиеся, касаясь поочерёдно одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с большого пальца, говорят пожелания: *желаю (соприкасаются большими пальцами рук); *успеха (указательными); *большого (средним); *во всём (безымянным); *и везде (мизинцами); *Здравствуйте! Введение в тему Ребята, над каким разделом мы работаем на уроках естествознания? «Живая природа» С какой темой познакомились на прошлых уроках? «Растения» Предполагаемые ответы обучающихся: Узнали -как приспосабливаются растения к определенной среде; -изучили природные сообщества; -роль растений в природе и жизни человека; -редкие и исчезающие виды растений (на примере растений своей местности); -значение Красной книги в сохранении редких и исчезающих растений родного края. Актуализация знаний Послушайте сообщение и предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? -Что за маленькие и не очень маленькие создания плавают, ползают, летают вокруг? Они умеют плести паутину, строить жилища, делать запасы на зиму, охотиться. Они умеют видеть ушами, слышать ногами. Одни – поют, другие трещат, третьи пищат, воют, каркают, стонут, жужжат? -Животные. ФО: (словесное) Верно! Сегодня мы будем говорить о животных. АМО «Ассоциации». Какие ассоциации у вас со словом Животные? Для повторения предварительных знаний, предлагаю: (К) Вопросы низкого порядка Приём «Багаж знаний» -Что вы знаете о животных? Обучающие вспоминают, что существуют две группы животных: домашние и дикие животные. -В чём отличие домашних и диких животных? Обучающиеся характеризуют понятие домашних и диких животных. -На какие группы делятся животные? (Млекопитающие, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, земноводные). Целеполагание Выполняя данные задания можно сделать вывод, что мы можем классифицировать животных по определенным признакам. Поэтому цель работы на уроке сегодня, продолжить классифицировать животных по определенным признакам и научиться определять типы взаимоотношений живых организмов в природе (животных и растений). Для достижения целей, нам предстоит большая работа на уроке. -Для выполнения первого задания предлагаю разделиться на группы. Деление на группы: У вас на рабочем столе карточки с изображением животных: упражнение «Найди свою группу». 1 группа- Насекомые 2 группа- Рыбы 3 группа- Птицы 4 группа- Млекопитающие 5 группа- Пресмыкающиеся 6 группа- Земноводные Групповая исследовательская работа: Я предлагаю вам стать исследователями, используя план и иллюстрации, дать характеристику группе животных по плану: 1.Среда обитания. 2.Покровы тела. 3.Органы передвижения. 4.Отличие от других групп. Примеры (иллюстрации). Данные занести в таблицу: № группы
Критерий оценивания: характеризует отличительные признаки Дескриптор -записывает среду обитания -покровы тела -органы передвижения -отличие от других групп Проверка: Защита у доски схемы выступления каждой группы. ФО: «Аплодисменты» (И/К) Работа с учебником по изучению нового материала стр.33-35 Критерий оценивания: -самостоятельно извлекает информацию из учебника Сбор информации по теме из текста в учебнике. Обучающиеся знакомятся с животными, имеющими скелет. Работа по вопросам. -Назовите животных. -Что заметили? -В чем сходство? (Скелет) -Какую функцию выполняет скелет? -помогает передвигаться -придаёт устойчивость организму -защищает внутренние органы Дескриптор -называет виды животных -находит общее в строении животных -поясняет функции скелета Группу животных, имеющих в своём строении позвоночник-скелет, называют позвоночными. ФО: Комментарий учителя (К) Продолжаем знакомиться с новой темой. Используя материал в учебнике стр.36-38 сформулируйте гипотезу, записывая в рабочую тетрадь. Начни формулировку со слов: (И) Гипотеза: «Если бы у животных не было скелета, то …» Используя приём «Инсерт», обучающиеся доказывают свою гипотезу, подтверждая данными из текста в учебнике. АМО «Научный доклад» позволяет доказать свою гипотезу, что животные не имеющие позвонков, называются беспозвоночными и дополнительно ответить на вопросы обучающихся, которыми они пытаются запутать его доказательства. ФО: Приём «Райтинг» обучающиеся объективно должны оценить по 5 бальной системе своё выступление, чтобы учитель не мог опровергнуть их оценку. Оценка записывается дробью 4\5 Для закрепления знаний классификации животных на позвоночные и беспозвоночные(просмотр видеоролика) (К) Сравните обе группы животных. Что заметили? (Позвоночные и беспозвоночные) (Г) Работа с учебником стр. 36-37, прием «Инсерт» обучающиеся классифицируют животных по определенным признакам на группы: 1группа: Черви 2группа: Паукообразные 3группа: Ракообразные 4группа: Моллюски 5группа: Насекомые 6группа: Иглокожие Критерий: классифицирует животных по признакам Дескриптор: -различает животных по строению тела -различает животных по среде обитания Взаимооценивание: «Карусель» группы обмениваются работами для взаимооценки. Изучая раздел «Живая природа», можно ли сказать, что в природе существуют взаимоотношения между живыми организмами-растениями, животными? Физминутка: «Две половинки» (И) Поиграть с учащимся в игру «Найди пару». Задание для учащихся: найти пару по цвету карточки с изображением животного, назовите животного, посмотрите на оборотной стороне, ознакомьтесь с информацией, назовите, какой тип отношений описан? -Во время изучения нового материала, напоминаю о том, что можно пользоваться глоссарием в конце учебника при знакомстве с новыми терминами. П) Работа по учебнику стр.42-44 Учащиеся подробно разбирают типы взаимодействий животных в природе. Называют примеры симбиоза, хищничества, нейтрализма, конкуренции. Конкуренция-тип взаимодействия, который возникает между двумя видами животных, имеющих сходные потребности и каждый вид ведёт борьбу за выживание. Хищничество-способ добывания пищи животными, при котором они ловят и поедают других животных. Симбиоз-форма взаимоотношений между двумя видами животных, при которой оба животных получают для себя пользу. Нейтрализм-взаимодействие двух видов животных, при котором, оба вида не оказывают друг на друга никакого влияния. -Можно ли в повседневной жизни увидеть примеры взаимоотношений животных? Для дифференциации предложить учащимся привести свои примеры типов взаимоотношений животных. (П) «Исследуй» Предложить учащимся картинки с изображением животных (сокол с рыбой, крокодил птичка, волк медведь, бегемот и черепаха) знакомство с информацией в учебнике-тексты о взаимоотношениях животных и термины (симбиоз, хищничество, нейтрализм, конкуренция). Инструкция по проведению: 1. Рассмотреть картинки, фото. 2. Прочитать текст о взаимоотношениях этих животных. 3. Выбрать описание взаимоотношений. 4. Выбрать термин, характеризующий тип отношений. Критерий: Определяет типы взаимоотношений Дескриптор: -Называет типы взаимоотношений животных в природе -Характеризует типы взаимодействия ФО: Приём «От кулака до пяти пальцев». Закрепление: -Можно ли в повседневной жизни увидеть примеры взаимоотношений животных? ФО: (И) Соотнеси стрелками типы взаимоотношений видов животных с формулировкой.
| Карточки: животные жануарлар animals Слайд Слайд План, работа в таблице Учебник Картинка Картинка учебник Видео ролик https://www.youtube.com/watch?v=4lnFG7udLPM видео ролик https://www.youtube.com/watch?v=VKomPV1eBgw Слайд карточки видео ролик https://vk.com/video-63758929_456243381 картинки https://www.youtube.com/watch?v=8I2OwcaP0M8 карточка таблица | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока Домашнее задание | Обобщение: (Г) Составление Постера по теме. 1группа: Позвоночные группы животных 2группа: Беспозвоночные группы животных 3группа: Группа насекомые 4группа: Группа паукообразные 5группа: Группа моллюски 6группа: Группа ракообразные Рефлексия: «Радуга» Обучающиеся оценивают свою активность на уроке по заданным критериям. Предлагаю обучающимся составить план наблюдения за двумя животными, имеющимися дома, на улице и выполнить практическое задание. Задание. Понаблюдайте дома, на улице за двумя видами животных и охарактеризуйте их тип взаимоотношений. Сделайте выводы. | Лист А3 плакат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация-каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи планируете Вы поставить перед более способными учащимися? | Оценивание-как Вы планируете проверить уровень усвоения обучающимися материала? | Здоровье и соблюдение техники безопасности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация на уроке прослеживалась согласно целям урока (все, большинство, некоторые): 1.В подобранных заданиях для конкретных учащихся и ожидаемом результате в ходе урока; 2.В оказании индивидуальной помощи и поддержке учащихся, как учителем, так и способными учащимися; 3.В рациональном использовании времени при выполнении индивидуальных, групповых и коллективных заданий. | Формативное оценивание прослеживается на протяжении всего урока: методики «Словесные» «Комментарии» «От кулака до пяти пальцев» «Карусель» «Райтинг» «Аплодисменты» взаимопроверка самопроверка | Инструкция по техники безопасности во время урока; -использование динамической паузы; -активные виды деятельности на уроке; -смена видов деятельности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия к уроку Были ли цели обучения и цели к уроку реалистичными? Все ли обучающиеся достигли цели урока и цели обучения? Если обучающиеся не достигли цели обучения, то почему? Правильно ли на уроке проведена дифференциация заданий? Все ли были выдержаны временные этапы урока? Какие были отступления от плана урока и почему? | Использование данного раздела для размышления об уроке | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запланированные цели урока и цели обучения сформулированы согласно учебного плана по предмету Естествознание, поэтому являются конкретными, достижимыми на уроке, реалистичными для выполнения по времени, а также измеримыми в ходе урока. Применение на уроках различных методов активного обучения, методов дифференциации заданий, методов формативного и критериального оценивания позволило провести урок эффективно и при этом достичь поставленных целей к уроку. В ходе урока были выдержаны все этапы, поэтому отступлений от плана урока не наблюдалось. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая оценка Какие два аспекта в преподавании на уроке и обучении прошли хорошо? 1: Наиболее активным и плодотворным на уроке был этап мотивации учащихся к уроку с использованием приёма «Багаж знаний» и организация групповой работы, классификация животных по признакам. 2: Эффективное использование дифференцированного подхода к выполнению заданий, а также своевременный контроль и оценка знаний, повлияли на реализацию поставленных целей обучения. Что могло способствовать улучшению урока при преподавании и обучении? 1: Больше внимания уделять учащимся при составлении и формулировки вопросов, а также корректировать их ответы . 2: Осуществлять систематический контроль за активностью всех участников группы при выполнении заданий и привлечение их к работе. Какие выявила во время урока достижения и трудности отдельных учеников, на что надо обратить внимание на последующих уроках? В ходе урока я наблюдала за активностью всех участников процесса. И сделала вывод, что сегодня почти все обучающиеся проявили активность в работе по всем видам деятельности, проявили себя более способные ребята, оказывая помощь мне в организации учебного процесса и оказании помощи ребятам, затруднявшимся в выполнении определенных заданий. Было видно, дети хорошо владеют работой с информационными источниками: учебник, карточки, рабочие тетради. |
Высокоборская Любовь Евстратьевна
Высокоборская Любовь Евстратьевна