План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе: «Мир животных»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Мир животных»
|
ФИО (полностью) |
Гора Снежана Юрьевна |
|
Место работы |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирск «Лицей № 81» |
|
Должность |
Учитель начальных классов |
|
Предмет |
Окружающий мир |
|
Класс (группа, возраст воспитанников) |
3 класс |
6. |
Базовый учебник (для школ) |
“Окружающий мир” 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, авторы: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая – М.: «Просвещение», 2013г. |
7. Цель урока (занятия): Знакомство с разнообразием животных и их классификацией по групповым признакам.
Задачи:
Предметные: предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту информацию о разнообразии животного мира;
Метапредметные: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширять кругозор учащихся о животных.
Личностные: создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру, воспитания культуры общения в группе со сверстниками, любить и охранять животных.
Тип урока (занятия): Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы обучающихся: фронтальные, индивидуальные, групповые
Форма урока: урок-путешествия.
Необходимое техническое оборудование: учебник, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
Этап урока: Организационный момент (2 минуты)
Цель: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
Здравствуйте, меня зовут Снежана Юрьевна.
И сегодня у нас будет необычный урок, а урок путешествие. Путешествовать мы будем в лодке по реке знаний. Прошу сейчас мысленно представить, просторную и большую лодку. Прошу всех на борт. Начнем наше путешествие с минутки релаксации. Я предлагаю Вам расслабится и окунутся в мир природы и музыки.
Видеоролик
- Открываем глазки. Вот мы на борту. Ребята, а как мы сможем помочь плыть лодке по реке?
Правильно. И сегодняшними веслами будут ваши правильные ответы. Но для того, чтобы в нашей команде был порядок. Нужно соблюдать тишину и дисциплину. Если у вас есть правильный ответ, поднимите руку.
Начнем путешествие.
Этап урока: Актуализация знаний (5 минут)
Цель: Выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся.
Ребята, скажите без чего невозможно осуществить наше путешествие?
- Правильно. Наше путешествие не будет возможным без карты.
Ребята посмотрите, что это у нас на экране?
Так вот, только после того как мы его разгадаем, нам откроется карта нашего маршрута.
Давайте же скорее приступим.
Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги. (Подорожник).
Просит у меня дружок
Фиолетовый цветок
Мне отдать его не жалко
Подарю дружку (Фиалку).
Рос шар бел, ветер дунул – улетел. (Одуванчик).
На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению. (Чистотел).
С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (Мята).
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой. (Клен).
Стоит дерево кудряво, а когти волчьи. (Боярышник).
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная. (Ель).
- Посмотрите на слова - ответы кроссворда: что они означают? (Названия растений).
- Прочитайте, какое слово получилось в выделенной строке? (Животные).
- Ребята, как вы думаете куда мы с вами отправимся? Какая тема нашего урока?
-А много вы знаете о мире животных? У вас на столе лежат цветные карточки. Оцените свои знания и поднимите карточки: зеленый – отлично, мне не нужны новые знания, желтый – хорошо, но хотел бы еще узнать что-то новое, красный – ничего не знаю по этой теме.
Этап урока: Постановка учебной задачи (3 минуты)
Цель: создание условий для формулирования детьми цели урока.
Звучит фон «В мире животных»
На экране появляется карта «Мир животных»
- Вот, и наша карта. Ребята, посмотрите внимательно у вас на столах лежат точно такие же карты-путеводители. Что бы вы тоже могли контролировать наше путешествие. Давайте рассмотрим наши остановки. Название этих остановок, что вам напоминают?
- Правильно это группы животных.
- Какие группы животных вы знаете?
- Что вы знаете о насекомых?
- Какие признаки рыб?
- Что вы знаете о птицах?
- Ребята, посмотрите внимательно. Есть ли на карте группы животных, которые вы еще не изучали?
- А как вы думаете какую цель мы поставим? (познакомиться с новыми группами животных)
- Итак, сегодня на уроке мы отправимся в «Мир животных». Нам необходимо будет выделить группы животных и определить отличительные особенности каждой группы.
Этап урока: Открытие новых знаний. Исследовательская работа в группах. (5 минут)
Цель: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения; развитие навыков исследовательской деятельности.
- Да, всё это представители замечательного царства животных.
- Как называется наука о животных?
С самого зарождения человечества между людьми и животными существовала взаимная связь.
Многие народы обожествляли некоторых животных, например, в древнем Египте кошку почитали как богиню Баст, покровительницу ночи, охоты.
Племена аборигенов Австралии и Африки верят, что произошли от животных.
Первобытные люди полностью зависели от животных, которые служили источником пищи, давали одежду, предупреждали об опасности. Поэтому люди с древних времён заботились о животных и оберегали их.
-Я призываю вас, к бережному отношению ко всему живому, к окружающему нас миру!
Учитель объясняет правила работы в группах:
- Учёные – зоологи делят царство животных на группы. На какие мы узнаем, если проведем исследование.
- Я предлагаю поработать по группам. Каждая группа получит пакет с материалом об определенной группе животных. Вам необходимо прочитать текст, приклеить представителей группы и подготовить одного выступающего по плану:
1. Определить общее название.
2. Среда обитания.
3. Покровы тела.
4. Способы передвижения.
5. Представители группы.
- В помощь можно использовать учебник на странице 86 – 87.
- Не забывайте, что вам надо работать дружно и уважать мнение друг друга. Распределите роли: кто читает, кто пишет, а кто приклеивает. Работаем очень тихо, другим не мешаем.
Не забудьте на карте отметить вашу остановку.
Дети в группах рассматривают фотографии животных, читают текст, оформляют плакат и готовят выступающего.
Контролирует работу групп, оказывает помощь, если необходимо.
Проверка работы групп:
- Ребята, вы сейчас работали в группах. Давайте проверим, что у вас получилось.
Представители групп выходят к доске, прикрепляют свой плакат и рассказывают, как называется данная группа, о её особенностях.
Выступления подготовленного учащегося из группы.
- Вы хорошо справились со своим заданием.
(3 минуты)
Группа «Черви»
Группа «Моллюски»
Группа «Иглокожие»
Этап урока: Физкультминутка (1 минута)
Цель: сохранение здоровья обучающихся - Немного отдохнули, а теперь продолжим.
(4 минуты)
Группа «Ракообразные»
Группа «Паукообразные»
Группа «Земноводные»
Группа «Пресмыкающиеся»
Вот мы с вами посетили все остановки. Познакомились с новыми группами животных.
Этап урока: Первичное закрепление (4 минуты)
Цель: Осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.
Какие группы животных мы с вами перечислили?
- А сейчас мы проверим, как вы запомнили выступления других групп. На слайде будут появляться животное, а ваша задача: определить, к какой группе оно относится.
Вы поднимаете сигнальную карточку с названием группы.
Просмотр слайдов. Обобщение.
- Богат и разнообразен животный мир нашей Родины. Но с каждым годом он становится всё беднее.
Ребята посмотрите на экран.
Показ видеоролика
-Что вы увидели? Что нужно сделать, чтобы предотвратить гибель природы? Почему?
-Какие правила поведения необходимо помнить?
Этап урока: Итог урока. Рефлексия. (2 минуты)
Цель этапа: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.
- Какая наука изучает животных?
- На какие группы делятся животные?
- Урок подходит к завершению. Я благодарю вас за хорошую работу на уроке.
Цель, которую ставили в начале урока мы достигли: выделили новые группы животных и определили их отличительные особенности.
– А сейчас предлагаю вам самим оценить свою работу. Если вам понравился урок. И вы считаете, что хорошо поработали – поднимите вверх карточку с зеленым корабликом. Если вам урок понравился, но вы на уроке недостаточно хорошо работали – поднимите желтую карточку. Если вам урок не понравился, и вы плохо работали, то поднимите красную карточку.
Этап урока: Домашнее задание. (1 минута)
Цель: сообщение домашнего задания, разъяснение методики его выполнения
1. Прочитать в учебнике материалы на страницах 86 – 89.
2. Подготовить рассказ о любом животном по плану:
1. Определите к какой группе животных относятся.
2.Где живёт это животное?
3.Опишите его внешний вид.
4.Как оно передвигается?
5.Чем оно питается?
6.Как это животное защищается от врагов?