Статья «Повышением учебной мотивации на уроках химии с помощью игровых технологий»

2
0
Материал опубликован 19 January в группе

 

 

Багреева Ксения Викторовна

Учитель химии

Челябинская область, г. Магнитогорск, МОУ «Гимназия №53»

 

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ХИМИИ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

INCREASING EDUCATIONAL MOTIVATION IN CHEMISTRY LESSONS WITH THE HELP OF GAMING TECHNOLOGIES

 

Аннотация. В статье представлена информация о роли учебной мотивации в образовательной деятельности современного учащегося школы. Выявлены факторы, оказывающие непосредственное влияние на мотивацию детей. Определены основные моменты в создании учебной мотивации. Описаны современные способы повешения мотивации среди школьников. Представлены применяемые в ходе образовательного процесса приемы для поддержания и повышения заинтересованности детей химией. Описаны игровые методики для мотивации подростков овладевания химической наукой.

Ключевые слова. Мотивация, школьники, повышение, учителя, образовательный процесс, химия, игра.

Annotation. The article provides information on the role of educational motivation in the educational activities of a modern school student. The factors that have a direct impact on the motivation of children have been identified. The main points in the creation of educational motivation are identified. Modern ways of hanging motivation among schoolchildren are described. The techniques used during the educational process to maintain and increase children's interest in chemistry are presented. Game techniques for motivating teenagers to master chemical science are described.

Keywords. Motivation, students, promotion, teachers, educational process, chemistry, game.

Постоянно изменяющиеся условия современного мира требуют кардинального переворота в сознании человека. Люди претерпевают изменения во всех сферах своей жизни, включая медицину, науку и образование. Современные школьники также стараются приспособится к реалиям мира.

Существует мнение о том, что нынешние ученики негативно относятся к получению образования как в пределах школы, так и за стенами учебного заведения. Дети не стремятся получать и самостоятельно добывать необходимые знания.

К сожалению, многие учащиеся действительно склонны думать о бесполезности образования. Чаще всего это происходит из-за отсутствия мотивации к обучению. Мотивация в сфере обучения – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, а также факторы, влияющие на активность или пассивность поведения [1].

Многие педагоги и психологи склонны к признанию того, что у мотивации учащегося есть 4 структурных компонента:

Получение самоудовлетворения о выполнимой деятельности;

Важность для школьника результата от проделанной работы;

Ожидание вознаграждения за выполнение задания;

Принуждение личности к деятельности.

Кроме этого, на формирование учебной мотивации оказывает влияние другие важные факторы. Они представлены на рисунке 1.

t1705684365aa.gif

Рисунок 1 – Факторы учебной мотивации
 

Зачатую, главным звеном в формировании мотивации к обучению является семья. Родители оказывают непосредственное влияние на состояние ребенка. Поэтому от них также зависит то, насколько ребенок будет стремится получать знания и стремится достигать поставленных целей в образовании.

Известны случаи, когда гиперопека родителей отталкивает ребенка от обучения. Такое часто встречается, когда с учащимся систематически делают домашние задания родители или выполняют за ребенка любые поставленные учителем задачи [2].

Отсюда стоит выделить еще один фактор – заинтересованность ребенка. Каждый ученик индивидуален. Абсолютно любой ребенок обладает разными способностями, которые развиваются на протяжении всей его жизни. И мотивация к учебе - это одна из ключевых особенностей ребенка, создаваемая из различных мнений, знаний, навыков и умений.

Несомненно, школа и педагоги играют одну из главных ролей в формировании мотивации у ребенка. В учебном заведении дети проводят большую часть своего дня, что позволяет им не только общаться со сверстниками и получать знания от учителей, но и добывать новую информацию самостоятельно. Моментов, оказывающих влияние на формирование мотивации в школе может быть много: начиная от интересных предметов, заканчивая личным отношением школьника к образовательному процессу.

Очень важно сохранять мотивацию у ребенка на протяжении всего периода обучения в школе. Специалисты предлагают большое количество различных приемов, позволяющих этого достичь.

Так как мотивация у детей основана на интересе, то именно он лежит в основе 3-х педагогических законов [3]:

Чтобы привлечь учащего к выполнению какого-либо задания, важно убедиться в том, что оно ему интересно, и он готов самостоятельно заниматься им, прилагая всевозможные усилия.

Вызванный интерес должен быть направлен в правильное русло изучаемого предмета.

Интерес и желание учащихся будет формироваться и сохраняться в том случае, если все знания и умения будут направлены на их практическое применение в повседневной жизни.

Во многих образовательных учреждениях педагоги сталкиваются с большой проблемой – отсутствием заинтересованности детей в своем предмете. Зачастую, дело здесь совсем не в учителе, а в проведении урока.

Вот уже несколько лет в России происходит активный процесс внедрения различных образовательных инновационных технологий. Это делается для повышения заинтересованности школьников к различных предметам, к улучшению их самостоятельного обучения и формированию возможности к рефлексии.

На уроках по многим общеобразовательным дисциплинам учителя стремятся использовать современные техники и методики преподавания. Особую популярность имеют игровые уроки. Они подходят для учащихся разных классов и могут быть созданы для любого учебного предмета.

На уроках химии также нередки занятия в форме игры. Во многих школах химия начинается с 8-го класса. То есть средний возраст детей, изучающих химию в стенах школы, составляет 13-17 лет. Это уже подростки, которым, казалось бы, совершенно неинтересно играть на уроках. Но на уроках по химии игровая мотивация необходима, чтобы сохранить интерес детей в изучении данного специфичного предмета.

На занятиях я применяю несколько методик обучения в формате игры, которые адаптирую под возраст и способности учащихся в каждых классах.

Игра «Грузовик»

Первая игра, направленная на запоминание терминов или классов веществ, которая отлично подойдет для учащихся 8-9 классов – это игра «Грузовик». Ребятам выдаются листы с изображением грузовика. Рядом с ним в хаотичном порядке расположены необходимые термины или формулы. Четко прописано задание. Например, найти кислотные оксиды и соединить их с грузовиком. После окончания работы у ребят остается несколько лишних понятий, которые не были соединены с грузовиком.

Игра «Поиск»

Вторая игра, применяемая на уроках по химии, называется «Поиск». Учащимся раздаются маленькие листочки, на которых есть табличное поле. В каждом поле написана формула. По заданию школьникам необходимо правильно найти классы веществ. Например, найти все кислоты. После этого у ребят проявляется рисунок (сердечко, звезда или круг) из тех соединений, которые они отыскали.

Игра «Снежный ком»

Это одна из самых широко используемых игр на уроках вне зависимо от дисциплины. Ребятам предоставляется возможность бросать или передавать любому человеку шарик, называя при этом какой-то термин. Эта игра отлично подходит для любого возраста. В 10 классе «Снежный ком» позволяет запоминать и тренировать тривиальные названия органических веществ, а в 11 классе - термины из металлургии или производства полимерных материалов.

Игра «Волшебный кубик»

Данная форма игры ориентирована на начальное изучение химии. В качестве кубика можно использовать или пластмассовую готовую игрушки, или создать куб своими руками. Главное, чтобы на гранях куба были символы элементов из Периодической таблицы Д.И. Менделеева. Элементы можно постоянно менять после того, как ребята уже запомнили написание и произношение элемента. Учащиеся могут самостоятельно передавать или бросать кубик, либо это может делать педагог.

Игра «Химическое Поле чудес»

Объем данной игры – 1,5-2 часа. Поэтому она подойдет только для тех классов, в которых занятия по химии рассчитаны на 2 урока. Суть игры не отличается от правил в популярной телепередаче. В качестве приза, конечно, выступают оценки. Но игроки участвуют не индивидуально, а работая в команде. На доске рисуются клетки и загадывается слово или химический термин. Даются все возможные определения загаданного слова, подводящие к его отгадыванию.

Таким образом, все эти игры направлены на повышение мотивации учащихся на уроках химии. Они позволяют ребятам пересмотреть свое отношение к предмету, изменить сферу деятельности в учебном процессе и провести время интересно и с пользой.

 

 

Список литературы

1 Захарова Л. Н. Мотивация, как метод формирования личностной успешности обучающихся в образовательном учреждении среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 34–35.

2 Вартанов А.Л. Родительская гиперопека как проблема школьного воспитания // Обобщение опыта в НОО. – 2021. – С.1-3.

3 Иванов В. М., Штельмах И. А., Щегольков В. Ю. Обеспечение положительной мотивации к продуктивной познавательной деятельности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S18. – С. 31–35.

 

 

7

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации