Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий
«Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий»
«Прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» Л.С.Выготский
Как учителю повышать учебную мотивацию школьников? Как повысить интерес к своему предмету и повысить внутреннюю мотивацию школьника? Попробуем разобраться
Согласно новым требованиям ФГОС(Федерального государственного образовательного стандарта), игра является одной из форм реализации системно- деятельностного подхода в обучении, что подтверждает актуальность моего выбора. Я стараюсь использовать игровые технологии на каждом уроке, начиная от игровых моментов и игр- тренингов, заканчивая ситуационными и деловыми играми, создавая таким образом условия для формирования коммуникативных навыков.
В своей работе я опираюсь на труды великих учёных, таких как А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, С.А Шмаков, А.Ф.Жуков, М.М Бернштейн, которые помогли мне утвердиться в моих взглядах. В начальной школе игра остаётся очень важной деятельностью для ребёнка.
Игра является одним из наиболее эффективных средств умственного и нравственного воспитания детей. В процессе игры у детей формируется привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание и стремление к знаниям. Вовлекаясь в игровой процесс, дети не замечают, что учатся, они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют свои представления и понятия, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети с радостью принимают участие в игре, прикладывая все усилия, чтобы не подвести других участников.
Среди разнообразия игр, дидактические игры тесно связаны с учебно-воспитательным процессом. Дидактическая игра - это вид деятельности, в процессе которого дети учатся. Она может быть как индивидуальной, так и коллективной.
Дидактическая игра позволяет детям успешно преодолевать трудности, развивать свои способности и навыки. Она помогает сделать учебный материал интересным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение и облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх дети наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по различным признакам, производят анализ и синтез, делают обобщения.
Способность включаться в игру не зависит от возраста, но каждый возраст имеет свои особенности .Однако не каждая игра обладает значимой образовательной ценностью, только та игра, которая становится познавательной игрой.
Естественно, мы не можем превратить обучение в постоянную игру. Учитель должен помнить о том, что дидактические игры имеют ограниченное время (10-20 минут), и важно, чтобы весь этот период дети были интеллектуально активными и не теряли интерес к поставленной задаче. В будущем ученики, когда вырастут, поймут, что обучение - это серьезный и ответственный труд, хотя все равно радостный и увлекательный.
Однако игры не сразу приводят к учению. Если мы хотим установить постоянную связь между игрой и учением в школе, нам нужно внедрить игровой дух в учебный процесс, а не просто использовать дидактические игры. Учитель, как организатор игры, должен разобраться в сути игры и научиться внедрять игровые элементы в процесс обучения.
Таким образом, формирование мотивации учения у младших школьников будет эффективным, если мы соблюдаем определенные условия в процессе подготовки и проведения игровых уроков и занятий.
А теперь немного подробнее.
В 1-4 классах я уделяю особое внимание игровым приемам, которые способствуют развитию организованности и мыслительных навыков. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, что в свою очередь способствует стремлению быть быстрым, сосредоточенным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Мотивация к учебной деятельности является ключевым моментом в начале урока. Она направлена на привлечение внимания и интереса учащихся, а также на демонстрацию значимости и полезности изучаемого материала. От эффективности этого этапа во многом зависит успеваемость учеников. Позитивная эмоциональная направленность является одним из главных результатов этого процесса.
Я всегда стараюсь вызвать у детей интерес уже с первых минут урока. Например, я начинаю урок с необычного приветствия - "здравствуйте" в необычной форме. Кроме того, я давала домашнее задание ребятам - придумать свое необычное приветствие к следующему уроку, а затем мы выбирали самое оригинальное из них. Автор этого приветствия демонстрирует его перед всем классом, а затем мы все вместе его повторяем. Таким образом, мы радостно начинаем урок.
Еще одним элементом, который очень нравится моим ученикам, являются стихи для настроения, которые я сочиняю или нахожу. Положительная атмосфера, создаваемая таким музыкальным и позитивным вступлением, часто указывает на конечную цель.
Одной из игр, которую я применяю при актуализации знаний, является игра "Корзина знаний". Она может проводиться как индивидуально, так и фронтально. Цель игры - выяснить, что уже известно учащимся по теме, которая будет обсуждаться на уроке, и их предположения на этот счет. На доске я рисую или прикрепляю макет корзины, в которую дети помещают все, что им известно по данному вопросу.
Еще одной игрой, которую я использую, является игра "да - нет". Она позволяет детям быстрее включиться в мыслительный процесс. Я подготавливаю несколько высказываний по теме урока и предлагаю детям выразить к ним свое отношение по категории "да" или "нет", а также объяснить, почему они так думают.
Игра "Мы шагаем" также очень популярна среди моих учеников. Дети выстраиваются на определенном расстоянии от доски и шагают вперед, называя на каждый шаг слово, связанное с изучаемой темой.
Один из других методов, который я использую, называется "черный ящик". В ящик помещается несколько предметов, которые необходимы детям для изучения нового материала. Ученики объясняют связь этих предметов с новой темой и формулируют ее.
Интеллектуальная игра "Мозговой штурм" используется для наработки возможных решений. Чем больше идей учащиеся предлагают, тем лучше. Важно, чтобы дети не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными и фантастичными. Все предложения фиксируются на доске, чтобы дети знали, что каждый из них может и должен внести свой вклад в банк идей. Затем происходит коллективное обсуждение и анализ всех предложений, с целью выбрать самую интересную и практичную идею.
В качестве "Яркого пятна" на уроке я часто использую различные приемы, такие как сказки, легенды, фрагменты художественной литературы, шутки, головоломки и картинки. Они способны заинтриговать и завоевать внимание учеников, при этом обязательно оставаясь связанными с темой урока. Использование этого метода побуждает детей изучать тему, какую они сами сформулировали или которая их привлекла.
Игра "Классификация" позволяет учащимся соревноваться или работать вместе, чтобы классифицировать различные множества. Например, мы классифицируем литературных героев. Главное - чтобы множество было четко ограничено и всем известно.
Игра »Продолжить ряд» требует от учеников догадаться, какая закономерность лежит в основе ряда, и продолжить его. Ответ нужно пояснить.
В игре "Четвертый лишний" ученик должен назвать элемент, который отличается от остальных. Участвующий должен объяснить свой ответ.
Также игры-тренинги могут прийти на помощь в трудной ситуации, чтобы разнообразить урок и растворить скуку однообразия.
Работа в парах и группах - это еще один метод, который я использую, чтобы активизировать учебно-познавательные процессы, коммуникацию и общение между учениками. Это очень важно для распределения, обмена и взаимопонимания, которые являются неотъемлемыми частями совместной деятельности.
Также я использую ИКТ в учебном процессе, так как это эффективный метод повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Множество примеров можно привести.
Суть всех этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
Использование игровых технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
« Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра -
это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это
искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Список литературы
1. Андронова, О. С. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС 2. Денисова, Т. А. Формирование универсальных учебных действий на уроках
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / Под редакцией А. Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2018. – С. 151.
4. Носикова, Я.Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС / Я.Н. Носикова // Начальная школа плюс до и после. – 2017. – № 2. – С. 24–3